Найти тему
Деньги Мира

Французский Франк с портретом Бонапарта или Да здравствует император!

Портрет императора Наполеона изображался при его жизни только на монетах. На бумажных деньгах его изображение запечатлели только в 1955 году - в первый и, как оказалось впоследствии, единственный раз. Правительство Пятой Республики установило, что на деньгах должны изображаться только портреты деятелей науки, культуры и искусства Франции.

В 1955 году Банк Франции приступил к подготовке купюры в 10 000 франков нового образца – на смену аналогичному великолепно оформленному билету образца 1945 года «Гений Франции». Абстрактные изображения женщин и мужчин, которые печатали на послевоенных французских купюрах в 50-е годы заменялись портретами великих французов. Правление Банка Франции после недолгого обсуждения приняло решение заменить символизировавший Францию женский образ с прежней десятитысячной купюры портретом Наполеона. Это решение было данью памяти Императору – это по его инициативе в 1800 году (в период Консульства) закон учредил Банк Франции и было нормализовано денежное обращение в стране.

Создателям банкноты были Клеман Серво (автор многих денежных знаков тех лет), а также Андре Марлиа, Жюль Пиль и Робер Арманелли. Для портрета за основу Серво взял эскиз портрета Наполеона работы Жака-Луи Давида (часто портретировавшего императора). Этот портрет (к слову, написанный с натуры и незаконченный), по сложившейся традиции, поместили с обеих сторон купюры.

На лицевой стороне, левее портрета Наполеона, - Триумфальная арка в Париже. Она была воздвигнута по распоряжению Наполеона в память о победах его Великой Армии и служит замечательным символом эпохи Империи. Художник поместил рисунок Арки на купюру в память не только военных побед Наполеона, но и в память обо всех его заслугах перед Францией.

На обороте – изображение так называемого Дома Инвалидов в Париже. Здание, построенное при Людовике XIV, служило для размещения солдат и офицеров, престарелых и получивших увечья в войнах. Чтобы подчеркнуть близость к солдатам и их нуждам, Наполеон проводил здесь различные официальные мероприятия. Наконец, это место стало его последним пристанищем – в 1840 году останки императора были доставлены в Париж с острова Святой Елены, где он прожил свои последние годы. Здесь же погребены его братья и сын.

-2

К слову, первоначально Серво хотел изобразить дворец Фонтенбло, в эпоху Империи служивший резиденцией Императора.

Купюра богато украшена орнаментами в стиле ампир, господствовавшего в эпоху Наполеона. А портрет императора на обороте билета помещён на фоне военных знамён.

Жизнь купюры была недолгой: уже осенью 1958 года в рамках деноминации французских денежных знаков (проводившейся в масштабе 100:1) на всех купюрах на лицевой стороне стали ставить надпечатку красного цвета: «Переоценка. 100 новых франков».

-3
-4

В январе 1960 года все купюры в 10 000 франков – с такими надпечатками и без – изъяли из обращения. Их заменили купюры в 100 новых франков – совершенно того же дизайна. Эти билеты были в обращении вплоть до 1971 года, до этого их заменили купюры с изображением поэта и драматурга Пьера Корнеля.

-5
-6

С билетами в 100 новых франков связана интересная история.

В 1963 году французская полиция выявила партию безукоризненно выполненных купюр в 100 новых франков. Уровень качества подделок был столь высок, что только опытные банковские и полицейские эксперты смогли (не сразу!) отличить фальшивки от настоящих купюр. Поиски преступника продолжались много лет – и всё это время появлялись всё новые и новые экземпляры подделок, удивлявшие экспертов качеством исполнения. Только в 1978 году преступника удалось задержать – это оказался польский эмигрант Чеслав Боярский, самоучка, который в одиночку, самостоятельно организовал производство поддельных купюр, скрывая это даже от супруги. Следствие установило, что первые фальшивки «Сезанн фальшивых денег» начал печатать ещё в 1950 году – и все эти годы оставался недосягаем для полиции. Французский суд оценил таланты мастера и приговорил его к двадцати годам тюрьмы.

см. также: