Экспериментальная археология бывает разной. Кто-то делает колесницу из гуана и палок, по оставленному этой колесницей следу. Кто-то долбит древнюю вазу из диорита. До тех пор пока не задолбается и не возьмет в руки "болгарку". А кто-то сжигает свиней. Да, именно сжигает! И именно свиней. Итак. "Дементий неси свиней"
Известно, что "римляне" своих усопших по большей части сжигали. Историками этот обряд называется "кремация". Разложили пало-веток и вот огонь уже съел бренную плоть. Никаких тебе проблем с грунтовыми водам и трупным ядом. Да и вообще, это красиво. Почему римляне в кавычках? Потому, что речь пойдет не о гражданах города Рима или даже Италии, а о жителях Римской Империи на Балканах. Точнее в городе называвшемся Виминациум.
Город вырос из военного лагеря, построенного в первом веке нашей эры , возникшего на месте "кельтского" поселения. Со второго по четвертый века был столицей провинции Верхняя Мёзия. Сейчас это территория Сербии. Жутко разросся, и его население в пике составляло от десяти до тридцати тысяч человек. В пятом веке он был разрушен варварами, а в шестом окончательно похоронен славянами. Долгое время там никто не жил, чему несказанно были рады откопавшие его археологи. А откопали, и еще откопают, они многое. Прежде всего их порадовали кладбища, то есть некрополи, коих в Виминациуме найдено аж 15 штук. В них, по некоторым подсчетам, лежит не менее двадцати тысяч человек. Там несколько видов обрядов, но нас, точнее археологов-экспериментаторов, будут интересовать только кремации. А именно местная разновидность - тип Мала Копашница – Сасе.
Во втором - третьем веках это был самый распространенный обряд в самом Виминациуме, 96%, и ближайшей округе. Какие территории он охватывал показано на картинке выше. От других "римских" обрядов он отличался тем, что прах умершего после сожжения помещался не в урну, а сразу в могилу. Так называемая безурновая кремация. Всё в этом мире течет и меняется, изменялся и этот обряд. Вначале это была просто могила. Потом появилось два уровня, широкий верхний и нижний меньшего размера, который в общем то и был самой могилой. Две трети всех кремаций были именно двухуровневыми. Одной из особенностей этого типа захоронений были обожжённые стены могилы.
По этому поводу среди ученых возник спор. Одни считали, что умерших сжигали над могилой, как на рисунке ниже, другие, что кремация происходила в специальном месте. В науке это называется "на стороне". На последней стадии существования типа Мала Копашница-Саса стены могил уже не обожжены, что вроде как должно говорить в пользу тех кто считал, что изначально кремация производилась на месте. Чтобы решить спор сербские археологи и пошли на эксперимент. Тем более, что спонсировался он общеевропейским проектом OpenArch.
Выкопали могилу и насобирали хвороста. Осталось решить кого сжечь. Живем мы в двадцать первом веке, поэтому обошлись без "добровольцев". И вообще без человеков. Заменили двуногое самым близким по физиологии животным. Свиньей. Точнее её тушей весом в 80 килограмм. Когда эксперимент предполагает сделать что-то нехорошее с человеческим телом, чтобы понять что с ним будет, ну там пострелять из пистолета/автомата, поколоть мечем или копием, стрелы повтыкать , или вот как сейчас, сжечь, обычно берут тушу свиньи. Не знаю куда смотрят зоозащитники. Могли бы и сами вписаться. А раз не вписались, приходится довольствоваться свиньями. На наш эксперимент ушло две штуки.
Из дубовых стволов, веток, сухой соломы и травы соорудили погребальный костер размером 2 на 3 метра. Такое сооружение называется бустум. Водрузили на него тушу свиньи и подожгли. Для чистоты эксперимента, вроде так делали римляне, и ускорения горения, использовали оливковое масло и свиной жир. По четыре литра того и другого. Правда существенного влияния на эксперимент "ускорители" не произвели. Они сгорели чуть больше чем за полчаса, когда температура достигла всего 700° C. Погребальный костер горел пять с половиной часов и почти всё это время температура держалась в пределах 800-900° С. В максимуме она достигла 1100° С, но это было в течении нескольких минут.
