Перед прочтением можно посмотреть видео с примерами сверхвысокоскоростной съёмки. https://dzen.ru/video/watch/652a6e3a816f9700131de6c2?share_to=link
1. Как я понял, что мне нужна высокоскоростная съёмка.
2. Куксимся с HD60, завидуя The Slow Mo Guys.
3. FHD120 и HD240! Но хочется ещё больше к/с.
4. Есть способы записывать до 1200 к/с без продажи дома.
5. Nikon 1 с его ломающимися объективами.
6. Casio Exilim EX-F1 (Pro) и как я его достал.
7. Casio Exilim.
8. Постобработка программами для улучшения изображения.
1. Моя первая «личная» камера (ещё до создания канала) – Sjcam SJ4000. Она хорошо подходила для моих экспериментов – прочная, водонепроницаемая и может снимать HD60, т.е. замедление в 2-2,5 раз.
Sjcam SJ4000
2. В то время я уже знал про The Slow Mo Guys, мне очень нравились их кадры. Но я понимал, что это ОЧЕНЬ дорого. И 2Х замедления почти всегда не хватает. Кроме того, мне бы хотелось иметь несколько высокоскоростных камер.
3. И вот, мне подарили Sjcam SJ 8 Pro – отличное качество изображения, стереозвук, стабилизация, это всё ещё action camera, 4К60, FHD120 и HD240. 4Х и 8Х замедление выглядит потрясающе. Я вижу в интернете много видео с замедлением до 8Х, изредка вижу намного более сильное замедление, но там Phantom за космические десятки тысяч $ или в лучшем случае Cronos 1.4 за несколько тысяч $. Я узнаю, что новые GoPro уже снимают FHD240, а чуть позже и 2,7К240 (наверное, скоро будет 4К240), но пока они стоят дорого. Появились флагманские телефоны, где есть пол секунды 960 к/с, вытянутые нейросетями из 240 к/с.
4. Но спустя время я стал натыкаться на действительно недорогие решения, позволяющие снимать до 1200 к/с – а это 40-50Х замедление. Не кисло!
После многих часов в интернете я выяснил, что.
· Есть некоторые модели от Sony, которые записывают до 1000 к/с в течении 2 сек с хорошим разрешением, но они стоят 40+ КРуб (400+ $).
· Есть старые фотики Casio Exilim, которые записывают до 1000 к/с БЕЗ ограничения по времени, разрешение и матрица совсем маленькие. Но и цена небольшая.
· Есть Nikon 1 (да, Nikon и про видео), которые записывают до 1200 к/с но с ограничением по времени 2 сек и разрешением ниже, чем у Sony. Из-за неудачной конструкции объективов, пользователи продают их «за копейки».
Далее последовал сбор дополнительной информации, и теперь я могу рассказать (и показать) Вам, как за 5 КРуб снимать достойное сверхвысокоскоростное видео.
5. Nikon 1 с его ломающимися объективами. Изначально около года назад был куплен фотоаппарат Nikon 1 S1 с объективом 11,5-27,5 за 2 КРуб (20 $). Причина покупки – относительно высокое качество при высокоскоростной съёмке. 240*640/400 и 120*320/1200. Но длина записи только 2 сек, без возможности сохранить последние 2 секунды (как у Sony – пишешь 30 сек, а сохраняются 2 сек, здесь только первые 2 сек). Для сравнения большинство высокоскоростных Casio (и вроде как единичные Fuji) пишут 360*480/210(240), 168*224/420(480) и 54*224/1000 – пропускная способность намного ниже (в ~ 3,5 раз), чем у фотоаппаратов серии Nikon 1. Ещё плюс фотоаппаратов серии Nikon 1 – матрица в 4 раза больше (по площади) чем у др цифрокомпактов.
Но все (или почти) объективы Nikon 1 имеют 2 типовые и очень частые неисправности – трещина на шестерёнке в механизме диафрагмы и обрыв шлейфа.
Я попытался починить объектив 11.5-28,5. Убрал диафрагму (она всегда полностью закрыта при трещине в шестерёнке), но собрать объектив обратно не смог.
