Найти в Дзене
Читатель Снов

Расколотое небо

Труд, труд и труд. Только так мы отпугнём маразм)))

Это я к тому, что все мы не молодеем, память не фонтан, и если книгу прочёл, то надо бегом-бегом написать на неё отзыв, пока впечатления свежие.

Как я уже говорила, потянуло меня внезапно на литературу ГДР, по каковому поводу я для начала прочла книгу Сибиллы Берг. Собственно говоря, теперь эта писательница живёт и работает в Швейцарии, а в книге "Я тебе уже рассказывала?" разбирается со своим гэдээровским детством и отрочеством. Разбирается очень здорово - в постмодернистско-сказочном ключе.

Ну вот, а теперь я дочитала книгу писательницы, которая... точнее, которые - и писательница, и книга - просто квинтэссенция соцреализма на немецкой почве. А именно - "Расколотое небо" Кристы Вольф.

Начало шестидесятых, между двумя государствами - ГДР и ФРГ- ещё не закрыта граница. Возлюбленный Риты Зайдель ушёл на Запад, тогда это было просто - уехал в Западный Берлин и не вернулся. Но в начале книги мы этого не знаем. Начинается она с того, что Рита попадает в больницу - она работала на вагоностроительном заводе, упала, переходя рельсовый путь, и только чудом не попала под маневровый вагон.

Больничный доктор понимает, что это не случайность, и близок к истине, подозревая, что всему виной несчастная любовь. Читателю и вовсе скоро становится ясно, что происшествие действительно является попыткой суицида. Рита не может отойти от шока, и её отправляют в санаторий. И она вспоминает всю свою жизнь, все события, приведшие её в ту точку, где она сейчас.

У книги сложная композиция, несколько временных планов. Рита постепенно приходит в себя, ведя размеренную жизнь в санатории, встречаясь и разговаривая с теми, кто её навещает. И одновременно идёт изложение событий: детство Риты в небольшом селе, после окончания школы - работа в страховой конторе, знакомство с Манфредом - недавно окончившим университет химиком. Переезд в город, где живёт Манфред, но не из-за него, это важно. Точнее, не только из-за него. Рита решила поступить в педагогический институт, и это решение было ею принято независимо от намерения выйти замуж за Манфреда.

В городе она живёт в семье Манфреда. Перед учёбой - тоже интересный поворот - она решает поработать на вагоностроительном заводе, чтобы набраться жизненного и производственного опыта. Напоминаю, что речь идёт о ГДР, социалистической стране, где рабочий человек считался субъектом всего происходящего в стране, а не наёмной рабсилой на зарплате.

Естественно, не всё так просто в реальной жизни, и Рита встречает на заводе очень разных людей - и тех, кто с энтузиазмом работает на общее дело, тех, кто чувствует себя по-хозяйски ответственными за производство, и других - приспособленцев, карьеристов, скептиков, равнодушных, интересующихся только зарплатой.

Между прочим, писательнице удалось передать, как затягивает заводская жизнь, как здорово делать своими руками что-то реальное, материальное. как хочется делать лучше, качественнее, быстрее - и не только из-за "соцсоревнования"!.

Женщины вообще умеют писать производственные романы, вы заметили? На эту тему в советской литературе мало читабельного, но уж что действительно хорошо написано, так это "Битва в пути" Галины Николаевой.

Но вернёмся к Кристе Вольф. Всё же её Рита Зайдель - не только работяга в спецовке. Она начинает учиться в высшем учебном заведении, она чувствует себя принцессой на празднике по случаю юбилея завода, она обкатывает с Манфредом новую машину (собственная машина в ГДР - это ого-го). У них с Манфредом появляется трогательная питомица, черепашка Клеопатра.

Но потихоньку Рита начинает чувствовать, что векторы жизни у них с Манфредом разные. Он защитил докторскую, работает, и вроде всё у него в порядке. Но после того, как не дали хода проекту, который он разрабатывал, он впадает в апатию и преисполняется сарказма по поводу всего, что дорого Рите. И в один прекрасный день уезжает в Западный Берлин - и не возвращается.

Он пишет Рите, что ждёт её, что она должна быть с ним - там. И она действительно приезжает, они проводят вместе день, и Рита на каждом шагу видит подтверждения тому, что уже чувствует - а через несколько месяцев, в санатории, осмыслит и сможет сформулировать: наихудшее для неё - делать меньше, чем можешь. [Это то, что мы теперь называем самореализацией))]

Жизнь в качестве конторской мыши в родной деревне была вполне комфортна, но это было меньше, чем она могла, и она пошла учиться. Быть студенткой классно, но это меньше, чем она может - и она идёт работать на завод. Быть женой учёного-химика престижно, но быть только женой - меньше, чем она может, и она увлечённо живёт во всех сферах, в учёбе, на производстве, в изучении человеческих отношений. Она вообще не хочет границ.

В книге есть эпизод - бригада совершает на новом вагоне испытательную поездку, на дворе апрель, год 1961, и вот во время остановки в пути незнакомый железнодорожный рабочий говорит им - вы слышали? Час назад русские запустили человека в космос. И Рита, и её коллеги-рабочие переживают это как отчасти своё достижение, они ведь тоже соцстрана. Все радостно взволнованы. У нового вагона проблемы с длиной тормозного пути, все озабочены, но ни на мгновение не забывают о том, что вот сейчас на орбите первый человек в космосе. А через несколько часов, говорится дальше, первый космонавт благополучно приземлился на колхозное поле и был встречен женщиной, девочкой и пёстрым телёнком😊

В тексте никто не называет имени человека, первым увидевшего Землю из космоса, но Рита вспоминает его слова:

Я видел облака и легкие тени на далекой, милой Земле. На какое-то мгновение во мне пробудился сын колхозника. Совершенно черное небо выглядело вспаханным полем, засеваемым зерном звезд.

И мне кажется, это очень важный эпизод. Для Риты с социализмом связано принципиальное отсутствие преград. Отсутствие погружённости в материальный заботы. Наличие идеалов. Космос.

Она едет в Западный Берлин и ИСКРЕННЕ не понимает, как можно жить только для того, чтобы вкусно есть, красиво одеваться и иметь дорогую машину.

"Людям живется там хорошо, - говорит она о Западном Берлине. - Они даже жалеют нас. Они считают, что сразу бросается в глаза, где живут богато, а где бедно."

Но она возвращается туда, где строят новую жизнь, и где она, образно говоря, будет не за столом, а на строительстве. Потому что ТОЛЬКО есть-пить - это меньше, чем она может.

И ещё она поняла, что Манфред уехал не из протеста, а из-за того, что сдался и хочет покоя и комфорта. Чтобы люди, которым за это платят, устраняли все производственные проблемы, а он делал своё дело учёного-химика за соответствующую зарплату, и отстаньте от меня со своими идеалами.

"Человек не создан быть социалистом, - говорит он. - Когда его к этому принуждают, он изворачивается, как уж, пока не доберется до сытной кормушки."

История показала, что прав-то скорее Манфред. Но это как-то обидно, не находите?

Тут ещё что-то на эту тему.

И да, до конца года мне осталось ещё 64 публикации.

И забыла написать о названии: в тот день, когда Рита и Манфред виделись последний раз, Манфред сказал - небо они, слава богу, расколоть не могут. Небо? - подумала Рита, - вместилище надежд и стремлений, любви и скорби? Ошибаешься, ответила она Манфреду. - Небо раскалывается первым.