Найти в Дзене
Книжная аптека

Анна Матвеева «Завидное чувство Веры Стениной»: гимн искусству, печаль о женщинах.

Чем отличаются хорошие книги от плохих (если они существуют) или, во всяком случае, от «не твоих»? Хорошие книги долго остаются с тобой: герои, мысли, впечатления – все это снова и снова возвращается к тебе, не отпускает. Зовет что-то додумать или через какое-то время дарит озарение и новые смыслы для твоей собственной жизни.

Такой книгой оказался роман Анны Матвеевой «Завидное чувство Веры Стениной». Прочитала ее еще в начале июля. И несколько дней ходила под впечатлением. Книга и ее название стали для меня «Кубиком Рубика» - крутишь ее и так и эдак: и по горизонтали, и по вертикали, и наискосок. А одноцветные грани никак не собираются в одну стройную картинку, где-нибудь сбоку или снизу так и выскакивают новые вопросы: а почему так? А вот это куда пристроить?

Вопросы начинаются уже с названия книги. «Завидное чувство»: кого к кому? Чувство зависти к кому-то или чему-то или твое чувство/качество, которому могут позавидовать другие? Вера, как сказано в аннотации, завидует подруге Юльке или все-таки нашей зависти достойно само качество Стениной – уметь разговаривать с картинами?

-2

Оказывается, и портрет Веры в берете, написанный будущим знаменитым художником из их компании – лучшая и самая дорогая его работа. И дочь подруги Юльки, Евгения, завидует дочери Веры Ларе и мечтает, чтобы именно тетя Вера стала ее мамой. И подруга Юлька всю жизнь подсматривает, как Вера умеет выглядеть стильно и с большим вкусом.

Чего же не хватает Вере, почему всю книгу Матвеева нам рассказывает о том, как Вера Стенина завидует подруге? Я бы ответила на этот вопрос так: это книга не только о зависти. А больше о том, как женщина не научилась ценить себя и все то, что у нее есть: заботливая, хоть и простоватая мать, интересная внешность, необыкновенный искусствоведческий дар, основательность и надежность, на которую постоянно опираются подруга Юлька и ее дочь Евгения и еще много-много чего.

-3

Ну не привыкли мы ценить то, что нам дано и даже то, чего мы сами достигли. Все кажется мелким, никчемным, недостойным. Что я? я серая, невзрачная, неинтересная, бесталанная, а вот соседка (однокурсница, сослуживица, двоюродная сестра) – она да, она и везучая, и успешная, и красивая. Вот эта постоянная неудовлетворенность собой, неверие в свою собственную значимость и ценность и заставляет человека с грустью или озлобленностью оглядываться на чужие успехи и радости.

Даже талант дочери Вера не разглядела, хотя безумно ее любила: девочка обладала необыкновенным лингвистическим чутьем и способностью к словотворчеству. А ее вместо этого отдавали то на танцы, то еще куда-то.

Своего же таланта Вера долго стеснялась, не могла понять, как же применить его в жизни. И вот оно – очарование магического реализма. Казалось бы, такого не бывает, а если бывает, то с таким надо идти к психиатру: фигуры на картинах оживают, увидев Веру: болтают с ней, могут даже плеснуть чем-нибудь, трогают ее за плечо. Стенина ощущает все запахи того, что изображено на картинах, слышит скрип седла или шуршание шелка. Да, такого не бывает в жизни, но в романе мы воспринимаем это совершенно естественным образом, как будто так и должно быть. И главное – живыми могут быть только подлинники. Копии и подделки, плохо отреставрированные картины – они молчат. И как хорошо, что Вера наконец догадалась, как она может использовать свой необычный талант.

-4

Книга вообще будет очень интересна тем, кто любит живопись. Совершенно потрясающие страницы, где Вера «в уме» составляет свои выставки из картин разных художников. И невозможно не пойти в интернет «на раскопки», чтобы найти эти картины и оценить замысел Веры Стениной и Анны Матвеевой. Мне, как «матери художника»))) многие имена и названия были известны, но все равно какое-то время я провела, бродя по сети и открывая для себя новые имена художников.

Эпиграфы автора к каждой главе – это отдельное наслаждение и ключики-подсказки к тексту романа, вот некоторые:

«Я любил свою темницу, потому что я сам ее выбрал» (О. де Бальзак)
«Мы по необходимости остаемся чуждыми себе, мы не понимаем себя, мы должны путать себя с другими» (Ф. Ницше)
«Пора расцвета может легко пройти незамеченной» (М. Спарк)
«Художник бывает художником только в определенные часы благодаря усилию воли» (Э. Дега)
-5

В общем, первая встреча с книгами Анны Матвеевой оказалась для меня очень интересной, на полках уже стоят еще три ее книги.

Хотя не обошлось без шероховатостей. Не показалась мне органичной встреча Евгении в самолете с ее сводной сестрой, и вообще вся эта история с ее ограблением кажется лишней.

Но зато красивый открытый финал обещает главной героине счастье и позволит, наконец, забыть ей о том, что нужно кому-то завидовать.

-6

В статье я использовала свои фотографии, которые мне кажутся созвучными с настроением романа Анны Матвеевой.

А вы читали ее книги? Планируете?

#современная проза #что читать #психология женщины #книги #книжнаяаптека_отзывы #современная литература

  • Благодарю за ваши лайки, они развивают канал и придают автору уверенности!
  • Приглашаю подписаться, чтобы не пропустить новое интересное о литературе, книгах и театре.
  • Заходите, приглашаю общаться.