На севере Испании, в небольшом городке Каталонии - Фигерасе, расположен один из самых причудливых музеев мира - Театр-музей Сальвадора Дали. Он находится в здании бывшего муниципального театра "Принсипаль", построенного в 1849 году.
В 1939 году здание сильно пострадало от огня во время Гражданской войны. В 1960 году мэр Фигераса обратился к Дали с просьбой подарить музею родного города свою картину. Художник, не раздумывая, воскликнул: "Да не картину, а целый музей!"
В качестве здания для будущего музея Дали сам выбрал лежавший в руинах уже четверть века городской театр "Принсипаль". Именно здесь в возрасте 14 лет юный Сальвадор впервые выставил одну из своих работ. Кроме того, Дали часто упоминал, что его крестили в церкви, расположенной у стен городского театра. Строился Театр-музей 14 лет. На все необходимые работы ушла большая часть состояния Дали, субсидии, выделенные испанским правительством, и пожертвования многих его друзей. "Вся моя жизнь была театром" - говорил Сальвадор Дали. Поэтому он верил, что лучшего места для музея ему не найти.
Сальвадора Дали многие считают, мягко говоря, экстравагантным, провокационным и сумасбродным художником. И Театр-музей Дали, по мнению многих, похож на театр абсурда, а его экспонаты - на реквизит, созданный декоратором, погружённым в мир сновидений, фантазий и галлюцинаций. Но на мой субъективный взгляд, Сальвадор Дали был действительно экстраординарным художником и гениальным мистификатором.
Мы ездили в Фигерас на экскурсию из Санта-Сусанны - каталонского городка в окрестностях Барселоны, где мы провели свой первый отпуск в Испании двадцать лет назад - в 2003 году. Экскурсии в знаменитый Театр-музей Дали, скандально известный своими эпатажными экспонатами, в то время были очень популярны у наших туристов.
Театр-музей Дали поражает с первого взгляда уже своим необычным внешним видом - и розовыми стенами, "инкрустированными" рядами золотистых "караваев", и крышей, украшенной целой вереницей гигантских яиц. Они размещены и на карнизе башни Галатеи, названной так в честь музы и жены Дали - Гала. Настоящие имя и фамилия спутницы и соратницы художника - Елена Дьяконова. Она была амбициозной русской эмигранткой, под влиянием которой, возможно, Дали и стал таким эпатажным гением.
На балконе фасада Театра-музея установлены экстравагантные скульптуры, центральная из которых изображает самого Дали, одетого в водолазный костюм.
Другая необычная достопримечательность внешнего облика музея - стеклянный сферический купол, возведённый архитектором Эмилио Пересом Пиньеро над пространством сцены. Этот купол стал эмблемой и города, и музея.
Внутренний двор музея выполнен в виде огромного патио, наполненного самыми экзотическими экспонатами. В стены внутреннего двора, увитые плющом, по всему периметру встроены симметричные ряды ниш, в которых расставлены в различных позах позолоченные манекены в стиле ар-деко двадцатых годов прошлого века.
В пространстве внутреннего двора стоит гигантский постамент из автомобильных шин, по мнению Дали, изображающий Колонну Траяна - римского императора, выходца из античной Испании. На колонне-постаменте установлена скульптура - "заимствованный" Дали у Микеланджело и выкрашенный чёрной краской "Раб", над которым на костылях закреплена перевёрнутая жёлтая лодка, принадлежавшая Гала. Вся эта сюрреалистическая конструкция увенчана чёрным зонтом. С киля перевёрнутой лодки рядами свисают длинные капли, похожие на резиновые изделия, наполненные синей краской разных оттенков.
На фоне экстравагантной колонны из чёрных автомобильных шин выделяется выполненный в классическом стиле мраморный бюст Франсуа Жирардона - французского скульптора эпохи "золотого века" Людовика XIV.
От монументальной "Колонны Траяна" тянутся цепи к Царице Эсфирь - скульптуре, установленной на капоте чёрного кадиллака. Скульптура "Великая Эсфирь" - подарок австрийского скульптора Эрнста Фукса. Чёрный кадиллак, превращённый в Театре-музее в экспонат, под названием "Дождливое такси", принадлежал раньше супруге Дали. "Дождливым такси" кадиллак прозвали за то, что в его салоне периодически идёт дождь, "включающийся" автоматически после брошенной посетителями монетки в автомат. За процессом "орошения" манекенов, сидящих в кадиллаке, обычно наблюдают многочисленные зрители, пытающиеся заглянуть в забрызганные окна "Дождливого такси".