В кино погребальный костер, это всего лишь пара эпизодов, минут в пять-десять, а то и меньше. В действительности всё происходит гораздо дольше. Большая часть трупа сгорела за два с половиной часа. Через четыре часа он сгорел полностью. Сам же костер горел пять с половиной часов. Стены погребальной ямы оставались горячими еще в течении суток. И только потом её закопали, после чего раскопали и задокументировали по всем правилам археологии. Стадии эксперимента показаны на картинке ниже. Эксперимент полностью себя оправдал. Вид костей и погребальной ямы соответствовали древним погребениям.
Во втором эксперименте погребальный костер сделали над могилой, на высоте 1,3 метра. Такой вид ритуала предполагал отдельное приготовление могильной ямы. Что было сделано в эксперименте №3. На сооружение бустума ушло порядка полутора кубометров различного материала. Из-за того, что костер был над землей и на открытом пространстве, температура в среднем составила порядка 700 - 800° С. Этого хватило для того чтобы тело, то есть туша сгорела. Но вот стены погребальной ямы оказались почти не тронуты огнем.
Третий эксперимент не предполагал сожжения тела и устройства бустума. Целью было обжечь стены погребальной ямы. То есть предполагалось, что это отдельный ритуал по приготовлению могилы перед погребением. Качественную древесину решили не использовать и в ход пошло все, что смогли насобирать в окрестностях- палки, ветки, солома и сухая трава. Как только подожгли, оказалось, что собранный материал, из-за отсутствия бревен, не держится на втором уровне, а почти сразу падает вниз, скапливаясь в середине. Из-за этого огонь не трогал стены и они не обжигались. В отсутствии бревен всё быстро прогорало и температура так и не поднялась выше 500° С. Несмотря на то, что ушло много материала, стены обжечь так и не получилось. Эксперимент провалился.
В ходе экспериментов выяснилось несколько вещей. Во-первых чем хуже материал для костра, тем больше от него золы. Во-вторых оказалось, что пепел от погребального костра попадает не только на нижний уровень, но и на верхний. В первом эксперименте им было засыпано треть всей площади верхнего уровня, а во втором две трети. В раскопанных же могилах пепел обнаружен только на нижнем уровне и в значительно меньшем количестве. Всё это говорит о том, что кремации проводились не над могилой, а на стороне. Позже был раскопан Мавзолей, где слой пепла составлял полметра. Вместе с пеплом были обнаружены обгоревшие гвозди, аналогичные тем, что находили в захоронениях. Всё говорит о том, что кремации проводились именно в нем.
Таким образом ученые выяснили, что погребальный обряд состоял из трех частей: 1. Ритуальная подготовка могильника и его очистка, 2. Кремация умерших в специальном месте, 3. Укладка кремированных останков в могилу вместе с могильными товарами, которые не были сожжены на погребальном костре, преимущественно глиняной посуды, иногда стеклянных сосудов и т. д. Можно сказать, что эксперимент удался, подтвердив одну из точек зрения. В итоге было сожжено пять кубов древесины, две туши свиньи и потрачено неизвестное количество часов на рытье могил, а также сбор веток, палок и соломы.
Если вы дочитали до этого места, то можно сказать, что теперь обладаете знаниями начинающего археолога. Вы знаете, что сожжение покойного называется кремацией, а погребальный костер бустумом. Что кремации бывают урновые и безурновые. И проводят их на месте(погребения) или на стороне. Надеюсь, что в жизни эти знания вам пригодятся только при чтении специальной литературы или при участии в археологических экспедициях.
Автор: Владимир Вольф