Найти в Дзене

Как развить в ребенке самостоятельность и подготовить к жизни вне семьи

Оглавление

Детская самостоятельность — это не только умение собрать портфель и разогреть обед. Она определяется тем, как ребенок ведет себя в обществе, а не только в быту. Может ли находить общий язык с окружающими и принимать собственные решения. С этими качествами люди не рождаются, их приобретают и развивают. Однако часто возникает парадокс: даже если родители сильно вовлечены в детское воспитание, вдали от дома ребенок оказывается беспомощным. Почему так происходит и как вырастить самостоятельного человека?

Семья — это закрытое сообщество

Внутри каждой социальной ячейки развиваются внутренние коммуникации. Это фразы, жесты и интонации, которые понятны ограниченному кругу людей. Дети привыкают к определенным паттернам поведения: они «работают» внутри семьи, но не особо применимы в общении с посторонними. Если ребенок практически ни с кем не общается, кроме родителей, он считает сформировавшийся набор правил единственно верным. Но окружающие не будут (и не должны) относиться к нему с такой же любовью и трепетом как родители. Поэтому при воспитании ребенка важно учитывать азы социальной психологии.

Самое простое — смотреть на себя со стороны и представлять, как бы восприняли манеру общения посторонние. Было бы поведение адекватным и уместным, или же все-таки выглядело странным? Мы не призываем отказываться от локальных шуток, семейных традиций, общих ритуалов — даже если кому-то они могут казаться чудаковатым. Просто нужно рассказывать о разных методах коммуникации:

  • Как стоит здороваться и прощаться.
  • Когда, за что и как следует извиниться.
  • Как правильно договариваться с другими людьми.
  • Как предотвращать и решать конфликтные ситуации.
  • Почему не стоит ждать от всех людей на планете такого же отношения, как в семье, и все в таком духе.

Отправить ребенка в детский сад — тоже не панацея. Если у него сформировалось представление о человеческом общении, сталкиваясь с новой системой поведения, он будет раздражаться и злиться. К тому же проблемы с социализацией могут возникнуть и позже — например, после школьного выпускного. Класс — это еще одна закрытая ячейка, где формируются свои приемлемые формы коммуникации. В вузе уже и преподаватели не такие лояльные и заботливые. И новому коллективу поведение ребенка может показаться странным.

Нужно обеспечить ребенку разнообразный опыт общения, чтобы прокачать его социальные навыки. Полезно отправлять на секции, посещать тематические мероприятия, ездить в лагерь, ходить или приглашать в гости одноклассников, общаться с педагогами.

Что еще должен уметь подросток?

Есть три главных навыка: саморегуляция, самообслуживание и самоподдержка. Овладев ими, подростка не страшно отправить самого в поездку или отпустить на учебу. Рассмотрим каждый подробнее:

  1. Саморегуляция — умение различать собственные эмоции и отличать их от физического состояния. Дети должны понимать, что происходит с их телом и чувствами. Как справляться с грустью и злостью. Когда слабость вызвана усталостью, а когда — сниженным иммунитетом и т. д.
  2. Самообслуживание — способность самостоятельно встать по будильнику приготовить еду, постирать и погладить одежду, купить продукты, бытовую химию и лекарства. Многие дети растут в гиперопеке и получают все «на блюдечке». И когда начинают жить вдали от родителей, не могут справиться с базовыми задачами.
  3. Самоподдержка — понимание, как экологично справляться с жизненными трудностями. Без навыка саморегуляции развить это качестве невозможно. Ребенок должен понимать свои психоэмоциональные особенности и видеть примеры, как можно пережить сложный эпизод. Кто-то нуждается в общении с близкими и объятиями. Кому-то нужно побыть наедине и прогуляться. Родители должны показать весь арсенал доступных инструментов самопомощи, чтобы дети не скатились в деструктив — не стали заедать стресс, утешаться алкоголем и прочим.

Подытожим. Задача родителей — научить разным формам коммуникации и объяснить, как вести себя с окружающими без ущерба для своих и чужих личных границ. Помочь разобраться с эмоциями и показать здоровые методы самоподдержки. Рассказать об азах физиологии, чтобы больное горло после прогулок без шарфа или перепады настроения из-за гормональных скачков не казались неожиданностью. А также научить справляться с бытовыми задачами.