Найти в Дзене

#50 советов.Как сделать урок интересным, удержать внимание и дисциплину, пороверить быстро домашнее задание.

Оглавление

1. Создайте правила

При знакомстве с новым классом озвучьте свои правила и следуйте им беспрекословно.

Время от времени напоминайте их ученикам. Когда появляется чёткая система

поощрений и наказаний, жизнь становится проще и для учеников, и для педагога.

2. Используйте коробочку вопросов

Чтобы отучить ребят опаздывать на урок, можно попробовать встречать опоздавших

с коробочкой вопросов. Пришёл поздно — тяни вопрос и отвечай.

3. Направляйте энергию в мирное русло

Привлекайте самых шумных и непоседливых детей к себе в помощники

(раздать листочки, тетради, написать на доске правило, формулу). Так они получат

внимание, которого зачастую добиваются вызывающим поведением.

4. Говорите тише

Если в классе слишком шумно, не стоит кричать: вам всё равно не перекричать двадцать

человек. Вместо этого попробуйте понизить голос до шёпота. Ученики в этом случае

могут замолчать, чтобы расслышать, о чём вы говорите.

5. Используйте эффект неожиданности

Если предыдущий приём не срабатывает, попробуйте привлечь внимание учеников

неожиданным жестом или действием. Например, скажите: «Кто меня слышит —

хлопните». Отвлёкшиеся ребята обязательно обратят внимание на хлопки других.

6. Говорите один раз

Постоянные повторы одной и той же информации расслабляют учеников. Они

привыкают, что учитель повторяет всё, поэтому слушать в первый раз необязательно.

7. Организуйте коллективную игру

В классе размещается большое игровое поле. Переставить фишку ближе к финишу

можно при выполнении определённых заданий и соблюдении дисциплины. Если

последняя хромает, фишка переставляется назад. Игра рассчитана на длительное время:

четверть или год. Призом может стать коллективный поход в кино, в боулинг, выезд

на пикник. Таким образом можно устроить и соревнования между классами.

Приёмы для поддержания дисциплины

1. Дискуссионные вопросы

C их помощью поддерживается эмоциональный интерес учеников. Особенно успешно

дискуссионные вопросы можно применять в предметах гуманитарного цикла,

но и в других дисциплинах можно придумать подходящий вопрос. Например,

полезны или вредны нитраты?

2. Коммуникативная атака

Смысл приёма в том, чтобы увлечь школьников: обратиться к их жизненному опыту

(вспомните, как вы катались на карусели — какая сила действовала на вас?), удивить

необычным фактом (лошади в среднем спят три часа в сутки) или способностью

(нарисовать на спор на доске ровный круг без циркуля) и т.п.

3. Моделирование

Помогает научить учащихся творчески мыслить. Для моделирования используются

вопросы в форме: «Что, если бы...» («…Земля не вертелась?», «…Кутузов не отдал

Москву?», «…Ленский убил Онегина на дуэли?» и т.п.)

4. Интеллектуальная разминка

Настраивает учащихся на учебную деятельность и развивает мышление, внимание,

умение анализировать, обобщать, выделять главное. Может проводиться в формах

«найди лишнее», «найди общий признак», «соотнеси» и т.п.

5. Размышления над эпиграфом

Эпиграф для урока — сам по себе интересный приём. Но его можно сделать ещё более

вовлекающим, если подобрать несколько вариантов эпиграфов и предложить ученикам

выбрать наиболее подходящий и обосновать это. Кстати, в конце урока можно вернуться

к заданию и уточнить, не стоит ли изменить эпиграф после всего изученного

Нестандартные приёмы для начала урока

1. «Игра в случайность»

Название приёма говорит само за себя. Учитель вносит в процесс проверки домашнего

задания элемент случайности. Для этого можно использовать жребий, игральный кубик,

юлу со стрелкой и т.п. С помощью генератора случайностей выбирается либо вопрос,

либо отвечающий.

2. «Данетка»

Учитель загадывает явление, событие, личность или термин по теме. Ученики пытаются

найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только «да» или «нет».

3. Тематический кроссворд

Его довольно просто сделать, используя онлайн-сервисы. Другой вариант — дать

задание сделать кроссворд одному из учеников, а затем разгадать его всем классом

и заодно оценить вопросы.

4. Рецензия на устный ответ

Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника и выступить с устной

рецензией на него: отметить достоинства, недостатки, дополнить и уточнить.

5. «Пинг-понг»

Короткая устная разминка с классом. В ней используются вопросы, требующие

однозначного быстрого ответа. Отвечать ученики могут по цепочке, по выбору учителя

или хором. Главное правило — делать это быстро и чётко, без раздумий и долгих

вступлений.

6. Взаимная проверка

При проверке письменного домашнего задания можно предложить ученикам

обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить

оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.

Приёмы для проверки домашнего задания

1. «Шесть шляп мышления»

Один из приёмов развития критического мышления. Ученики, «надевая» ту или иную

шляпу, смотрят на явление под определённым углом. В белой шляпе рассматривают

только факты, в красной — эмоции, в жёлтой ищут плюсы, в чёрной — минусы, в зелёной

шляпе используют творческое мышление, в синей — аналитическое.

В начале урока класс делится на шесть групп. Задача каждой группы — изучить

материал под тем углом, который предполагает их шляпа. Далее группы зачитывают

свои тезисы. Ученикам «в синих шляпах» нужно дать время на подготовку после

выступлений остальных. Другой вариант: поделить класс на пять групп, а выводы «синей

шляпы» сделать вместе в конце урока.

2. «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума»

На доске изображается ромашка с шестью лепестками. На каждом лепестке будут

написаны вопросы по теме. В более лёгком варианте вопросы готовит учитель,

школьники только отвечают. В более сложном — школьники сначала составляют

вопросы, а потом отвечают на них. Главная фишка в том, что на каждом из шести

лепестков должны быть вопросы разного типа:

- Простые вопросы — требуют только знания фактического материала: «Что?», «Где?»,

«Когда?» и т.п.

