Найти тему
Краткая история

"Попросила тюремщика постирать свою рубаху в реке, чтобы умереть в чистой одежде…". За что пытали боярыню Морозову?

Оглавление

Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова» известна, наверное, каждому. Вот только, кто она, эта Морозова, и что за эпизод изображен на полотне, знают далеко не все. А ведь Феодосия Прокопьевна (так ее звали) весьма почитается за свою приверженность «старой вере» и у старообрядцев считается мученицей и святой.

Добавьте описание
Добавьте описание

Богатая вдова

Боярыня — в девичестве Соковнина — была непростого роду-племени. Ее отец, окольничий, служил еще первому царю династии Романовых — Михаилу Федоровичу. А сама Феодосия была приближенной (позже сказали бы — фрейлиной) царицы Марии Милославской — первой жены Алексея Михайловича Тишайшего.

В 17 лет Феодосия была выдана за Глеба Морозова — родственника Романовых, стольника царя. Был он в ту пору далеко не молод (54 года) и уже похоронил первую жену, с которой прожил в браке 30 лет. Тем не менее, со второй супругой Глеб Иванович прожил тоже немало — 12 лет. Он умер в 1661 году, оставив ей (де-юре малолетнему сыну) огромное состояние, в том числе, и наследство бездетного старшего брата.

Реформы патриарха Никона

Еще в 1650-х годах начались масштабные реформы Русской православной церкви с целью унификации ее с греческой церковью. Хотя эти реформы были поддержаны царем Алексеем Михайловичем, согласились с ним далеко не все. Активным противником стал протопоп Аввакум, с которым близко общалась и Феодосия Морозова. На долгое время дом боярыни стал настоящим приютом старообрядцев. Она занималась благотворительностью, принимала странников, нищих и юродивых, «смиряла» плоть и творила молитвы «по старому обычаю».

Ярым противником реформ выступил апологет старообрядчества протопоп Аввакум
Ярым противником реформ выступил апологет старообрядчества протопоп Аввакум

Царь пытался воздействовать на непокорную боярыню через родственников, а также начал изымать вотчины, но упрямую Морозову это не переубедило. От более агрессивных действий ее уберегало заступничество царицы Марии Милославской. Но, когда той не стало, у Алексея Михайловича оказались развязаны руки. Тем более, Феодосия Прокопьевна нанесла ему жесточайшую обиду. отказавшись посетить свадьбу с Натальей Нарышкиной.

В опале

Царь тогда предпринял еще несколько попыток убедить Морозову принять церковную реформу, но та ответила отказом. Осенью 1671 года боярыня вместе с сестрой была закована в кандалы и помещена под домашний арест. Впрочем, это не помешало ее общению с внешним миром. Она даже продолжила переписку с Аввакумом. И хотя многие царские родственники просили его смилостивиться, Алексей Михайлович, несмотря на свое обманчивое прозвище, проявил решительность.

После трехлетнего домашнего ареста Феодосию подвергли пыткам на дыбе, желая выбить из нее силой отказ от старообрядчества. Та была тверда, что вывело царя из себя. По его приказу был даже подготовлен костер для сожжения еретички, но Морозову спасло заступничество царской сестры Ирины Михайловны.

Мученическая смерть

Все же свою жажду крови Алексей Михайлович утолил — в 1675 году были сожжены в срубе 14 слуг Морозовой, отказавшихся признавать реформы. Сама боярыня с сестрой к тому моменту уже находилась в земляной тюрьме в Боровске. Там она и скончалась в ноябре от голода. Рассказывают, что перед смертью Феодосия попросила тюремщика постирать свою рубаху в реке, чтобы умереть в чистой одежде…

На месте предполагаемого заключения боярыни Морозовой ныне высится часовня.
На месте предполагаемого заключения боярыни Морозовой ныне высится часовня.