На Aliexpress/Ozon можно купить переходник Nikon 1-F, чтобы установить на этот фотоаппарат обычные сменные объективы Nikon с байонетом F (для зеркальных фотоаппаратов, у меня есть такие объективы), но «без объектива с процессором» Nikon 1 S1 может только делать фотографии и видео в РУЧНОМ режиме, а высокоскоростная съёмка НЕДОСТУПНА. Кроме того, существует переходник Nikon FT1 с процессором, но он очень редкий и стоит 10 КРуб + (100+ $).
Но через некоторое время я увидел заманчивое предложение – Nikon 1 J1 + 10-30 + 30-110 + сумка всего за 6,8 КРуб (68 $). Хотя объективы тоже сломаны. Но к этому моменту я понял, что.
· Можно купит объектив 10 мм f/2.8 на Aliexpress (за 5 КРуб (50 $) – дороговато), в нём нет трансфокации и оптического стабилизатора – добраться до диафрагмы будет гораздо легче, чем в зумах + он светлее в 2 раза (очень важно для высокоскоростной съёмки).
· Диафрагма пластиковая. Её можно попытаться «спилить» мощной лазерной указкой. См видео об этой указке, оно популярное – https://dzen.ru/video/watch/63fcbfc5e59c5a53fd3ce4ac?rid=114086006.95.1695220739128.76584&t=7
· Можно взять любой сломанный объектив Nikon 1 и попытаться припаять контакты объектива к контактам в фотоаппарате (через провода) так, чтобы можно было надеть переходник Nikon 1-F (а на него обычный объектив для зеркалок). Ведь на сломанную диафрагму фотоаппарат не ругается. Пусть думает, что у него его родной объектив.
Сразу скажу, что «спилить» диафрагму лазером 1 Вт опт не получилось – пластик прочный, да и дым от него пачкает внутри линзы.
Ещё я узнал, что вроде как Nikon 1 серии V (1, 2 и 3) умеют снимать высокоскоростное до 5 секунд за счёт большего буфера. Но серия V дорогая, пока не удалось найти V1 за дёшево для проверки.
А теперь 2 (даже 3!) главных сюрприза!
1. Каким-то образом Nikon J1 записывает 5 СЕК высокоскоростного видео. Хотя что у S1, что у J1 одинаковые матрицы, процессоры и количество фото в серии – т.е. их буфер одинаков. Кроме того, S1 на 2 года моложе J1. Но S1 фотоаппарат – классом пониже, для начинающих, а J1 для любителей (V1 для профессионалов). Короче, «программная кастрация» и маркетинг. Конечно, с такими проблемами в объективах и таким программным урезанием эта серия (Nikon 1) прекратила своё существование. А жаль. Очень быстрые и маленькие фотоаппараты.
Nikon J1 может снимать ВЫСОКОСКОРОСТНОЕ видео в РУЧНОМ режиме, т.е. с объективом без процессора. Теперь можно купить переходник Nikon 1-F и использовать обычные объективы для зеркалок.
Эти 2 пункта (5 сек высокоскоростного видео и его наличие в ручном режиме) не указаны в интернете (я не нашёл). Но запомните – Nikon 1 J1 подходит для такой высокоскоростной съёмки.
6. Casio Exilim EX-F1 (Pro) и как я его достал. И третий сюрприз, о котором уже некоторые знают (был пост). Есть такой старый и необычный (любительско-профессиональный) фотоаппарат – Casio Exilim EX-F1 (Pro), который выпустили в далёком 2008 году. На сколько я понял, это первый фотоаппарат Casio с КМОП матрицей, до этого в их фотоаппаратах были ПЗС. Этот фотоаппарат производили в небольшом количестве – дорого и новая технология, даже вроде не продавали в России. Casio поставили туда очень быструю КМОП 1/1.7 матрицу на 6 МП – 360 МП/с (60 к/с при 6 МП). Этот фотоаппарат может снимать высокоскоростное видео 512*384/300, 432*192/600 и 336*96/1200 БЕЗ ограничения по времени. Сейчас так много продолжительных к/с не имеет ни одна потребительская камера (если это не так, то напишите в комментариях)! Не думал, что когда-нибудь достану эту камеру – всего несколько объявлений по России, состояние так себе и цена – от 8 КРуб. (80 $), а обычно 10-12 КРуб (100-120 $). Но мне повезло – купил её за 5 КРуб. (50 $) в отличном состоянии и полном комплекте + 2 карты памяти 16 ГБ! Только на дорогу к продавцу туда-обратно ушло 6 часов. Но оно того стоило.
