Найти в Дзене

Меншиковский дворец. Одно из первых каменных зданий Петербурга. Часть 3. Женская половина дворца.

Перед прочтением рекомендую ознакомиться с: Женскую половину дворца открывает Передняя. Этим подчеркивалось значение комнаты - первая около Большого зала. В настоящее время стены этой комнаты покрыты тканью, воссозданной по образцу конца XVII века. Работа над оформлением комнаты все еще продолжается. На обитых тканью стенах западной прихожей размещены портреты дочерей Меншикова. С левой стороны — Александра, фрейлина Анны Иоанновны и супруга Густава Бирона, брата могущественного фаворита царицы. С правой стороны — Мария, невеста царя Петра II. Они обе прожили не долго: Александра умерла во время родов в возрасте 23 лет, а Мария скончалась в Березове в свой 18 день рождения. Интерьер комнаты украшает уникальная коллекция фарфоровых тарелок. Фарфоровые изделия, роспись которых преимущественно выполнена зеленой глазурью, относятся ко времени правления маньчжурской династии Цин (XVII -XVIII веков). В Китае такой фарфор известен как пятицветный. Содержание рисунков наполнено символикой знат

Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:

Женскую половину дворца открывает Передняя. Этим подчеркивалось значение комнаты - первая около Большого зала. В настоящее время стены этой комнаты покрыты тканью, воссозданной по образцу конца XVII века. Работа над оформлением комнаты все еще продолжается.

Передняя
Передняя

На обитых тканью стенах западной прихожей размещены портреты дочерей Меншикова. С левой стороны — Александра, фрейлина Анны Иоанновны и супруга Густава Бирона, брата могущественного фаворита царицы. С правой стороны — Мария, невеста царя Петра II. Они обе прожили не долго: Александра умерла во время родов в возрасте 23 лет, а Мария скончалась в Березове в свой 18 день рождения.

Передняя
Передняя

Интерьер комнаты украшает уникальная коллекция фарфоровых тарелок. Фарфоровые изделия, роспись которых преимущественно выполнена зеленой глазурью, относятся ко времени правления маньчжурской династии Цин (XVII -XVIII веков). В Китае такой фарфор известен как пятицветный. Содержание рисунков наполнено символикой знатности и долголетия. Шкафы-консоли являются современной музейной мебелью, выполненной в соответствии со вкусами XVIII века.

Передняя
Передняя

На подставке под большим зеркалом в ореховой раме с резным орнаментом находится ларец, изготовленный в Аугсбурге во второй половине XVII века и украшенный серебряной сканью и растительным узором из полудрагоценных и декоративных камней.

Заметное место занимают предметы, сделанные из серебра. Современники А. Д. Меншикова обращали внимание на его многочисленную коллекцию серебряных изделий превосходного качества.

Западная прихожая
Западная прихожая

Следом за Передней идет Западная приемная. Название комнаты условное, по аналогии с симметрично расположенной приемной князя (Предспальней).

Декор стен
Декор стен

Верхняя часть стен комнаты декорирована китайскими расписными шелковыми обоями первой четверти XVIII в. в дубовых профилированных рамах. Роспись по шелку выполнена естественными растительными и минеральными красителями.Эти обои являются одним из редчайших произведений искусства, которые чудом сохранились до наших дней.

Представленные в этой и других комнатах Дворца Меншикова, китайские шелковые обои изначально украшали один из павильонов Летнего сада. В 1748 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны их перенесли во дворец Екатерингоф. Позже обои были переданы в Государственный Эрмитаж, где реставраторы проделали огромную работу по их восстановлению.

Обои были созданы китайскими художниками-ремесленниками высокого класса (возможно, в Кантоне) в конце XVII — начале XVIII века, в лучших традициях китайской живописи, для экспорта в Европу. Шелковые полотна были расписаны на сюжеты классических произведений китайской литературы. Тематика обоев в Приемной заимствована из известной пьесы начала XIV века «Западный флигель» о любви и похождениях студента и некоей красавицы.

-6

Нижняя часть стен облицована панелями, состоящими из плиток темно-красного цвета с узором «Розы на стеблях». Методика изготовления этих плиток с росписью марганцем была восстановлена Петербургскими реставраторами в 1990-е годы.