Вся монументальная скульптурная группа с кадиллаком была создана по случаю Всемирной выставки сюрреализма, которая была организована в парижской Галерее Изящных Искусств в январе-феврале 1938 года. Сальвадор Дали в ней участвовал в качестве специального эксперта.
Дали называл монументальную скульптуру с кадиллаком величайшим сюрреалистическим памятником в мире.
На просторах интернета можно найти чёрно-белую архивную фотографию, на которой запечатлён Дали, то ли представляющий публике Великую Эсфирь, то ли устраивающий с одной из своих натурщиц рекламный "перформанс". Эта фотография, вероятно, сделана во время строительства Театра-музея, когда внутренний двор ещё не был обустроен. Из стен торчат обуглившиеся балки - по мнению Дали, следствие очистительного пламени, из которого родился будущий Театр-музей. По желанию Дали, следы пожара были сохранены.
Внутреннее пространство сцены под куполом отгорожено от внутреннего двора стеклянной стеной. Самое загадочное произведение, выставленное в пространстве сцены - крупномасштабная авторская копия на ткани картины "Галлюциногенный тореадор" Сальвадора Дали.
Разобраться в галлюцинациях Дали довольно сложно. Художник собрал в этой работе все элементы своей образной системы. На картине изображены образы и самого Дали, и его супруги, и множество отображений Венеры Милосской. В фигуре одной из Венер можно рассмотреть нос, щёку и рот тореадора. Зелёную тень в центре картины можно принять за галстук тореадора, а одеяние Венеры - за его рубашку. Левее можно разглядеть нагромождение скал, в которых спрятана голова умирающего быка. Сальвадор Дали - мастер даже не двойного, а размноженного образа. Лицо тореадора, теряющееся за фрагментами фигуры Венеры, можно принять как за образ самого Дали, так и за лицо Гала в свойственном призракам светящемся нимбе.
Под куполом на правой стене изображён титан с кубической головой, отжимающий синюю простыню. Его образ зародился в воображении Дали в ассоциации с потёками на стене, превращёнными в льющуюся из мокрого белья воду. Этот персонаж символизирует "Властелина дождя".
Под "Властелином дождя" представлено полотно с фотоэффектом "Обнаженная Гала, смотрящая на море" - первое оцифрованное живописное изображение. Рассмотреть силуэт любимой жены художника на картине можно только при сильном увеличении. На расстоянии 18 метров "Обнажённая Гала" трансформируется в портрет 16-го президента США Авраама Линкольна.
Главенствует над сценой Театра-музея грандиозных размеров задник к балету "Лабиринт", премьера которого состоялась в Нью-Йорке в 1941-ом году. На огромном полотне изображён морской пейзаж, который служит фоном для гигантского фантасмагорического бюста со сквозным проёмом в груди.
Дали считал себя многогранным, но прежде всего театральным художником. Он не только написал задник к балету "Лабиринт", но создал также костюмы, декорации и даже написал либретто.
В основу балета лёг миф о Тесее и Ариадне. Премьера, состоявшаяся 8 октября в Метрополитен-опера, имела шумный успех.
При создании Театра-музея Дали планировал первоначально выставлять там только репродукции своих картин, а не оригиналы. У художника была уверенность, что: "Музей никого не разочарует. У фотографий есть одно преимущество: они лучше оригинальных работ. Люди ещё успеют разочароваться, когда увидят оригиналы". Но впоследствии Дали передумал, передал музею часть оригиналов своих картин, и даже специально создал для своего Театра-музея несколько десятков работ.
"Сюрреалистический ангел" - одна из таких работ, выполненных Сальвадором Дали в 1976 году специально для Театра-музея. На картине Дали изобразил крылатого посланника небес с весьма своеобразной конфигурацией головы, похожей на дельтаплан. В центральную часть торса "ангела" художник поместил свои знаменитые текучие "мягкие часы" без циферблата. Всевозможные варианты "мягких часов", придуманных Дали, часто появлялись в его произведениях. Дали считал, что: "Воплощение гибкости времени и неделимости пространства - это жидкость. А скорость времени, точная в научном определении, может сильно различаться в субъективном восприятии человека".
