Найти тему
ПоУшиВКино🎬

Южнокорейский девчачий боевик “Балерина” (2023, Ballerina): Бойцовая рыбка

Оглавление

Этот криминальный боевик вышел на платформе Netflix 6 октября. А 5 октября он был показан в рамках кинофестиваля в Пусане (28th Busan International Film Festival).

Название “Балерина” на секунду всколыхнуло мысли о том самом проекте Лена Уайзмана из франшизы John Wick, но это совсем другое кино.

Южнокорейский боевик поставил молодой режиссёр и сценарист Ли Чхун-хён (Lee Choong-hyeon), у которого в портфолио всего четыре проекта (два полнометражных в 2020 и 2023, два коротких метра в 2015 и 2020). Он начал снимать короткометражные фильмы, когда был ещё студентом высшей школы искусств, и даже выиграл несколько конкурсов.

Однако, поступив в колледж, он переключился на специальность "Медиа-коммуникации и журналистика" и по окончании некоторое время работал в рекламном агентстве. В конце концов он снова вернулся к кинематографу, создав в 2015 году короткометражный 14-минутный фильм о несовершеннолетних проститутках “Выгодное предложение”/иногда переводят как “Сделка” (Momgaps/Bargain), что стало поворотным моментом для его карьеры. Фильм удостоился премии Busan Cinephile Award и специального упоминания жюри на Международном фестивале короткометражных фильмов в Пусане (Busan International Short Film Festival).

Успех “Выгодного предложения” поспособствовал продвижению вверх Ли Чхун-хёна по карьерной лестнице – киностудия Yong Film взяла его под своё крыло, там его обучили созданию полнометражных фильмов. Там же он участвовал в написании сценариев для студийных проектов и готовился к работе над собственным полнометражным дебютом. До того, как он снял “Балерину”, он сделал “Звонок из прошлого” (2020, Kol), ремейк британо-пуэрториканского криминального триллера "Гость" (2011, The Caller), и короткометражку “Сердечный приступ” (2020, Hateueotaek), первый заход на романтическую территорию.

Видимо, “Балерина” стала новым шагом в развитии творческого почерка Ли Чхун-хёна, потому что здесь есть и некая романтика, но смешанная с грязной реальностью подпольного мира Южной Кореи. Одной строкой этот фильм можно описать, как история отважной девчонки, которая мстит мафии за гибель своей подруги. Но усложняет восприятие нелинейность повествования. Поэтому истинный смысл отношений между главной героиней – крутой девчонкой Ок-джу – и воздушной танцовщицей балета Мин-хё нужно будет собирать как мозаику. Может, они расстались задолго до того, как начался сюжет фильма, может, сошлись в кондитерской и больше не расставались. Пишу, как поняла.

Сюжет

Девушка Ок-джу когда-то была высококлассным телохранителем для высокопоставленных персон в поездках. Эта профессия подразумевает очень хорошую физическую подготовку и владение оружием. Но решила отойти от дел в мирную жизнь из-за подруги.

Мин-хё – её школьная подруга, с которой они долго не общались, но случайно встретились однажды вечером в кондитерской, где Мин-хё продавала торты. У Ок-джу был день рождения, и она решила купить себе торт. Мин-хё её узнала, они разговорились, переместившись из кондитерской в кафе. И после этого решили поддерживать связь, и очень даже сблизились.

Мин-хё со временем решила выбрать профессию и её выбор пал на балетное искусство, которому она обучалась в России. Уже будучи в профессии, Мин-хё связалась с плохим парнем, общение с которым поставило под угрозу её продвижение вверх в балете. Она не справилась с проблемой и нашла единственный для себя выход – покончила с собой. Но перед этим она оставила записку для Ок-джу: “Пожалуйста, отомсти за меня”.

Ок-джу вышла на охоту.