- Уточняющие вопросы — используются после ответов на простые вопросы. С их помощью учитель может определить, понял ли ученик материал или «зазубрил»

его. Например: «Чем похожи, а чем отличаются пустыни и степи?»

- Практические вопросы— устанавливают связь между теорией и практикой,

позволяют увидеть проблему со стороны: «Что бы я сделал на месте этого человека?»; «Как это знание может помочь в жизни?»

- Интерпретационные вопросы — обычно начинаются со слов «почему» и «зачем».

- Они имеют смысл, только если ученик заранее не знает ответа и приходит к нему

в результате размышлений. Если ответ уже известен ученику (например, написан

в учебнике), вопросы переходят в категорию простых.

- Творческие вопросы — вопросы с элементами предположения, прогноза: «Что будет,

если...»; «Что было бы, если бы...»

- Оценочные вопросы — помогают сформулировать мнение ученика по той или иной

проблеме, увидеть плюсы и минусы выбранного решения: «Какой из маршрутов

доставки товаров предпочтительнее?»

Приёмы развития критического мышления

3. Прогноз по иллюстрации

Приём подойдёт для младших школьников. В начале занятия учитель показывает классу

иллюстрацию и говорит, что она связана с темой урока. Задача детей — предположить,

что это за тема, и аргументировать свои идеи. Усложнённый вариант этого приёма —

«Отсроченная догадка»: когда по названию темы или по ключевым словам ребята

высказывают предположение, какой вопрос будет главным на уроке. К догадке

возвращаются в конце урока, проверяя правильность предположений.

4. «Корзина идей»

На доске рисуем условную «корзину», в которой условно будет собрано всё то,

что ученики знают по изучаемой теме: термины, факты, мнения, даты, личности,

формулы и т.п. Вначале каждый школьник работает индивидуально и в течение 1–2

минут записывает в тетради всё, что может вспомнить по заданной теме. Затем записи

зачитываются вслух по очереди, но не повторяя ранее сказанного. Учитель тезисно

записывает всё в «корзину», не давая комментариев, даже если утверждение ошибочно.

Далее в ходе занятия ученики должны связать разрозненные факты или понятия

в логические цепочки, исправить ошибки, если они были, и проанализировать

их причины.

5. «Лови ошибку»

Приём направлен на закрепление знаний. Ученикам предлагается текст, содержащий

ошибки, и задача ребят — эти ошибки найти и исправить. Работа может выполняться

как индивидуально, так и группами или всем классом. Приём можно усложнить, если

добавить в него скрытые ошибки, связанные с темами, которые ещё не были изучены.

В этом случае школьникам можно предложить найти в тексте фрагменты, проверка

которых требует новой информации, и уже в процессе изучения новой темы выяснить,

насколько они верны.

6. «Пресс-конференция»

Эффективный приём для использования в старших классах, когда ребята уже умеют

самостоятельно мыслить и формулировать разнообразные вопросы. Учитель в течение

нескольких минут представляет развёрнутый план изучения нового материала,

рассказывает ученикам, о чём сегодня пойдёт речь. Затем предлагает устроить

своеобразную пресс-конференцию. Ученики выступают в роли журналистов, а учитель

— в роли специалиста по проблеме. Поначалу ученикам может быть сложно

формулировать вопросы. Помогите им. Предложите одному ряду задать вопросы,

начинающиеся со слов «Кто…», «Что…»; другому ряду — начинающиеся со слов «Как…»,

«Почему…»; третьему ряду — «Что общего…», «В чём особенности…». Таким образом,

ребята смогут задать разноплановые вопросы и более глубоко познакомиться

с материалом.

Приёмы развития критического мышления

7. «Синквейн»

Многие педагоги знакомы с принципом составления синквейнов, но на всякий случай

напомним их:

Строка 1: одно ключевое слово (понятие).

Строка 2: два прилагательных, характеризующих понятие.

Строка 3: три глагола, показывающих действие понятия.

Строка 4: короткое предложение, связанное с понятием.

Строка 5: одно слово, обычно существительное, которое подводит итог всему

синквейну, обобщает, является выводом.

Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах или группах.

Это даёт ученикам возможность рассуждать и критически рассматривать ту или иную

тему.

8. «Диаманта»

Этот _приём похож на предыдущий, но используется для сравнения двух понятий,

явлений, событий. Диаманта состоит из семи строк:

- Первая и последняя строки — это сравниваемые понятия. Диаманта строится

одновременно с двух сторон (сверху вниз и снизу вверх). С каждой новой строкой

сравниваемые понятия всё больше раскрываются, и ключевая разница между ними

заключается в четвёртой строке.

Строка 1: тема (существительное).

Строка 2: определение (два прилагательных).

Строка 3: действие (три причастия или глагола).

Строка 4: ассоциации (четыре слова).

Строка 5: действие (три причастия или глагола).

Строка 6: определение (два прилагательных).

Строка 7: тема (существительное).

Приёмы развития критического мышления

1. Чтение с остановками

Ученики читают фрагмент текста и отвечают на вопросы к нему до перехода

к следующему отрывку. Вопросы должны быть направлены на контроль общего

понимания прочитанного фрагмента и прогнозирование содержания последующего.

2. Маркировка текста

На лист учебника с текстом надевается файл (нужно сделать разрез по длинной стороне

или купить специальные «горизонтальные» файлы). При чтении текста цветным

маркером поверх файла выделяется главное. На основе такого выделения

в дальнейшем можно подготовить пересказ, план или конспект.

3. Чтение с пометками

По ходу чтения школьник делает на полях пометки (например, «+» — понял, «–» —

не понял, «?» — требует обсуждения). После чтения текста пометки обсуждаются

и проверяется осмысление текста.

4. «Телеграмма»

В телеграмме дорого каждое слово. Составить телеграмму — значит в одном-двух

предложениях точно сформулировать главное в тексте. В ходе этой работы требуется

выбрать ключевые слова и отбросить всё лишнее. Для современных школьников приём

можно назвать не «Телеграммой», а «Твиттером» (сообщения в нём также должны быть

максимально короткими).

