Посмотрела американский фильм 2017 года "Телейос". Этим красивым греческим словом, означающим "Совершенный", называется космический корабль, отправленный на орбиту Титана. Команду корабля - их пять человек, трое мужчин и две девушки - составляют генно усовершенствованные люди, у которых не предполагается никаких изъянов, ни физических, ни психических, а интеллект выше всяких похвал.
При чем тут "Гаттака"?
Уже два эти обстоятельства, место действия и модифицированные люди, заставляют вспомнить фильм "Гаттака" (1997), о котором я тут уже писала. Там, напомню, герой, не принадлежавший к касте сверхчеловеков, всё-таки добивается своей цели и попадает в экипаж корабля, отправляемого на Титан. Зачем они туда летят, что он там намерен делать (не имея никакого специального образования), создатели фильма умалчивают. Главный пафос ленты - человек имеет право на мечту, и неважно, соответствует он строгим критериям неестественного отбора, или нет. Зато добиваться осуществления своей мечты он вправе, как вытекает из фильма, любыми путями, в том числе подлогом и обманом. Ну-ну.
В фильме "Телейос" фактически показано, что из всей затеи с суперменами могло бы получиться в реальности, хотя сюжетных пересечений с "Гаттакой" нет. Но проблематика, в сущности, та же самая: опасности насильственного преобразования человеческой природы, чреватые непредсказуемыми последствиями.
Из общих моментов с "Гаттакой" выделю еще один.
В конце выясняется, что одна из героинь, Ирис Дункан, тоже не вполне идеальный образец модифицированного человека, она "бракованная", слишком эмоциональная. Но именно за счет этого оказывается наиболее маневренной в экстремальных условиях.
На кадре, помещенном в начале статьи, Дункан в центре. Такая идеальная блондинка с идеальной прической (как она ухитрялась сохранять ее в порядке во время полета и в процессе всех отчаянных перипетий на борту, остается загадкой, спишем на киношную условность).
Другая девушка - Эмма Андерсон - почему-то признается, что выросла на востоке Украины, где все говорят по-русски, и поэтому она случайно знает "Войну и мир" чуть ли не наизусть. Конечно, Андерсон - это типично славянская фамилия, ежу понятно.
Сюжет: все жанры сразу
"Телейос" летит к Титану, чтобы состыковаться на орбите с другим кораблем, запущенным раньше, и добывшим с планеты груз с неким веществом, способным спасти жизнь на Земле, которая вот-вот начнет вымирать. Но перед стыковкой выясняется, что экипаж другого корабля погиб, а груз пропал. На борту обнаружен единственный выживший, Тревис О'Нейл, который вначале прикидывается чуть ли не сумасшедшим, не идущим ни на какой контакт. Поскольку Ирис Дункан - еще и психолог, она постепенно вытаскивает из него длинные цитаты из мировой литературы на русском (Толстой!), китайском и французском языках. Из них она составляет смутную картину случившегося. Команда, якобы, впала в агрессивное состояние, все поубивали друг друга, а уцелевший Тревис выбросил трупы в космос. Куда пропал груз, он не рассказал.
Дункан раскрывает главную тайну Тревиса: он по-настоящему влюблен в андроида Лулу, которую воспринимает как реальную женщину. Это такая восточная красавица, отчасти похожая на древних египтянок. Изящная, загадочная, безупречно покорная желаниям своего господина и вроде бы тоже ему преданная.
Ближе к концу фильма между астронавтами "Телейоса" начинаются раздоры. Их совершенство трещит по швам. Командир Линден проявляет агрессию к подчиненным, особенно к Крису Циммеру, который влюблен в Эмму Андерсон и временами пренебрегает своими обязанностями ради уединения с нею. Доктор Орсон начинает страдать провалами в памяти: он с ужасом понимает, что часто забывает, куда шел и что хотел сказать. Лишь Ирис Дункан сохраняет ясность сознания, хотя и у нее начинается нервный тик (дрожь в руке).
Их земной куратор подтверждает печальную истину: модифицированные совершенные люди подвержены "порче". Скоро они просто сойдут с ума. Оттянуть развязку способно переливание свежей крови "нормального" человека. Единственный вариант - взять кровь Тревиса. Но тогда он погибнет, ведь придется выдавить из него пять литров крови.
Более того, на Земле началось преследование "мутантов", настоящая охота на них. Так что при возвращении их тоже ничего хорошего не ожидает. Куда ни кинь, всюду клин.
А еще неясно, что случилось с грузом, почему его выкинули с борта, если в добытом веществе - спасение землян от неминуемой гибели. Тайну знает только Тревис, и убивать его прежде, чем он все расскажет, неразумно.
Чтобы добиться его откровенности, на его глазах расчленяют его любимую роботессу Лулу. Она переносит экзекуцию без протестов, ей не больно, она ведь робот. Но Тревис, умоляя разрешить починить ее, соглашается открыть тайну. Вещество в грузе столь же целительно, сколь и смертельно опасно. Его уверяют, что противоядие существует. Тогда он раскрывает треки, по которым можно обнаружить ящик на Титане.
Развязка - двойная, динамичная и несколько неожиданная.
Убийцей предыдущей команды оказалась кроткая роботесса Лулу. Воскреснув после ремонта, она напала и на команду "Телейоса". Из якобы философского фильм превратился в космический боевик. Однако в принципе это на ту же тему: игры в сверхчеловеков столь же опасны, как и излишнее доверие к искусственному интеллекту.
В финале уцелели только Тревис и Ирис Дункан. Но никакой идиллии на орбите Титана не будет. Поскольку Тревис - нормальный, не модифицированный человек, Ирис уговаривает его вернуться на Землю вместе с драгоценным грузом. А сама остается на покинутом корабле и направляет его на Титан. На Земле ей, "ущербной", ничего не светит.
Впечатления
Фильм, честно говоря, так себе. Вначале скучновато. Диалоги "картонные". Любовная линия между Эммой и Крисом довольно вялая и показанная исключительно целомудренно (у фильма ценз 12+, никакой обнаженки! Девушка даже душ принимает в купальнике). Долгое время непонятно, что за груз должны забрать астронавты, и почему этот груз пропал.
В общем, смешение жанров, довольно эклектичное и не всегда логичное. Начинается как фильм-экспедиция, затем мутирует в фантастический детектив, потом сюда присоединяется тема модифицированных людей и искусственного разума, затем добавляют две любовные линии (вторая - между Тревисом и андроидом Лулу), а в конце - боевик со стрельбой, трупами и трагической развязкой.
Будущее человечества в этом варианте выглядит неутешительным с любой точки зрения. И на самой Земле всё плохо и неспокойно, и в космосе сплошные раздоры. Никакой колонии на Титане нет, и создавать ее там никто не собирается.
Тушите свет, человечество безнадежно.
Ни один из постеров не соответствует реальной картине. На поверхность Титана никто не высаживается, уцелевшие герои не остаются вместе, а кувыркающаяся в космосе девушка не похожа ни на одну из героинь фильма. Почему на постерах помещены эти изображения, трудно сказать. Эффектные сцены в фильме есть, но у коммерции свои законы.
--
В отличие от авторов антиутопий, вроде "Гаттаки" и "Телейоса", я создаю в своей космоопере "Хранительница" светлый и привлекательный образ будущего.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".