Зал Мэй Уэст - самый знаменитый выставочный зал Театра-музея, превращённый в комнату-лицо с всемирно известным алым диваном, повторяющим очертания губ самой скандальной звезды Голливуда. Глаза актрисы Дали представил в виде картин на стене, а нос с ноздрями - в виде камина с горящими дровами. Зал Мэй Уэст в Театре-музее - копия комнаты, созданной в 1936 году Дали, вдохновлённым лицом американской актрисы.
Часто кажется, что картины Сальвадора Дали наполнены неведомым зрителю смыслом. Сам художник говорил: "Тот факт, что в момент работы над своими картинами я сам не понимаю их смысла, вовсе не означает, что смысла в них нет". Но многие картины Дали явно писал осмысленно и продуманно.
Одна из таких картин Дали - "Галатея со сферами" - портрет его любимой супруги, состоящий из сфер, представляющих атомные частицы, которые придают трёхмерный эффект полотну. Эта картина относится к периоду "Ядерного мистицизма" Дали, воодушевлённого ядерной физикой и теорией распада атома после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.
В работах Дали много мистической иллюзии. Самую большую "иллюзию" Дали в Театре-музее можно увидеть в парадоксальной росписи на потолке зала "Дворец ветра". По словам Дали, зрители, которые смотрят вверх, видят облака, небо и две поднимающиеся в воздух фигуры. На деле же "вместо неба мы видим землю, а вместо земли - море".
Похоже, что главной задачей Сальвадора Дали, заполнявшего необычными экспонатами интерьеры своего Театра-музея, было желание именно поразить и эпатировать посетителей. Впечатление такое создаётся в пространстве всего Театра-музея. Но особенно это заметно в интерьерах необычной спальни Дали, в которой у кровати на тумбочке установлен позолоченный скелет гориллы. Кровать с опорами в виде изгибающихся зооморфных рептилий, тоже необычна. Эту кровать, возможно некогда принадлежавшую одной из фавориток Наполеона III, в Театр-музей по желанию Дали привезли из парижского борделя.
Один из лестничных пролётов Театра-музея украшает спиралеобразная инсталляция с головой богини Фортуны с завязанными глазами. Подвешенная к потолку змеевидная спираль "собрана" из чайных ложек.
Театр-музей стал и мавзолеем для Сальвадора Дали. Покинувший мир 23 января 1989 года Сальвадор Дали и Доменек, маркиз де Пуболь (король Испании Хуан Карлос пожаловал художнику этот титул в 1982 году за "исключительный вклад в испанскую культуру") завещал похоронить себя здесь. Его воля была исполнена. Он жил и умер согласно провозглашенному им некогда тезису: "Повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти и простуды, его жизнь и смерть в корне отличается от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого".
Саркофаг с прахом гениального Дали замурован в подвальном этаже Театра-музея. В том же помещении, как в драгоценной кладовой, размещены витрины с коллекцией уникальных ювелирных изделий, выполненных по эскизам Дали знаменитыми мастерами ювелирного дела.
Есть ещё два известных музея Дали в Испании кроме Театра-музея в Фигерасе. Один находится в замке Гала Дали в Пуболе, другой - в доме Сальвадора Дали и Гала в Кадакесе. В других странах Европы искусство Сальвадора Дали долгие годы популизировал Беньямин Леви - президент компании Dali Universe, друг художника, знаток его творчества и страстный коллекционер его работ. Компания Dali Universe владеет и Центром Сальвадора Дали на Монмартре, где располагается крупнейшая выставка скульптур художника. Многие масштабные скульптуры были отлиты в бронзе при жизни Сальвадора Дали по созданным им эскизам и восковым моделям методом "вытеснения": вокруг восковой модели создавалась керамическая форма, затем воск расплавлялся и сливался, а на его место в форму заливался горячий металл.
Часть работ Сальвадора Дали из коллекции Беньямина Леви была приобретена фондом "Искусство наций" и его учредителем Александром Шадриным. Сейчас фонд "Искусство наций" представляет большую часть работ Сальвадора Дали на выставке "Дали и Пикассо" в Москве, в стенах Путевого дворца царя Василия III, который расположен в Саду имени Баумана. О самых любопытных экспонатах выставки "Дали и Пикассо" я расскажу в своей следующей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.