5. Таблица «G — S — R»

Название приёма обозначено латинскими буквами,

где: G — Gist — аннотация текста;

S — Summare — сумма содержания текста (краткий пересказ);

R — Reteling — пересказ текста.

Приём носит пошаговый характер и учит всем трём видам пересказа текста

одновременно, демонстрируя разницу между ними (то есть является способом сжатия

текста). Приём требует совместной работы учащихся и учителя с текстами различного

характера. Самостоятельно составлять такую таблицу школьники могут после одного

учебного года постоянных тренировок.

6. «Коллективное письмо»

Класс делится на несколько групп. Задача каждой — написать конспект с основной

мыслью текста. При этом работа выполняется по цепочке, каждый участник пишет

не более одного-двух предложений и передаёт лист следующему. Текст должен

получиться целостным и логичным. В конце участники зачитывают получившиеся

конспекты и анализируют их.

Приёмы для выделения главной мысли текста

1. Мозговой штурм

Перед учениками ставится проблема, и требуется найти способ её решения. На первом

этапе они могут высказывать любые идеи, которые приходят в голову, даже

фантастические и невозможные. Затем из общего количества высказанных идей

отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике,

и дорабатываются в процессе обсуждения.

Варианты приёма «Мозговой штурм»

Обратный мозговой штурм

Полезно использовать, если ученикам сложно генерировать идеи «с нуля». Ребятам

предъявляется образец выполненной работы с определённым количеством

недостатков. Задача участников: найти недочёты и разработать проект, где они будут

устранены.

- Теневой мозговой штурм

Удобно применять, если в классе есть ученики, которые всегда молчат. Ребята делятся

на три группы: активную, теневую и экспертную. Активная группа генерирует

и озвучивает идеи, представители «теневого кабинета» в ходе обсуждения молча

записывают свои предложения. Далее идеи двух групп передаются экспертам,

которые выбирают лучшие варианты и дорабатывают их.

- Визуальный мозговой штурм

Суть метода — в зарисовке возникающих идей. Например, ученикам предлагается

изречение, отражающее проблему урока. Сначала ученики в группах обсуждают

смысл фразы, делают к ней иллюстрацию. Далее представители каждой группы

показывают свои зарисовки и аргументируют их. Затем совместно выбираются

лучшие идеи и делается общая зарисовка.

2. «Снежный ком»

Приём похож на «Мозговой штурм» по сути, но отличается по форме. Все ученики

получают определённое задание и самостоятельно выполняют его. После этого следует

работа в парах, где учащиеся предлагают свои способы решения задания, из которых

выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе

из четырёх человек, где снова происходит обсуждение решений. В завершение группы

делают доклады о своей работе.

Приёмы групповой работы на уроке

3. Мозаичная группа

Учитель делит класс на группы, а тему на части так, чтобы каждая группа получила свою

часть темы. Все группы получают список необходимых источников или сами учебные

материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После

изучения материала группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попал

один человек от каждой прежней группы. Каждый такой член новой группы объясняет

остальным свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы,

и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы составляется резюме.

4. Анонимная работа в парах

Многие учителя используют метод взаимопроверки работ учениками. Но если они

знают, чью работу проверяют, возможны «перекосы». Например, работы отличников

автоматически воспринимаются как безошибочные. В то же время, когда речь идёт

о творческих заданиях, любой ученик может предложить свои правки, опираясь на

собственное видение проблемы. В этом случае анонимность помогает быть более

объективным. При объяснении задания обратите внимание ребят на то,

что в проверяемой работе надо найти не только минусы, но и плюсы. Для наглядности

комментарии с похвалой и критикой можно выделить разными цветами. После того

как работа проверена одноклассником, она возвращается автору, который может

последовать советам и исправить работу либо оставить все как есть, аргументировав

своё решение. Затем работы как автора, так и проверяющего оценивает учитель.

Приёмы групповой работы на уроке

1. «Реставратор»

Смысл приёма заключается в том, что учащиеся «реставрируют» текст, предварительно

намеренно искажённый учителем или выданный в неполном объёме. Такую работу

можно проводить индивидуально, фронтально или по группам.

2. «Буквенный диктант»

Ученикам требуется отгадать зашифрованное слово, расшифровывая его по буквам.

Буквы закодированы в ответах на вопросы по изучаемой теме. При этом ученики

записывают ответ на каждый вопрос не полностью, а только указанную букву

отгадываемого понятия (первую, третью, последнюю и т.п.).

3. «Кто я?»

Несколько учеников (необязательно все) получают карточку-стикер с именем известной

личности, названием объекта, термином или другим словом по теме. Этот стикер они

прикрепляют на лоб соседа так, чтобы тот не видел надпись. В итоге у нескольких

учеников на лбу оказываются стикеры, которые видны всем, кроме самого участника.

Задача ученика — угадать, что именно написано на его стикере. Для этого он задаёт

вопросы, которые подразумевают только ответы «да» или «нет», а остальные ребята

в классе отвечают. На первых этапах применения этого приёма одним из участников

должен быть учитель, который будет показывать образец логических рассуждений

и построения вопросов.

Приёмы для закрепления материала

1. Три стандартных вопроса

Учащиеся обдумывают то, что они узнали на уроке, отвечая на следующие вопросы:

Такая рефлексия стимулирует мыслительную деятельность и помогает обрабатывать

информацию.

Что они извлекли из вашего урока?

О чём они хотят узнать больше?

Какие вопросы они хотят вам задать?

2. Ручные сигналы

Этот приём требует небольшой подготовки в начале учебного года. Вы объясняете,

что определённым количеством пальцев руки — от одного («ничего не понятно»)

до пяти («всё ясно») — ученики могут показать уровень своего понимания. Далее,

по мере изучения материла, вы просто просите ребят поднимать руки и быстро видите,

было ли ваше объяснение понятно.

3. «Дневник рефлексии»

В специальную тетрадь ученики записывают свои мысли, возникшие на уроке:

например, что вызвало у них трудности, а что — интерес и желание узнать подробнее.

Читая ученические записи, вы можете определять общие и индивидуальные

заблуждения и успехи.