В шкафе-витрине красного цвета с росписью в стиле шинуазри представлены образцы китайского и японского фарфорового производства — посуда для чая, чайницы.

Угловой камин
Угловой камин

Угловые камины в Приемной и в следующих комнатах воссозданы, на месте существующих ранее. В камине установлена дельфтская фаянсовая ваза, выполненная в восточном стиле с изображениями порхающих по саду птиц.

Спальня Дарьи Михайловны
Спальня Дарьи Михайловны

Спальня Дарьи Михайловны - это условное название, так как она расположена симметрично спальне А.Д. Меншикова в восточной части дворца. Интерьер был воссоздан по аналогичным образцам.

Стены, подобно Столовой, украшены китайскими шелковыми обоями с рисунками на темы классических произведений китайской литературы. Нижний участок стен выполнен в виде панелей с филенками, окрашенных в зеленый и ярко-коралловый цвета с позолоченными деталями.

Спальня Дарьи Михайловны
Спальня Дарьи Михайловны

Восточная тематика в оформлении интерьера представлена предметами декоративно-прикладного искусства - двумя китайскими лаковыми шкафчиками с росписью напротив друг друга, расположенными в противоположной части комнаты, - двумя роскошными японскими напольными вазами с крышками из мастерских Арита, доставленных через порт Имари, поэтому такой фарфор называется Арита-Имари.

Есть легенда, что серебряное блюдо из горки, сделанное в Аугсбурге по сюжету из Ветхого завета, было подарено шведским посольством от имени короля Карла XII Петру I перед Северной войной.

Потолок спальни Дарьи Михайловны
Потолок спальни Дарьи Михайловны

Потолок спальни декорирован копией с элементами реконструкций угловых росписей плафона Орехового кабинета с изображением купидонов с гирляндами цветов.

Кабинет с живописью
Кабинет с живописью

Следом идет Кабинет с живописью. Стены зала обтянуты синим сукном, а их нижняя часть обшита дубовыми панелями.

На стенах можно увидеть живописные полотна западноевропейских мастеров XVII-XVIII веков из коллекции Эрмитажа, которые дают представление о темах и качестве коллекции живописи А. Д. Меншикова, известной по документальным источникам, которая к 1722 насчитывала более 140 полотен.

После того как Александр Данилович был отправлен в ссылку, вся его коллекция была разбросана по дворянским домам Санкт-Петербурга.

Плафон
Плафон

Потолок помещения украшает огромный плафон. В его центре, в овальном медальоне, изображен Петр I, представленный в образе римского бога войны Марса. Этот плафон является воссозданием первоначального плафона из “Ореховой” комнаты этого же дворца.

Центральное место в комнате занимает редкое произведение мебельного искусства — кабинет с шестью живописными вставками, выполненными на мраморе неизвестным фламандским художником XVII в. Подстолье украшают майоликовые вазы итальянской работы рубежа XVII и XVIII в.

Портретная
Портретная

Еще один зал восточной половины - это Портретная. Это был типичный интерьер для богатых домов XVIII века. В собрании живописи А.Д.Меншикова было не менее девятнадцати полотен с изображениями царя, членов его семьи и представителей европейской аристократии.

Портретная
Портретная

В галерее можно увидеть портреты: Алексея Михайловича, Екатерины I, цесаревича Алексея и кронпринцессы Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, Людовика XIV и его сына, Карл VI, Фредрика I и Петра II.
Экспозиция дополнена мраморными бюстами итальянской работы, представляющими античных императоров и героев.

Западная прихожая
Западная прихожая

Следом идет Западная прихожая. В XVIII веке из этой комнаты можно было выйти на внешнюю галерею, окружавшую дворец со стороны внутреннего двора. Эта особенность помещения и дала ему название “Прихожая”, то есть то, что находится перед комнатами хозяйки дома.

Стены Прихожей украшены шелковыми панно. Центральная композиция на западной стене, посвященная строительству военного оборонительного сооружения — дамбы, в китайском искусстве имеет целый ряд символических и философских смыслов. Один из них - создание препятствия для опасностей и неприятностей.

Вид во двор из западной прихожей
Вид во двор из западной прихожей

Главным элементом интерьера является лаковый шкаф-бюро китайского производства, созданный в начале XVIII века по европейскому образцу.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: