Грузинское происхождение не мешало Сталину часто называть себя «русским». Вождь загорелся идеей объединить славянские народы еще до войны. Реальные очертания проект обрел по окончании сражений и появления блока социалистических стран на европейском континенте. Предполагалось создание нового мощного славянского государства, способного серьезно повлиять на мировую политику и обезопасить СССР.
Незадолго до вторжения гитлеровских войск в Югославию СССР заключил договор, предполагающий оказание военной помощи в случае нападения. Польша получила аналогичное предложение в 1939, однако власти понадеялись на поддержку Лондона и проиграли.
В конце 1941 года появился Всеславянский комитет, возглавляемый генерал-лейтенантом Александром Гундоровым. Оккупация республик с преобладанием славянского населения навела на мысль сплотить братские народы, воодушевить на борьбу против захватчиков. Ежемесячник «Славяне» превратился в пропагандистский рупор, рассказывающий о культуре и единых корнях всех славян.
Альтернатива Коминтерну
Возникновение новой организации произошло не случайно. Коминтерн негативно воспринимался на Западе и после закрытия потребовалась иная структура, способная привлечь людей на всех континентах. В самой Европе проживали многочисленные диаспоры. Немало славян устроились в Великобритании, Канаде, США. В Латинской Америке осели староверы и эмигранты.
Открытие славянских комитетов вполне отвечало духу военного времени. Власти скорее благосклонно относились к деятельности организаций, объединивших людей со славянскими корнями. Среди них находилось немало известных личностей, деятелей политики и культуры.
После революции для большевиков слово «панславизм» скорее считалось бранным. Основоположники марксизма недолюбливали славян, несмотря на продвижение интернациональных идей. Революцию Маркс и Энгельс возлагали на «культурных» немцев или европейцев, «отсталые» славянские народы в расчет не брались.
Реакционную сущность панславизма решительно отверг Иосиф Виссарионович. Приезд лидера Чехословакии Бенеша в марте 1945 года позволил провозгласить тост за скорое появление союза славянских государств и сближение славянофилов.
На деловые рельсы
Спустя год в Белграде заработал Общеславянский комитет, объединивший заграничные и советскую организации. Заниматься пропагандой идей интернационализма оказалось крайне невыгодно.
Сталин прекрасно понимал невозможность осуществления мировой революции в отличие от Троцкого и руководителей радикальных левых партий. Мир только начал восстанавливаться после кровопролитных боев, экономика страны понесла огромные потери.
Перенесение санитарного кордона подальше от границ Союза и появление союзников действительно изменило ситуацию в мире. Страна Советов заработала огромный авторитет, панславизм мог оказаться действенным инструментом распространения влияния мягкими незаметными методами.
Запад проявлял нетерпимость по отношению к коммунистам, однако вполне лояльно относился к национальным организациям, не стараясь особо вставлять палки в колеса. Политики опасались получить обвинение в дискриминации по расовому признаку после открытия правды о нацистских концлагерях.
Вождь позаботился о материальном обеспечении комитетов для развертывания полномасштабной деятельности. Требовалось привлечь больше известных людей. В советский Всеславянский комитет входили глава МИДа - Лаврентьев, украинский писатель Корнейчук, известный митрополит Николай (Вахрушев). Военных представлял маршал Толбухин, возглавляющий воинские подразделения на территории Румынии и Болгарии.
Американским Славянским конгрессом руководил Лео Кржицкий, долгие годы работающий в профсоюзных организациях. Специально для него организовали поездку по славянским государствам. Итоги удалось обсудить с глазу на глаз со Сталиным.
Подробное изложение беседы появилось спустя 60 лет из-за грифа «секретно». Иосиф Виссарионович подчеркнул для зарубежного гостя важность самоопределения славян, взявших на себя основную борьбу с нацизмом.
Будущее за молодыми славянскими нациями, поэтому важно поддерживать диаспоры и не допустить денационализации. Информация Кржицкого понравилась вождю. Наметилась явная активизация деятельности комитетов за рубежом.
Новый передел Европы
Общеславянский комитет превратился в руководящий орган, поставивший перед собой конкретные задачи. Лаврентьева спешно назначили послом в Югославии для лучшей координации.
Курировать славянские страны поручили пяти референтам. Главным руководителем назначили Масларича, сербский дипломат отметился работой в Москве и заслужил полное доверие.
Предстояло работать одновременно по двум направлениям. Поддерживать действующие комитеты и подумать о форме организации Союза славянских стран. Польское правительство в изгнании пригрели в Лондоне. Предложение объединить Польшу с Чехословакией в Москве первоначально отвергли, но после войны ситуация изменилась и появилась возможность создать конфедерацию. Это давало возможность погасить реваншистские планы части Германии, находившейся под опекой союзников.
Югославский синдром
Наиболее привлекала организация Балканской Федерации, включающей территории Болгарии и Югославии. Между странами удалось погасить старые конфликты по разграничению границ. Наладился процесс интеграции после подписания Бледского соглашения (1947 г.).
Славянский проект рухнул из-за неуступчивости Иосифа Тито. Руководитель Югославии захотел присоединить Грецию, раздираемую на части в ходе гражданской войны. Позарился на некоторые земли в Австрии, Италии, Венгрии и Румынии.
Амбиции Тито вырастали с каждым днем и закончились полным разрывом отношений в 1948 году. Начались взаимные обвинения, Белград не постеснялся вводить репрессии против сторонников Сталина и начал активно сотрудничать с западными государствами.
Идея сплотить славян провалилась, несмотря на огромные перспективы. Славянские организации трансформировались в комитеты защиты мира. В Советском Союзе вновь отказались от панславизма, вернувшись к проверенному пролетарскому интернационализму.
Дорогие читатели, если статья понравилась, жмите 👍 Подписывайтесь на канал