4. «Знаю — не знаю»

Предложите ребятам перечислить то, что они знают по теме, и то, чего не знают.

Это не так просто, как кажется: обычно мы не знаем, чего мы не знаем. Однако

с помощью наводящих вопросов можно помочь ученикам лучше определить границы__

Как сделать школьный урок интересным

Никаких оговорок: любой урок может стать таким

Молодой учитель истории уже рассказывал, чего больше всего боялся в первый год работы в школе и как прошёл его первый педсовет. Теперь он набрался опыта и советует, как применять правило светофора, примеры из шутеров (для начала выясните, что это такое!) и добиваться результата.

Когда я только пришёл в школу, у меня возникло три вопроса: как заинтересовать детей, как сделать уроки продуктивными и как успеть подготовить все уроки на неделю качественно. Не то чтобы спустя год работы у меня появились ответы, но размышление над ними принесло плоды. Уже сейчас я могу предложить идеи, которые легко реализовать. Они не требуют особых усилий и упростят учебный процесс за несколько урок.

Классическое мнение в российской школе гласит: если ребёнок молчит и слушает, значит, всё в порядке. Но ведь продуктивность урока определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов.

Что толку от полного молчания в классе, если к концу урока никто ничего не запомнил? Дисциплина гораздо сложнее, чем просто послушание. У спартанцев она включала в себя не только беспрекословное выполнение приказов. Даже дисциплина в армии заключается не только в молчаливом подчинении.

В первую очередь она должна быть управляемой. Шум и гам на уроке — не всегда плохо. Более того, даже беготня по классу может быть полезной. Это зависит от ответа на вопрос «зачем?»: зачем вы хотите добиться тех или иных результатов? Почему вы именно так выстраиваете работу? Таких вопросов при подготовке к уроку я задаю себе очень много. И могу предложить ряд простых рекомендаций для учителей.

1. Установите правило светофора

Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это надо использовать на уроке! Светофор — потрясающая идея для налаживания дисциплины в классе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём учитель тоже не имеет права перебивать ученика!), зелёный свет — для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 уроков ученики реагируют на слова учителя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому.

2. Возьмите письменное согласие

Потратьте один урок на это: договоритесь с детьми о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно.

Помните, что правила нельзя нарушать и вам. Договорились не кричать и не оскорблять — извольте выполнять

Пропишите в правилах наказания за нарушение. Однажды я отменил урок, потому что плохо к нему подготовился (дети сразу меня раскусили, потому что домашнее задание сделали все). И 40 минут они развлекались в классе.

3. Приводите жизненные примеры

В 2018 году мало просто учить детей подчиняться приказам и безропотно выполнять задания по инструкции. Школа должна учить учиться, ставить в жизни цели, учить рефлексии. Всё это кажется многим учителям ненужным, но именно так дети смогут понять, зачем им школа. Ведь для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни школьников. «Как ты собираешься выиграть в Counter-Strike, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника?! Давай узнаем, как это делал Наполеон». И это лишь самая очевидная банальность.

Многие действия на уроке уже работают на какие-то навыки, просто этот процесс должен быть осмысленным. Существует список универсальных учебных действий — это самая простая схема грамотных образовательных результатов.

При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей. Простые инструменты, для реализации которых не нужны временные затраты. Но, превращая их использование в систему, вы выводите школьное образование на качественно другой уровень.

Как превратить любой урок в интересный

Никаких оговорок: любой урок с гарантией 100% может быть интересным! Дело просто в том, что это понятие для ребёнка состоит из множества мелочей. Их легко может обеспечить учитель.

4. Сделайте уроки комфортными

Детей категорически нельзя оскорблять и унижать. Нужно однозначно уважать личное пространство ученика. Педагог обязан оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета, либо честно признаться в этом ученикам и отложить урок до лучших времён. Он должен быть в первую очередь человеком, который умеет сопереживать и понимать чувства других.

5. Создайте в классе территорию счастья

Класс — это территория позитива, света, веселья. Приложите все усилия для создания такой атмосферы, тогда ученики сами захотят к вам приходить. Они будут знать, что у вас всегда можно найти поддержку, что в вашем кабинете в них всегда будут верить, что в нём нет места агрессии и злобе.

Поощряйте даже маленькие успехи, в том числе свои. У вас получилось обыграть в шахматы компьютер на сложном уровне? Расскажите детям! Вчера отлично посидели в кафе с друзьями — сохраните эту улыбку и чувства для детей. Они будут видеть в вас пример и стараться соответствовать вашей открытости, искренности и дружелюбию.

6. Используйте разные форматы

Труд не должен быть повинностью, а домашние задания не надо превращать в банальные «вызубри параграф». Урок должен быть разнообразным: пускай ученики ищут ответы на ваши вопросы в роликах, интернете, текстах, картинках. Старайтесь чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение — в интернете можно найти массу фишек.

Используйте элементы геймификации: вместо контрольной сделайте карточки с заданиями и подсказками. За выполнение — плюс балл, за использование подсказок — минус балл. Для «пятёрки» нужно набрать определённое количество баллов. Вместо банального теста можно использовать удачные приложения Kahoot или Quizizz.

7. Продумывайте домашние задания

Домашние задания — бич современной российской школы. Они убивают желание учиться у большинства школьников. Поэтому вместо банального чтения романа предложите детям нарисовать географическую карту: где был главный герой, с кем общался. Вместо пересказа параграфа о древнем человеке предложите придумать сказку о нём.

Ставьте «пятёрку», если будут соблюдены основные условия («орудия труда, образ жизни, искусство»). Составляйте одно домашнее задание на несколько предметов, делайте критерии проверки понятными для учеников. Так вы научите детей воспринимать образовательный процесс серьёзно, а не как повинность.

Как успеть всё это с нагрузкой в 30 часов в неделю

Делать всё это невероятно тяжело не потому, что занимает много времени. Никто и нигде в нашей образовательной системе не стимулирует креативность. Учителя — это брошенная и забытая профессия. Это невероятно печально. Потому что талантов у нас множество, а невероятных учителей ещё больше. В наших силах изменить образовательную систему: сделать её человечнее, светлее, счастливее, продуктивнее, интереснее.