С этим фотоаппаратом почти отпадает необходимость в фотоаппаратах серии Nikon 1 – разрешение достойное, объективы не ломаются, и нет ограничения по времени.
7. Casio Exilim. Теперь снова вернёмся в прошлое. Когда я не смог починить 11,5-27,5 для Nikon 1 S1, то решил купить какой-нибудь Casio Exilim со сверхвысокоскоростной съёмкой. За 2008-2012 Casio выпустило несколько моделей со сверхвысокоскоростной съёмкой. Если решите купить Casio Exilim, то каждую модель перед покупкой нужно проверять на наличие сверхвысокоскоростной съёмки (характеристики в интернете). Мне удалось купить Casio Exilim EX-FH20 за 3 КРуб (30 $). Это псевдозеркалка с 20Х оптическим зумом, относительно светосильным объективом f/2.8-4.5, матрицей 9 МП, гибридным зумом 108Х для видео 480*640, есть видео HD720*1280/30, серийная съёмка 40 к/с (буфер 30 фото) при 7 МП, всякие «продвинутые AI» режимы и, конечно, высокоскоростная съёмка – 360*480/210, 168*224/420, 56*224/1000. Разрешение низкое, но 1000 к/с – мне понравилось. Кино не поснимаешь, но для экспериментов самое то – можно успеть разглядеть все процессы. Позже, может быть, куплю ещё один Casio Exilim – поменьше, этот весит 500+ грамм. Casio смогло поместить сверхвысокоскоростною съёмку даже в небольшие (200 г) фотоаппараты, но там объективы темнее.
8. Постобработка программами для улучшения изображения. Эти камеры не имеют очень большую пропускную способность матрицы. Следовательно, при таком большом количестве к/с разрешение будет низким. Кроме того, у этих камер маленькие «фото» матрицы (много МП) и используются не все пиксели. Это значит, что изображение будет шумным (при коротких выдержках нужно много света и высокое ISO) и нечётким. Раньше я обрабатывал изображения только с помощью Neat Video. Это плагин для шумоподавления видео. Вещь офигенная. Он убирает и цифровой шум от низкой освещённости / высокого ISO, и мерцание от дешёвых лампочек, и артефакты с плёнок, и помехи с видеокассет, и сильную компрессию. Причём резкость сильно не теряется. Обычно при шумоподавлении сверхвысокоскоростных видео я почти всё оставляю по умолчанию – он сам выбирает зону с шумом (обычно она маленькая из-за низкого разрешения), но я увеличиваю радиус с 2 до 5 кадров (так обработка идёт дольше, но качественнее), включаю подавление мерцания и иногда, если в кадре нет очень быстро движущихся объектов, удаление «пыли и царапин». Подавление мерцания хорошо убирает крупный цветной шум на высоких ISO. Удаление «пыли и царапин» неплохо убирает артефакты компрессии в AVI видео, излишнюю резкость и муар (например, в пески или траве). Да, кроме шума в исходниках сильная компрессия. У Casio Exilim EX-FH20 на удивление довольно большой битрейт, но он записывает AVI видео, а значит будут неприятные квадраты, как в сильно сжатом JPG из интернета. Эти квадраты ещё и мельтешат от шума и движущихся объектов. Иногда даже удаление «пыли и царапин» не помогает полностью убрать их. В таком случае я увеличиваю шумоподавление со стандартных 25 до 35 ед. Изображение «мылится», но квадраты пропадают. У Casio Exilim EX-F1 (Pro) видео MOV, жёстких квадратов нет, но у него низкий битрейт, и при большом количестве движущихся объектов или при сложной текстуре (опять же, например, трава или песок) изображение «сыпется». Но и тут Neat Video отлично сглаживает квадратики компрессии. У Nikon 1 битрейт при схожих разрешениях лишь чуть-чуть выше, чем у Casio Exilim EX-FH20, но там почему-то компрессия видна намного слабее. Видимо Exped 3A может более качественно упаковывать информацию, чем какой-то проц из начала 2008. После Neat Video применяется цветокоррекция. Ещё иногда применял интерполяцию кадров «Оптический поток» в видео 60 к/с, чтобы 24-30 к/с со сверхвысокоскоростных камер не выглядели дёрганными.
