Здравствуйте.
Начала вести свой телеграмм канал. Статьи про психологии, мысли про детей и воспитание, отзывы о прочитанном и немного личного:
Сегодня речь пойдет о подростках. Я проводила внеурочную деятельность у подростков (6-7 классов) в виде тренинговых занятий, где мы работали над самыми разными темами, в том числе и над темой детско – родительских отношений. Подростки очень любят говорить на эту тему. Она для них очень значима и очень эмоциональна.
Одной из ситуации, которая часто возникает в разговорах, является следующая:
Я пришел из школы и мне хочется полежать. Ничего не делать. Иногда даже лень раздеваться. Или хочется посидеть в телефоне, в компьютере и просто отдохнуть. Но стоит только прилечь, как сразу возникают какие – то дела: помой посуду, иди есть, а чаще всего – иди делай уроки. Такое ощущение, что мне нельзя отдыхать.
Почему-то нас действительно может раздражать тот факт, что другие отдыхают, а я нет. Но ведь это не должно быть проблемой другого человека. Стоит обратить внимание, если родители замечают у себя следующее:
- остро реагируют на непорядок в доме (оставленную кружку, куртку, которая лежит не месте);
- требуют, чтобы ребёнок пришёл и поел после школы, так как мама уже накрыла стол;
- хотят, чтобы уроки были сделаны сразу, после прибытия домой;
- хотят, чтобы их требования выполнялись сразу и моментально (помыть посуду, убрать куртку, протереть пыль).
«Он пришел, кинул куртку на полу и сел играть в компьютер. Я несколько раз просила его убрать куртку. Пока не наорешь – не сделает. Вышел, повесил куртку и ушел в комнату, хлопнув дверью. Неужели так сложно. Почему я должна убирать за ним».
Не должны убирать за ним. Но можно воспользоваться следующим алгоритмом:
1. Можно не убирать за ребенком, а заботиться о ребёнке, повесив эту куртку на место.
2. Если это продолжается несколько дней, то спросить у подростка: «Я заметила, что ты перестал вешать куртку, у тебя всё хорошо? Может, я могу чем-то помочь?».
3. Куртка не вешается? Заметьте где-то за ужином: «Знаешь, я всегда готова тебе помочь, проявить заботу, повесить куртку, чтобы она не помялась и не порвалась. Но было бы неплохо, если бы ты вешал куртку на вешалку».
4. Можно повесить на видное место табличку «Повесь куртку», а чуть дальше еще одну табличку и фломастер «Если повесил куртку, то нарисуй цветочек».
В итоге с высокой вероятностью куртка будет на вешалке оказываться чаще.
Если история с вещами повторяется, то вспомните себя и друзей в этом возрасте: кто-то по любому не вешал вещи, постарайтесь вспомнить почему. Скорее всего это было тогда просто не важно. А ещё в интернете есть ролики, когда родители приходят в гости к уже взрослому ребёнку и начинают вести себя как подростки. И видео начинается с разбросанных ботинок и верхних вещей. О чем это? О том, что это очень распространенная проблема родителей. И это происходит из-за того, что подростку пока еще не важно вешать куртку и ставить обувь красиво. Они до этого дорастут.
«А что делать нам?», - скажите Вы.
Попробовать перечисленные способы, и, если они не дали результата, то поменять своё отношение к этому: отнестись философски к разбросанным вещам. Или попросить их раскидывать там, где Вы этого не видите (в своей комнате или в своем месте за ширмой). «Знаешь, меня очень раздражают разбросанные вещи, мне не хочется за тобой их убирать. Будет здорово, если они будут валяться у тебя в комнате. Я их не буду видеть – я не буду нервничать». И пару раз отправить валяющуюся куртку в коридоре к нему в комнату, но без комментариев. И не кидать гневно на пол, а аккуратно положить. Главное, убедитесь, что подросток услышал вашу просьбу про куртку: он не был в телефоне, в своих мыслях, это было сказано без криков и не время конфликта.
И последний вариант: испортить отношения, но возможно добиться того, что это несчастная куртка будет висеть:
- Да сколько можно, неужели так сложно убрать!
- Сложно.
- Меня раздражает куртка, которая лежит на полу.
- Тебя раздражает, ты и убирай.
- Если она тебе не нужна, то не носи.
- Хорошо, не буду.
- Да никто не ценит того, что я делаю. Я прихожу с работы, мне надо приготовить, убраться, а теперь еще и вешать за каждым куртки (очень длинная тирада, которая может продолжаться в течении нескольких минут).
И тут либо вешается куртка и подросток уходит в комнату, громко хлопнув дверью, либо просто уходит в комнату, громко хлопнув дверью, либо выдает длинную тираду в ответ: «Ну так не мой посуду, не готовь есть, с голоду не умрем. И ты ничего не замечаешь, когда тебе помогают. Всё тебе не так».
Так, из-за маленькой куртки, возникает огромный конфликт, в котором никто победителем не выходит.
«Я приготовила поесть, а он не пришел. То не хочет, то сидит играет за компьютером, то в телефоне. Зачем я только на стол накрываю, мне это теперь всё убирать».
В начале стоит уточнить, а будет ли ребёнок есть. Не хочет, значит накрывать на него не надо. Проблемы уже нет. Любой школьник в состоянии погреть себе сам, когда захочет есть. Достаточно просто рассказать ему, как это делать.
Сказал да, но не приходит: либо оставляете на столе, подросток сам придет и погреет заново, если ему надо. Если в течении какого-то времени он не приходит, просто не накрывайте на него, сказав: «Ты просто все равно позже приходишь, поэтому я не стала греть. Думаю, что тебе проще погреть самому, когда ты захочешь поесть». Возможно подросток временно хочет есть один. А если надо помыть тарелку, повесьте пару веселых стикеров с напоминанием об этом.
А про остальные два момента: про сразу сделанные уроки после школы и про желание, чтобы подросток моментально выполнял требования, поговорим в следующей статье.