8. Начните с простого

Первое и самое главное — никто не говорит, что уже сейчас надо полностью переделать все уроки. Я начал этот текст с мысли, что большинство идей (как тот же светофор) реализуемы уже завтра без особых усилий, стоит только захотеть и попробовать.

9. Ищите поддержку

Нужно искать её у коллег в школе, у родителей, у администрации. Думаю, если привести серьёзные аргументы каждой стороне, то постепенно у вас появятся сторонники. Сделайте первый шаг, сломите эту стену, боритесь с системой, не дайте скудоумию взять верх над здравыми идеями.

Довольно часто можно услышать, как учителя сетуют на то, что дети обленились, потеряли интерес к учёбе и ничего не хотят делать. Я им не верю. В 99% нелюбимый и скучный предмет для школьника ассоциируется с нелюбимым и скучным педагогом. Вот несколько простых советов, которые помогут сделать урок интересным и отличным от других.

1. Оживите!

Правду говорят: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе». Переделаем это на свой лад: «Относить к своим урокам так, как хотел бы, чтобы к ним относились ученики».

Когда учитель сидит за столом, уткнувшись носом в учебник, за которым его и не видать, и что-то вяло бубнит себе поднос – ну о каком интересном уроке может идти речь?

«Открыли книгу на странице N, читаем параграф, отвечаем на вопросы письменно – я проверю!». От одной этой фразы хочется выть даже спустя много лет после окончания школы.

Оживите: встаньте из-за стола, пройдитесь по классу, объясняя тему, заглядывайте в глаза ученикам, жестикулируйте, проявите эмоции, покажите интерес к тому, что вы говорите. Вы удивитесь, но ученики начнут смотреть на вас, а не в экран телефона под партой, они начнут улыбаться, когда улыбаетесь вы, таращить глаза, когда вы рассказываете что-то удивительное! Урок заиграет новыми красками, между классом и учителем возникнет диалог, прервать который сможет только звонок на перемену.

2. Сделать урок интересным могут примеры из жизни

Можно часто услышать от школьника фразу: «Мда, мне же так пригодятся в жизни логарифмы!» На самом деле в этом есть доля правды. Прежде чем начать что-то учить, человек должен понять, зачем ему это надо. «Чтобы быть умным и всесторонне развитым» — этот аргумент не работает.

Приводите примеры из жизни. Веселые, грустные, страшные, шокирующие, запоминающиеся – любые, которые способны пробудить эмоции. О том, как человек чуть не отравился, неправильно посчитав количество таблеток (реальная математика!), о том, что будет, если положить яйцо в микроволновку (и почему), о том, как вы сами, мудрый учитель, были школьником и чего-то не могли понять из курса химии.

Таким образом, ученики не только лучше запомнят правило, но и станут вам ближе.

3. Доброта, открытость, юмор

Ребята признаются, что больше всего им нравятся учителя, которые умеют пошутить и посмеяться: над собой, над ситуацией, над ошибкой. Не по-злому, а искренне. А какой восторг вызывают произнесенные учителем мемы «не надо так» или «нельзя просто так взять и…»! Преподаватель с нахмуренными бровями, яростно сжимающий указку, давно уже не вызывает уважение и всегда проигрывает искренности, открытости и готовности помочь.

Не бойтесь, что ученики расслабятся и сядут на шею — они ценят ваше человеческое отношение.

4. Новые подходы к решению заданий

Любой школьник всегда будет сравнивать одного учителя с другим, один урок со вторым, поэтому иногда стоит разнообразить привычный подход к выполнению стандартных упражнений из учебника.

Например, не просто решить задачу, а решить её быстрее всех и отправить правильный ответ смской в мессенджер (раз уж приносят на урок смартфоны – пусть используют их в целях обучения!). Или, например, читать стих по ролям, да еще и по-театральному выразительно. Кто-то из учителей воскликнет: «Баловство!», а я вам скажу, что после такого приёма почти весь класс выучил стих наизусть прямо на уроке, не прилагая больших усилий.

5. Используйте технологии, чтобы сделать урок интересным

Современный учитель должен максимально использовать дары 21 века: огромное количество приложений, видео, картинок, сайтов, способных разнообразить ваш урок, вдохновить новой идеей. Создайте с учениками беседу в соцсети для максимально удобного общения, быстрого обмена информацией. Таким образом, вы будете в курсе новых трендов и увлечений ваших учеников: интереснее станут не только ваши уроки, но и вы сами.

На самом деле существует очень много способов сделать урок увлекательным, преподавание – это бесконечный простор для творчества. Но выполнение даже этих пяти простых правил уже поможет вам подняться на новый уровень.

БЛОГИ08.07.2019

9 способов сделать любой урок особенным (советует учитель года)

У некоторых учителей есть любимчики, а как стать любимчиком у учеников?

1. Начните урок с удивления

Дети ждут и хотят чего-то необычного. Начните свой урок с удивления — с события, действия, предмета, который может поразить. Во время урока на тему «общественный прогресс» на конкурсе «Учитель года России — 2018» я показал детям аудиокассету и спросил, как этот предмет связан с карандашом. Потом ещё продемонстрировал раритетный аудиоплеер Sony Walkman. Интересно, что большинство современных детей с трудом представляли себе взаимосвязь между ними. Такое начало удивило и заинтересовало не только детей, но и членов жюри, вызвав, совершенно очевидно, определённую ностальгию. Попробуйте сделать или сказать что-то, что удивит: необычный факт, поразительное сравнение, необыкновенная связь между, казалось бы, совершенно не связанными друг с другом людьми, событиями или вещами. Простите за банальную цитату, но «познание начинается с удивления».

«Моя крыша на месте. Срывайте!» — Шелдон Купер. 2. Свяжите свою тему с другими сферами и науками

Межпредметность — это не просто модное слово. Это способ показать, что всё в мире взаимосвязано, что причинно-следственные связи повсюду. Покажите ученикам, что ваша узкая тема (инфляция, начало Второй мировой, царство грибов, любовная лирика Пушкина) связана не только с другими темами в вашем предмете, но и с химией, философией, современным кино, политикой, да с чем угодно!