Но теперь после Neat Video я ещё использую нейросеть Topaz Video AI. Она может сделать увеличение изображение в 4 раза и более качественную интерполяцию кадров. Это может привести к увеличению потока в 64 раза (увеличение по вертикали в 4 раза, по горизонтали в 4 раза и увеличение к/с в 4 раза – 43)! И вот я получаю гигапиксели в секунду (хотя и немного фальшивые) как у профессиональных сверхвысокоскоростных камер! Для сравнения: Cronos 1.4 может снимать 1500 к/с при 720*1280, а Casio Exilim EX-F1 (Pro) + Topaz Video AI может 2400 к/с при 768*1728; у Cronos 1,382 ГП/с, а у Casio + Topaz 3,185 ГП/с, ещё и без ограничения по времени! После этой нейросети можно применить либо резкость (чтобы сделать изображение ещё чуток чётче), либо опять Neat Video, т.к. иногда некоторые материалы после увеличения разрешения выглядят не очень реалистично и немного мерцают. Но Neat Video решает эту проблему.
Конечно, нужно понимать, что реальное RAW HD 1500 к/с у Cronos 1.4 скорее всего будет выглядеть лучше, чем переваренное компрессорами и нейросетями 768*1728HD+ 2400 к/с… Но сравните цены Casio Exilim EX-F1 (Pro) и Cronos 1.4 (различаются в десятки, а то и сотни раз)!
Вообще, странно, что почти во всех современных камерах нет сверхвысокоскоростной съёмки – ведь и матрицы, и процессоры быстрые. Например, Casio Exilim EX-F1 (Pro) в 2008 году мог: 60 к/с при 6 МП (макс 1 сек) – 360 МП/с; 1080*1920/60 продолжительно – 124,4 МП/с; 512*384/300 продолжительно – 58,98 МП/с; 336*96/1200 продолжительно – 38,71 МП/с. А вот, к примеру, современные камеры. GoPro 10/11/12: 2160*3840/120 продолжительно – 995,3 МП/с; 1524*2704/240 продолжительно – 989 МП/с (походу у матрицы лимит 1 ГП/с). Nikon Z6 2 с полнокадровой матрицей и большим буфером: 2160*3840/60 продолжительно – 497,8 МП/с, 24,5 МП RAW 14 бит 14 к/с в буфер (несколько секунд) – 357 МП/с. Хотя судя по относительно небольшому (в отличие от беззеркалок Sony) rolling shutter, матрица в Nikon Z6 II может около 1 ГП/с. Если производители зададутся задачей, то можно и ещё добавить МП/с. Но в этих камерах нет сверхвысокоскоростной съёмки, хотя современные процессоры и карты памяти не станут узким местом – в 2008 же смогли… Здесь узкое место – скорость матрицы и шлейфа от матрицы к процессору, а значит можно повышать битрейт.
Это всё, что я хотел сказать о сверхвысокоскоростной съёмке для обычных людей. Надеюсь, в будущем производители камер вернут сверхвысокоскоростную съёмку, которая явно будет лучше, чем то, что было в 2008 или 2012. И можно будет просто купить GoPro или беззеркалку (хотя это дорого, но не так дорого, как Chronos 1.4) и получить и хорошую универсальную камеры, и качественную сверхвысокоскоростную съёмку.