Утешение и вдохновение для перфекционистов – вот что такое книга Анны Матвеевой с подзаголовком «Роман с дневником». Кто из нас в юности, а может и позже не писал дневников или стихов. И кто не думал при этом, что описывать нашу частную жизнь – это мелко и никому не интересно. Но проходит всего каких-нибудь сто лет – и вот уже каждый дневник – это не о переживаниях и быте неизвестной Ивановой, Петровой, Сидоровой. Это уже – свидетельство времени, дневник эпохи.
«Самое интересное в мире чтение – это дневники. Как ни старайся сочинить что-то похожее, будет всё равно не то. Мама говорит, это потому, что правда всегда побеждает вымысел… Любой дневник – как и всякая жизнь – способен стать книгой, у которой найдётся хотя бы один читатель… В каждой жизни наступает такой момент, после которого ничего не изменится. А вот тексты можно редактировать вечно. Единственное исключение – дневники, их сразу пишут набело. В литературе можно скрывать подробности и скрываться самому. В дневнике ты всегда голый, как на приеме у врача".
Девочка Ксана в начале восьмидесятых находит дома коробку со старыми тетрадками. Это записи фиолетовыми чернилами на русском и французском языках, которые начинаются с 1893 года. Думая, что это дневники ее бабушки, Ксана их читает втайне от родителей и брата.
Ксеничка Левшина, автор дневников столетней давности, становится для советской девочки подружкой, сестрой, самым близким человеком, который помогает пережить предательство отца, отстраненность матери, неуверенность в себе и неуспешные девичьи дружбы. И дневники Ксенички - это якорь и спасательный круг для Ксаны на долгие-долгие годы. Именно эти тетрадки послужили толчком для того, чтобы Ксана сама начала вести записи о своей жизни, а позже - изучать французский язык. Так в романе появляется второй дневник.
Анна Матвеева сумела создать два совершенно разных по стилю дневника, двух разных девочек, потом женщин, живших в разные эпохи. Читая главу за главой, будто находишься рядом с Ксаной и Ксеничкой, взрослеешь, переживаешь беды. Открыв книгу на случайной странице, всегда по нескольким фразам можно понять, чей это дневник – у каждой героини свой узнаваемый стиль. И жизнь у каждой своя, но обе героини - как отражение друг друга на фоне истории страны.
У них на двоих – не сложившаяся счастливо личная жизнь (даже при наличии у дворянки Ксенички Левшиной невенчанного мужа и семерых детей), жертвенность ради семьи и окружающих. И еще - вечные беды и испытания, которыми так богата история нашей родины – что в начале 20 века, что в его конце.
Еще мне понравилось в романе «Каждые сто лет», что в произведении нет каких-то чудесных встреч, способных изменить судьбу и неожиданных поворотов сюжета. "Жизнь не роман", - утверждает Анна Матвеева, а она пишет именно жизнь. Как она есть. Разная, чаще отягощенная бытовыми проблемами и сложностями в отношениях. Не фееричная, не блестящая, не праздничная. С предательствами со стороны самых близких людей, самоубийством, равнодушием, болезнями и смертью детей, племянником, нуждающемся в психиатрическом лечении, долгами.
Понимаю, что для кого-то это может стать недостатком книги. Как и манера письма Матвеевой. Сдержанный (кто-то скажет: суховатый), слегка даже отстраненный стиль повествования (хотя это и дневники!).
Но для меня в этом романе все сошлось: характеры героинь, отблеск времени в их судьбах, язык, сюжет, - все для меня гармонично и достаточно. Еще в прошлом году, еще не прочитав романа, болела за победу Анны Матвеевой в «Большой книге». И слушала ее выступление на Петербургском Книжном салоне:
«Имею ли я основания вести дневник или для сего нужно быть выдающимся, необыкновенным человеком? Об этом я и хотела бы поговорить с девочками из Корпусного сада, но, наверное, не стану… С дневником я не чувствую себя такой одинокой…»
Мои отзывы на другие книги Анны Матвеевой здесь: