Найти в Дзене
Любопытный дилетант

У кого четыре глаза, тот похож на… трилобита

Мы привыкли считать, что если у животного вообще есть глаза, то их у него два. В общем случае это верно — у большинства животных, которых мы можем разглядеть без особых ухищрений, глаз и в самом деле два. Но это совершенно не обязательно — у многих членистоногих, например, у некоторых насекомых, встречаются дополнительные простенькие глазки — оцеллии. А у пауков глаз бывает аж до восьми. Почти самыми древними же членистоногими были ныне вымершие трилобиты, достигшие расцвета в палеозое, которых насчитывалось более 10 000 видов самых разных форм и размеров, вплоть до метровых. Причём глаза у них были весьма необычные — есть мнение, с которым, правда, согласны не все учёные, что их фасетки состояли не из кристаллина, как у современных членистоногих, а из кальцита — карбоната кальция. Однако, занимаясь строением глаз трилобитов, учёные несколько упустили из виду их количество. Что, впрочем, не очень удивительно — трилобиты жили в море, а у современных водных членистоногих — ракообразных —

Мы привыкли считать, что если у животного вообще есть глаза, то их у него два. В общем случае это верно — у большинства животных, которых мы можем разглядеть без особых ухищрений, глаз и в самом деле два. Но это совершенно не обязательно — у многих членистоногих, например, у некоторых насекомых, встречаются дополнительные простенькие глазки — оцеллии. А у пауков глаз бывает аж до восьми.

У паука запросто может быть и восемь глаз.
У паука запросто может быть и восемь глаз.

Почти самыми древними же членистоногими были ныне вымершие трилобиты, достигшие расцвета в палеозое, которых насчитывалось более 10 000 видов самых разных форм и размеров, вплоть до метровых. Причём глаза у них были весьма необычные — есть мнение, с которым, правда, согласны не все учёные, что их фасетки состояли не из кристаллина, как у современных членистоногих, а из кальцита — карбоната кальция.

Однако, занимаясь строением глаз трилобитов, учёные несколько упустили из виду их количество. Что, впрочем, не очень удивительно — трилобиты жили в море, а у современных водных членистоногих — ракообразных — дополнительных глаз как раз нет.

А у трилобита они просто странные.
А у трилобита они просто странные.

Но однажды в руки исследователям попала интересная окаменелость трилобита Aulacopleura koninckii. Голова окаменелости оказалась разрезанной то ли в момент смерти животного, то ли уже при разложении и окаменении. И на срезе учёные заметили три вполне симметричных коричневатых овальных пятна. Причём выглядели они так, что случайно образоваться при фоссилизации не могли — это были какие-то детали собственной анатомии трилобита, и они указывали на то, что глаз у него было явно больше двух.

-3

Но тем не менее один образец вряд ли мог что-либо доказать, в конце концов, случайности случаются. Поэтому палеонтологи принялись уже целенаправленно, в поисках оцеллий, изучать и другие фоссилии. И им повезло — дополнительные глаза не только нашлись у пелагического Cyclopyge sibilla, но и оказались у него более развитыми, чем у придонного Aulacopleura koninckii.

Больше трилобитов богу трилобитов! В конце концов, это статья именно про них, а не про пауков.
Больше трилобитов богу трилобитов! В конце концов, это статья именно про них, а не про пауков.

В процессе поисков стало к тому же понятно, как учёным удавалось больше двух веков не замечать того, чего от трилобитов вполне следовало ожидать. Дополнительные глаза были только у молодых особей, да и то спрятанные под панцирем и над поверхностью головного сегмента не выступающие.

И в самом деле — четырёхглазость трилобита в глаза не бросается.
И в самом деле — четырёхглазость трилобита в глаза не бросается.

По всей видимости, часть панциря над оцеллиями у трилобитов, как и у современных мечехвостов, были прозрачными, а после смерти и фоссилизации всякая прозрачность, разумеется, исчезала, и дополнительные глаза становились просто не видны снаружи, так что учёным ещё повезло, что они наткнулись на экземпляр, у которого эта часть панциря оказалась срезанной.