Древнеармянский язык как и другие древние языки содержит различные историко-лингвистические пласты. Большой пласт это слова парфянского языка, затем слова из среднеперсидского; очень немного слов из древнеиранских языков. Иранские слов представляют собой термины государственной администрации, феодального быта, книжные и другие абстрактные понятия. Они свидетельствуют о том, что армянский народ имел контакты с государствами, поочередно господствовавшими в Иране.
В древнеармянском существует обширный пласт слов арамейского (семитского) происхождения. Восходит к староарамейским диалектам Северной Месопотамии и связан с торговлей и ремеслом, а также канцеляризмами. Эти термины занесены арамейскими и еврейскими горожанами, переселенными в Армению при Тигране Великом и Артавазде II, в 77—40 гг. до н.э.
Также в него входят слова церковно-книжного характера из сирийско-эдесского диалекта арамейского языка, принесенные в Армению вместе с христианством.
Наличествует слой греческих слов церковно-книжного происхождения.
Все эти пласты с 500 г. до н.э. по 500 г. н.э.
Несколько сотен слов древнеармянского языка возможно хуррито-урартского происхождения. Этот пласт считается субстратом — то есть остатками языка местного населения Армянского нагорья, сохраненный при его перexоде на древнеармянский язык.
В древнеармянском имеется и хеттский пласт.
Основной фонд древнеармянского языка включает индоевропейские слова, выражающие общечеловеческие понятия. Они редко переносятся из других языков, так как существовали изначально в сознании носителей праязыка. Это названия частей тела, родства, глаголы, числительные. Как известно, основной словарный фонд любого языка обновляется в среднем не более чем на 15% в течение 1000 лет. Поэтому, слова из древнеармянского наличествуют и в современном армянском языке.
Таким образом, протоармянский язык был только индоевропейским, не родственным ни хуррито-урартским языкам, ни хаттскому, ни современным кавказским языкам (абхазо-адыгским, картвельским, нахско-дагестанским), ни семитским.
Поскольку древнеармянский язык не родственен языкам автохтонов Армянского нагорья — хурритов и урартов ясно, что он занесен извне. Протоармянский язык занесен на Армянское нагорье примерно с середины II тыс. до н.э. и, до середины I тыс. до н.э. Ученые считают, что его принесли фрако-фригийцы с Балкан. Греческие античные авторы как Эвдокс Книдский свидетельствуют что он был похож на фригийский, и что армяне считались в Малой Азии «отселившимися от фригийцев» (Геродот).
Скорее всего, протоармяне участвовали в общем движении фрако-фригийских племен (мушки) конца II тысячелетия до н.э., в качестве отдельной племенной группы. Эта группа проникла на Армянское нагорье до создания Фригийской державы в IX в. до н.э.
Насчет связи пришлых мушков с хайасами ученые высказывают сомнения, так как территории Хайасы в верховьях Ефрата образовалось хурритское царство Дайаэни. Затем северную его часть заняли грузиноязычные племена. Ко времени прихода мушков хайясы уже влились в состав хурритов.
Область мушков в 856 г. до н.э. покорена ассирийским царем Салманасаром III и включена в качестве «провинции Наири, Алзи и Сухму».
Между 799 и 780 гг. до н.э. завоевана Минуей, царем Урарту, и включена в состав государства урартов.
Этноним Армяне (не самоназвание) скорее всего пришел от наименования урумейцев (ариме). Они обитали в стране Арме в районе современного г. Муша (Восточная Турция) и в Сасунских горах. Ранее здесь была хурритская «страна» Шубрия. Этот горный район внутри Сасунских гор не был покорен ни ассирийцами, ни урартами. Здесь и образовалось ядро будущего армянского народа и армянской государственности. Аримы-урумейцы слились с мушками-фригийцами. Те видимо так их и продолжили называть. А потом это название стало общеупотребительным для всех автохтонных жителей Армянского нагорья.