Это всегда выглядит красиво и эффектно, привлекает внимание, заинтересовывает, увлекает. Например, на уроке физкультуры вы показываете новое упражнение — а может, его каждый день делает Билл Гейтс? Новая композиция на уроке музыки? А вдруг она была любимой у Льва Толстого или на ней рос Егор Крид? Связывайте!

На том же уроке, с кассетой, автор этих строк связал общественный прогресс с литературой, политикой, краеведением, ядерной физикой, ботаникой, искусством…

«Все элементы Вселенной имеют взаимосвязи, все существа в этом мире связаны между собой» — Парацельс, швейцарский философ, врач. 3. Создайте проблему и позитивную атмосферу

Создайте проблему, предложите то, что заставит задуматься, противоречивый вопрос, который и вдохновит, и побудит искать варианты ответа. Наше общество прогрессивнее общества 30-летней давности? Что будет, если государство завтра раздаст всем по миллиону рублей? Можно ли было сохранить СССР? Уверены, что Наташа Ростова — положительная героиня? Должны ли химики создавать новые радиоактивные элементы?

При этом понимаем, что на уроке должна быть позитивная атмосфера. Как её создать? Есть японская поговорка: «В дом, где смеются, приходит счастье». В школу, думаю, тоже. Поэтому улыбайтесь, настраивайтесь на положительное, будьте доброжелательны, открыты, не бойтесь пошутить (особенно если это у вас хорошо получается). Вы в курсе, что 66% российских старшеклассников назвали чувство юмора главным качеством идеального учителя? Символ учительства, на мой взгляд, — это не мел и не доска (даже интерактивная), а улыбка.

«Станьте солнцем, вас все и увидят» — Ф. М. Достоевский.

4. Продолжайте удивлять

Удивлять надо не только в начале. Моменты, неожиданные и необычные, должны быть на уроке всегда. Важно удивлять на протяжении всего урока. Не секрет, что в школе обычно царит однообразие. Дети устали скучать на уроках. Особенный и успешный урок всегда отличается от обыденной школьной рутины. На конкурсном уроке я шокировал учеников этим шедевром Сая Твомбли, проданным за 70 с лишним миллионов долларов. Есть ли прогресс в искусстве? Почему картина стоит так много? Если вы нарисуете подобное, то сможете продать произведение искусства хотя бы за 70 тысяч рублей? Тут, конечно, напрашивается отсылка к великому фильму «1+1», которая и удивит, и свяжет тему урока со знакомым детям кино, а ещё улыбнуться и посмеяться их заставит.

Затем был и забавный разговор с Алисой от «Яндекса» и многое другое. Продолжайте удивлять!

Школьники вполне могли бы описать значительную часть своих уроков словами Чацкого, поэтому боритесь с однообразием:

«Помилуйте, не вам, чему же удивляться?

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался — успел, а тот дал промах.

Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах».

А.С. Грибоедов

5. Меняйте направление

На уроке идём к одной цели, и, как мы знаем, в евклидовой геометрии самый короткий путь — это прямая. Но самый короткий не всегда самый эффективный и интересный путь, иногда лучше идти в обход, зигзагами, через «дворы». Если на уроке вы меняете виды деятельности, переходите от одного вида заданий к другим: это правильно и рационально в том числе и с точки здоровьесбережения. Это позволяет держать ученика в тонусе, позволяет ему не отвлекаться (ну или не так сильно отвлекаться).

За последние 15 лет способность людей концентрироваться снизилась в два раза. Сегодня среднее время концентрации — семь секунд (по крайней мере, так пишет со ссылкой на научные исследования Рохит Бхаргава в своей книге «Не очевидно», известный бизнес-консультант, эксперт по трендам и автор пяти бестселлеров). Наши дети даже больше, чем мы, страдают от этого, вот почему так важно учитывать эту психолого-возрастную особенность.

«Все жанры хороши, кроме скучного» — Вольтер.

6. Не будьте Михалковым!

При всём уважении к его таланту, когда в фильме один человек — режиссёр, главный герой и продюсер — это перебор. А когда этот фильм снимает его же кинокомпания, то это совсем перебор. На конкурсных уроках всегда есть большая проблема и серьёзная дилемма: с одной стороны, вы должны показать себя как интеллектуала, как предметника, как профессионала, как хорошего человека, в конце концов, но в то же время педагогический талант не в том, чтобы демонстрировать свою эрудированность, а в том, чтобы дети эффективно работали на уроке. Так сколько ребёнка и сколько учителя должно быть на уроке? Истина посредине, или, как говорится, где-то рядом. Не надо брать на себя все роли. Не будьте человеком-оркестром.

ажно, чтобы дети были главными героями занятий. Дайте им свободу, возможность проявить себя. Но не надо и уходить в тень и быть чрезмерно скромным. Иногда это не только вредно, но даже опасно.

«У вас такой же недостаток, как у меня. Нет, не нос — скромность» — Ф. Г. Раневская.

7. Адаптируйтесь

Будьте готовы к неожиданным ситуациям, разработайте план «Б». Мой урок на конкурсе — хороший тому пример. По задумке я должен был весь урок вести 10-классников к мысли, что главный критерий общественного прогресса — рост гуманизма в обществе. На седьмой минуте один очень умный ученик сам сформулировал эту идею. Внутри у меня бушевал пожар — что делать?! По сути, он спутал мне карты. Несколько недель готовил этот злосчастный урок, который на мгновение стал мне ненавистен. Ситуация почти патовая, но мне удалось выкрутиться, подстроиться, адаптироваться, чуть сменить направление, задать вопрос «А что вы понимаете под гуманизмом?», сделать так, чтобы почти никто не заметил, что что-то пошло не так.

