Найти в Дзене
Любопытный дилетант

Пятиглазый монстрик находит родню

После того, как вымерли странные эдиакарские создания, наступил кембрий и жизнь на планете начала приобретать более или менее современный вид. Однако надо отметить, что современным он был весьма относительно, особенно поначалу. Вся жизнь, кроме, возможно, прокариотической, была сосредоточена в морях, где плавали создания всё ещё весьма удивительные.

Героиня статьи. Мало того, что пять глаз, так ещё и на затылке.
Героиня статьи. Мало того, что пять глаз, так ещё и на затылке.

Некоторые из них внешне вообще напоминали скорее техническое устройство, чем живое существо и отнести их даже к какому-либо типу было затруднительно. Даже самого грозного хищника той поры, аномалокариса, поначалу, как следует из его названия, приняли за какую-то странную креветку. На фоне всей этой кунсткамеры похожие на гигантских мокриц трилобиты смотрелись даже несколько скучно.

Кто креведко? Йа креведко? Да сам ты звероящер после этого!
Кто креведко? Йа креведко? Да сам ты звероящер после этого!

Но все рекорды необычности била, конечно же, опабиния. Будучи точно членистоногим, даже конкретнее — динокаридой, родственницей аномалокариса, еду она себе ловила клешнёй на длинном хоботке, как у туллимонстра. И как будто бы этого мало, ещё и глаз у неё было пять, да к тому же почти на затылке, а рот там где всякое приличное животное держит желудок.

Поэтому нет ничего странного в том, что когда палеонтологам впервые представили реконструкцию опабинии, они несколько обалдели и долгое время пребывали в полном недоумении, как такое вообще можно классифицировать.

На первый взгляд опабиния несколько напоминает представителя отряда радиодонтов, к которому относится и аномалокарис, но только весьма отдалённо и точно к радиодонтам не относится.

Это не батискаф, это туллимонстр. И оно живое.
Это не батискаф, это туллимонстр. И оно живое.

В принципе находок радиодонтов известно множество и они хорошо изучены, поэтому исследователи и не смогли отнести к ним опабинию. А вот окаменелостей опабинии мало того, что очень немного, так они ещё и найдены все в одном месте — в сланцах Бёрджес в Канаде, как, впрочем и значительная часть других кембрийских окаменелостей.

Не удивительно поэтому, что Стивен Пейтс, искавший в музейных экспонатах образцы радиодонтов, был изрядно изумлён, обнаружив нечто, на радиодонта несколько похожее, но при этом не имеющее определяющего признака — ног характерной для них формы.

Подумаешь, трилобит! Обыкновенная мокрица с бахромой, я про такую читал.
Подумаешь, трилобит! Обыкновенная мокрица с бахромой, я про такую читал.

При ближайшем рассмотрении это оказался вообще новый вид, который назвали Utaurora comosa, в честь богини Авроры и штата Юта, где нашли окаменелость. Причём анатомически животное сильно напоминает опабинию — тот же шипастый хвост и «плавники» вместо ног по бокам тела.

Правда, узнать, сколько у ютавроры было глаз, возможным пока не представляется. От головы там мало что осталось, характерный хоботок оказался почти начисто оторван, да и о глазах можно только сказать, что они точно были. Так что на рисунках-реконструкциях членистоногое приходится рисовать в такой позе, чтобы голова особенно в глаза не бросалась.

Узнаёшь брата Колю?!
Узнаёшь брата Колю?!

Впрочем, родство с опабинией бросалось в глаза с первого взгляда, что и удалось подтвердить точными измерениями. Для этого учёные выделили более сотни признаков нового животного и сравнили их с аналогичными признаками опабинии и ещё полусотни групп животных.

В итоге получилось построить точное родословное древо, согласно которому ютаврора к радиодонтам никакого отношения не имеет, зато связана весьма тесным родством с опабинией. Так что опабиния теперь уже выглядит не так странно и инопланетно, по крайней мере мы знаем её родственников.