Минздрав часто говорит, не пытаясь хоть что-то сделать, когда подотчётный ЦНИИОИЗ продолжает настаивать на передаче части традиционной работы немедицинским сотрудникам для высвобождения времени врача на приёме. В новой методичке расписано, как следует правильно повышать доступность медпомощи в первичке.
«Важным критерием, характеризующим доступность ПМСП, выступает показатель обеспеченности медицинскими кадрами в организациях», но принимаемые меры по купированию кадрового дефицита начнут работать только через несколько лет, а сейчас проблему предлагается решать «путём трансформации ключевых процессов <…> и внедрения организационных решений, направленных на увеличение доли рабочего времени врачей для непосредственной медицинской деятельности: перераспределение функций между <…> и распределение потоков пациентов».
Новые методические рекомендации продолжают и дополняют предыдущую методичку «Организация записи на прием к врачу», детализируя перераспределения функционала между медиками и передачу части обязанностей не медикам с учётом утвержденных предельных сроков ожидания медпомощи и ради их действительного, а не мифического исполнения. Рассматриваются семь основных целей обращения пациентов – от первичного приёма участкового, диспансеризации и диспансерного наблюдения вплоть до госпитализации.
Маршрутизация пациента ориентирована на минимизацию действий пациента от входа в ЛПУ и до получения необходимого и выражена в форме красочных блок-схем с текстовыми описаниями. Указан примерный перечень действий каждого сотрудника ЛПУ при взаимодействии с пациентом, для каждого профильного кабинета/отделения подробно расписан функционал медицинского и немедицинского персонала, какового в принципе не существует в штатном расписании, но в описываемом учёными идеале должно быть.
Например, в кабинете профилактики немедицинскому персоналу можно поручить составление плана проведения профилактического медосмотра (ПМО) и диспансеризации определённых групп (ДОГВН), формирование списков пациентов, предварительную запись, подтверждение явки на приём, составление маршрутного листа, информирование об условиях и порядке проведения медосмотра, выдачу заключения, «проведение разъяснительной работы и мотивирование граждан к ДОГВН и ПМО». Медикам достаётся исклчительно медицинская работа.
Для каждого работника АПУ предлагается список «рекомендуемых» должностных обязанностей. «Прикладным значением данных методических рекомендаций является предметное описание специализированных структурных подразделений, обеспечивающих обработку обращений пациентов, цель которых может быть достигнута без участия врача-терапевта участкового». Цель прекрасная, не осуществлённая, но осуществимая при должном административном внимании и финансовом обеспечении.
Повышение доступности без утраты качества медицинской помощи при безусловной безопасности пациента стоит того, чтобы писать методички для подведомственных Минздраву ЛПУ. Вот интересно, Минздрав сделает что-нибудь для осуществления на практике научной разработки администраторами медицинских учреждений?
Узнавайте о всех важнейших новостях отечественного здравоохранения раньше всех на портале МирВрача