Кто-то говорит, что урок — это кино или спектакль. Да, можно много репетировать, но реальный урок никогда не будет в точности таким, как вы запланировали. Что-то пойдёт не так, вмешаются дети-кактусы, которые будут вас колоть и не доверять, или дети-цветы, которые будут всем восхищаться, или дети-лампочки, которые сами зажгут класс своими яркими идеями. Педагогу надо быть готовым к тому, что на уроке может произойти всё что угодно. Всё предугадать невозможно. Поэтому на всё смотрите с новогодним настроением.

«Новогоднее настроение — это когда рад видеть даже тех, кто ошибся дверью» — М. М. Мамчич.

8. Красиво завершите урок

Запоминается в первую очередь начало и конец урока. Пусть дети выходят с урока с улыбкой, радуясь и понимая, что занятие было отличным. Один из лучших способов завершить урок — зациклить его, вернуться в начало. Это создаёт целостность и замкнутость — в хорошем смысле. Продумайте последние две минуты особенно тщательно. Завершение урока вполне может быть открытым. Может быть, это даже лучше всего, когда детям искренне хочется продолжить обсуждение, когда они выходят, споря друг с другом, когда окружают учителя, задавая ему вопросы и высказывая всё новые и новые аргументы.

«В каждом начале уже есть конец» — Д. Оруэлл.

9. Получите удовольствие от урока

Постоянно говорим (и нам постоянно говорят), что урок должен нравиться детям, что они должны получать удовольствие от занятий, испытывать радостные эмоции и так далее. Безусловно, всё это так. Но, пожалуйста, не забывайте, что и учитель тоже должен получать удовольствие от каждого урока и общения с детьми!

Ученик выбирает свой формат. Хорошо ли вы знаете своих учеников? Возможно, пришло время узнать их получше: что они любят делать вне школы, что слушают и смотрят. В интернете множество медиаформатов: кто-то выбирает TikTok,
а кому-то интереснее включить подкаст. Пусть каждый ученик сам выберет ту форму подачи, которая ему больше всего нравится, и подготовит домашнее задание в этом формате — короткого видео, подкаста, страницы в соцсети. Уверены, ученики будут рады проявить себя в творческом проекте, и урок пройдёт весело и познавательно.

Можно выбрать для всех один формат, и посмотреть, как ученики по-разному подойдут к задаче. Например, учитель биологии может рассказывать про виды животных и растений, и попросить каждого из класса подготовить дома страницу в Instagram выбранного животного или цветка. Несколько дней до следующего урока ребята будут публиковать картинки или фотографии своего объекта и писать посты о от его лица. Например, можно запланировать пишут 3-4 поста. 1) Кто я такой (кактус) 2) В чем моя крутость 3) Что я хочу 4) Мои планы.

Наверняка многие с восхищением смотрят
на знатоков из «Что? Где? Когда?» — людей, которые, кажется, знают всё на свете. Проведите своё «Что? Где? Когда?» прямо в классе или даже онлайн: в течение минуты ученики могут обсуждать варианты ответа, разбившись на команды. «Что? Где? Когда?» можно проводить как на занятии, так и после школы — выберите удобное время время и создайте видео-звонок в «Сферуме». Кстати, множество вопросов для игры можно найти в сети, но можно написать самим.

Кроме интересов, у каждого ученика свои стремления — об этом мы тоже мало задумываемся. когда даём всему классу однотипные задания.
Кем они мечтают стать после школы? Пусть они расскажут об этом на мини-конференции. Предложите каждому ученику подготовить небольшое выступление на тему профессии, но так, будто они уже работают и состоялись в ней. Цель — дать детям возможность примерить на себя ту или иную профессию и глубже вникнуть в её тонкости. Возможно, если проводить эту конференцию регулярно, через год они расскажут уже о чём-то другом!

Можно выбрать для всех один формат, и посмотреть, как ученики по-разному подойдут к задаче. Например, учитель биологии может рассказывать про виды животных и растений, и попросить каждого из класса подготовить дома страницу в Instagram выбранного животного или цветка. Несколько дней до следующего урока ребята будут публиковать картинки или фотографии своего объекта и писать посты о от его лица. Например, можно запланировать пишут 3-4 поста. 1) Кто я такой (кактус) 2) В чем моя крутость 3) Что я хочу 4) Мои планы.

ЕНе убирайте камеры на смартфонах — они нам ещё пригодятся, и не только для TikTok'а. Для уроков литературы или истории можно снять на телефон короткометражный фильм по произведению или историческому событию. Ученикам можно проявлять фантазию (но не придумывать событий, которых не было!) и готовить реквизит и костюмы. Школьный «Оскар» ждёт новых звёзд!

TikTok очень популярен у школьников, и это стоит использовать учителю! В качестве домашнего задания или творческой работы каждому ученику нужно снять ролик, раскрывающий тему урока. Например, за 30 секунд рассказать о причинах Русско-японской войны или объяснить суть теории термодинамики. Каждый презентует свой TikTok, в конце все голосуют за то,у кого лучше получилось раскрыть тему.

2 способов сделать так, чтобы тема урока «зацепила» плюс-минус всех учеников

(Кроме вечно спящего Васи за последней партой: это просто невозможно.)

Составляя планы уроков и готовя учебные материалы к ним, мы надеемся если на шквал аплодисментов, то хотя бы на интерес со стороны учеников. Расскажем о «крючках», которые зацепят внимание даже самого равнодушного ученика, а в результате — помогут вам лучше донести тему урока.

Короткий ликбез

Инструменты-«крючки» используются для того, чтобы задать определённый тон уроку, намекнуть о теме, помочь в усвоении материала и, кстати, улучшить запоминаемость. «Танцы с бубнами»«Крючки» не обязательно использовать на каждом уроке, и они точно не должны занимать всё отведенное под изучение материала время. Но благодаря разнообразию подходов они применимы и уместны в любом предмете, теме, типе урока.

Ниже 12 способов зацепить учеников. Читайте до конца, чтобы убедиться, что ничего не упускаете.

Итак, если хотите, чтобы хотя бы половину урока ученики слушали с интересом и хотя бы треть материала усвоили, — начните с…

...видео

Все любят хорошее видео, особенно современные дети (которые вообще предпочтут просмотр видео любому другому способу получения информации!). Отлично, если найдёте видео по теме урока, ещё лучше — если это будет что-то из близкой и понятной ученикам поп-культуры (но привяжите смысл или сюжет ролика к изучаемой теме).