Мысли по фильму

У меня был уже такой случай, когда я понимала, что у фильма есть потенциал, но он почему-то не реализовался в полной мере, а мне всё равно понравилось просто потому, что фильм уж такой, какой есть. Как плюшевый мишка с оторванной лапой – он и без неё остаётся милым. Так было с биографической драмой “Ламборгини: Человек-легенда” (2022, Lamborghini: The Man Behind the Legend), такая же ситуация с криминальным боевиком “Балерина”. В его случае главное – найти правильный угол, под которым его смотреть. Так, я восприняла этот боевик как манхву, корейский комикс. Видеоряд очень хорошо позволяет так думать, благодаря драматичным планам – оператор снимает лица и отдельные его части крупно, словно пытается попасть под кожу и показать, о чём думают Ок-джу и её противник Чхой. В целом сцены поставлены как развороты комикса, повторяя углы, цветопередачу и размещение объекта в рамках кадра. Ведь у комикса обычно несложная сюжетная линия, вся ценность которой в качестве её рисовки, а не глубине. “Балерина” – это череда красивых разворотов, на которых со “страницы” на “страницу” кочует Ок-джу, преследуя коварного бессердечного бандита Чхоя.

Зато сценарист добавил истинно корейской эстетики в повествование. Сквозным элементом идут рыбы. А корейские храмы украшены разнообразными изображениями рыб. Вероятно, такое значение им придаётся потому, что их глаза открыты и днём, и ночью, а это напоминает человеку о бесконечной бдительности. Балерина Мин-хё призналась своей подруге, что хотела бы переродиться в рыбу, весь мир принадлежит рыбам. Мафия в этом боевике распространяет наркотики под прикрытием суши – наркотик закачивают в бутылочки в форме рыбки и прячут их в порцию суши. В Корее рыба служит символом защитной силы и оберега от злых духов и предзнаменований; или упорства и бесстрашия, а также отдельно карп воспринимается как мифическое животное, которое может превратиться в дракона. В буддийских храмах Кореи колокольчики, украшенные фигурками рыб, символизируют постоянное движение, бдительность и свободу. Для Мин-хё рыба была символом свободы, но по иронии судьбы приобрела совершенно противоположное значение.

-3

Кстати, противник тут довольно интересный персонаж.

Чхой - насильник и злодей
Чхой - насильник и злодей

Это член южнокорейской мафиозной группы, занимающейся сбытом наркотиков, торговлей женщинами и убийствами. Он любит БДСМ-игры, в которых всегда играет роль доминанта. Он заманивает девушек в дешёвый отель, опаивает их снотворным, после чего вытворяет с их телами всё, что ему кажется позволительным, снимая действо на камеру. Порновидео он сохраняет на флэшкартах, которые прячет в своём тайнике дома, подписывая карты только профессией девушки, а не именем. Выясняется, что в мафиозной группе этот парень не имеет особого веса, единственное, что его выделяет среди всех, это красивая внешность и отличное чувство стиля. Босс постоянно его отчитывает как строгий отец нерадивого сына-студента, особенно за покупку дорогой игрушки в виде шикарного автомобиля Lamborghini. Чхой вымещает своё недовольство своим положением в криминальной структуре на этих девушках – он их унижает, обезличивает, уничтожает и не испытывает никакого сочувствия. По сути, возвращает им то, что получает от босса.

Ок-джу мстит каждому мужчине на своём пути к Чхою
Ок-джу мстит каждому мужчине на своём пути к Чхою

Возвращаясь к моему тезису про комикс, ещё отмечу, что этот фильм не показывает реалистичной истории, он романтизирует реальный тёмный мир, придавая ему неоновый окрас и украшая музыкой от современного рэп-музыканта с псевдонимом Gray (настоящее имя Ли Сон Хва/Lee Seong-hwa). Вряд ли он напугает тем, что существуют банды, занимающиеся торговлей девушками, что они им угрожают (Если бы твои друзья знали, кто ты на самом деле, они бы все еще общались с тобой?), заставляя молчать, о том, чем их заставляют заниматься. Это крутая фантазия, в которой хрупкая девушка Ок-джу способна пойти против целой группы здоровых мужчин, взяв с собой пару пистолетов. Она тут даже круче, чем О Дэ Су в драме Пака Чхан Ука “Олдбой” (2003), который один бился против огромной вооружённой толпы противников в тюремном коридоре. Но там было больше реалистичности, здесь же речь идёт только о самом факте крутизны как таковой. В Ок-джу воплощается идея скрытой женской силы, способной отомстить обидчикам, выжечь их адским пламенем с земли и найти все тайны, чтобы продолжить уничтожать ростки зла и дальше (блокнот Чхоя с адресами контактов).