...интриги

Предложите ученикам угадать тему. Естественно, прежде снабдите их подсказками: фотографиями, изображениями, предметами, записями звуков, формулами, аббревиатурами, портретами, цитатами... Главное — чтобы загадка получилась не слишком простой.

Ещё варианты использования интриги:

· Покажите картинку или фото, но не целиком, а лишь часть. Ученикам предложите угадать, что это. А как угадают — пусть сформулируют тему урока (одну или несколько гипотетических).

· Дайте послушать песню или несколько песен — и предложите догадаться, почему вы выбрали для начала урока именно эту музыку, о какой теме предстоит говорить.

...вопроса

Не стоит спрашивать, что присутствующие в классе помнят из темы прошлого урока. На всех лицах сразу отразится «ску-у-ука!». Вместо этого задайте вопрос, который вызовет разногласия, спровоцирует мнения.

Другой способ начать урок с вопроса — провести опрос, дать каждому ученику возможность почувствовать себя значимым, его мнение или знание — ценным. Можно сделать опрос визуальным: раздайте всем стикеры, нарисуйте схему на доске и предложите стикеры прикрепить так, чтобы ответ стал наглядным. Получиться должна столбчатая диаграмма.

Ещё лучше — если примените цифровые технологии. Понадобятся личные смартфоны или учебные планшеты. Составьте Google-форму с опросом и предложите ученикам проголосовать. А результаты великий Google сам красиво представит ;)

...ошибки

Что может быть приятнее, чем исправлять чужие ошибки? Только исправлять ошибку учителя! Сделайте такую намеренно — и предложите ученикам её найти. Способ подойдёт для учеников младшего возраста, а со старшими лучше быть честными: расскажите о чьей-либо ошибке (и привяжите её к теме урока).

Ещё один вариант «ошибки» — спорное заявление. Озвучьте мнение, которое расходится с общепринятым. Предложите «сыграть в согласие»: привести аргументы в пользу этого мнения. А затем — уже с безоговорочным интересом со стороны присутствующих — переходите к концепции, которую, собственно, и нужно изучить.

...ответа на вопрос «зачем»

Помните мемы в соцсетях о математических формулах из школьной программы, которые никому никогда не пригодились? Чем старше ученик, тем лучше его мотивирует внятный ответ педагога на вопросы:

· почему я должен интересоваться этой темой?

· что в ней для меня?

· как она повлияет на мою жизнь?

· каковы риски для меня, если не буду знать эту тему?

Не под каждый предмет и тему можно сходу найти ответ, но если для вас он очевиден — так и скажите. Ученики отблагодарят вниманием.

...смеха

Ничто так не привлекает внимание, как хорошая шутка. Шутить можно о погоде, о себе, о нестыковках в теме, которую предстоит изучить. В помощь вам забавные или необычные факты, которые можно найти в интернете. Если речь о литературном произведении, то можно прочесть вслух смешной отрывок. Ничего если произведение серьезное: главное — заинтересовать, тогда и «копать глубже» ученики будут охотно.

...цитаты

Цитата поможет создать правильную атмосферу, натолкнёт на размышления, намекнёт на важность темы. Цитата известного исторического персонажа — хорошо. Уместная цитата человека из современной поп-культуры — ещё лучше. Отличный композиционный прием — начать и закончить урок одной и той же цитатой.

А можно сделать так: покажите ученикам цитату, но несколько слов в ней пропустите. Пусть ученики их угадают. Например, ниже цитата Сократа:

«Во что бы то ни стало женись. Если тебе попадётся хорошая ................., ты будешь .............; если попадётся ..............., ты станешь ......................»
***пропущенные слова — в конце статьи

...проблемы

Современные дети благодаря интернету и доступности информации активно вовлечены в то, что происходит в мире. Подсветите какую-либо острую проблему (не обязательно глобального масштаба, можно и местную, и даже актуальную для учеников именно этого класса) — и расскажите о её связи с темой урока.

Тема урока может быть связана с проблемой опосредованно: например, темы про разные виды энергии на уроках физики можно привязать к проблеме экологии, или рассказать об эпохе колонизаций через новости про «марсианские» успехи Илона Маска.

...детали, факта или статистики

Деталь должна быть необычной, факт — малоизвестным, статистика — неожиданной или печальной. Способ стар как мир, но дети-то молоды, поэтому — работает!

...вызова

Прежде чем рассказывать ученикам, как что-то сделать, дайте им возможность самим попробовать это сделать — без «теоретической» базы и ваших советов. Важный нюанс: задача должна казаться простой.

Получится — смогут и выводы сами сформулировать. Не получится — у вас будет сильный аргумент, почему стоит теорию всё же знать. В любом случае ученики будут вовлечены и хорошо запомнят учебный материал.

...игры «я вижу, я думаю, я удивляюсь»

Покажите ученикам иллюстрацию, картину или фото, которые созвучны теме урока (важно, чтобы на картине было много деталей). Затем раздайте стикеры и предложите написать по ответы на 3 вопроса (один ответ = один стикер).

· Что вы видите?

· Что вы думаете об этом? (Ответы — гипотезы о сюжете картины.)

· Что здесь вас интересует? (Ответы — гипотезы о проблемах, изображённых на картине.)

После того, как на доске будут сгруппированы стикеры с ответами на каждый вопрос — останется подвести учеников к теме урока.

...истории

Люди воспринимают истории иначе, чем другие виды информации. Мы понимаем их лучше, запоминаем точнее и подсознательно считаем более интересными, увлекательными. Планируя урок, подумайте, какая история из жизни — вашей, ваших знакомых, современников или исторических персонажей — лучше передаст суть темы урока. И начните с этой истории: внимание учеников вам обеспечено.

***

Как обещали, пропущенные слова из цитаты Сократа:

«Во что бы то ни стало женись. Если тебе попадется хорошая жена, ты будешь счастлив; если попадется плохая, ты станешь философом».