Наш канал продолжает серию статей, посвященных военной истории Московского государства XVI-XVII веков, во многом к сожалению забытой ....
1. Царь батюшка разреши нам у .....ть по немцам!
1558 год. Самое начало Ливонской войны. Князь Григорий Куракин и Иван Бутурлин шлют Ивану Грозному сообщение: немцы из соседней Нарвы (русские называли ее Ругодив) обстреливают посад Ивангорода из пушек, а они не смеют отвечать "без царева государева веленья". Новость царя огорчила. По его приказу князь Григорий Темкин за 4 дня разорил в Ливонии города Влех, Резицу, Лужу, Чесвин, села их и волости. Ливонцы дали русским бой, выставив против них кавалерию и пехоту при поддержке пушек, однако были наголову разбиты. Темкин отправил в Москву трофеи: 4 пушки с "зельем и ядрами", "да двадцать шесть Немчинов" в доспехах (доспехи видимо были красивые и их не сняли с пленных, чтобы произвести большее впечатление на царя). Кроме того, летопись добавляет: "А на Ивангород государь послал дьяка своего Шестака Воронина, а велел изо всего наряду стрелять в Ругодив"
Ивангородцы, уставшие от вражеских обстрелов, исполнили царский приказ с великим старанием. Неделю они обстреливали Нарву из всех стволов: "ис прямого бою из верхнего камеными ядры и вогнеными и нужу им учинили великую и людей побили". Огонь был таким разрушительным, что вскоре явились Ругодивские посадники, которые не только дали в залог прекращения обстрела своих "лучших людей", но и пообещали "отстать" от Ливонского ордена, перейдя к царю Ивану "взял бы их в свое имя" (ну и конечно обманули).
2. Гоняли их пять верст до самого Ругодива
В то время пока царь Иван ждал послов из Ругодива происходили малоприятные события. Боярин Алексей Данилович Басманов сообщил: что его сторожи (разведывательные отряды), стоявшие около Ругодива, обнаружили тайное передвижение ливонцев на Колыванской дороге ""идут с нарядом (артиллерией) многие люди конные и пешие в Ругодив". Басманов срочно переправил "за реку" подмогу, "чтобы сторожеи истоптати не дати и отвести бы сторожеи к собе за реку". Началась переправа 5 верст ниже Нарвы. Ливонцы, узнав об этом, отправив в город артиллерию, бросились "конные и пешие" на охоту за русскими "к перевозу". Летопись пишет: "а всего осталось на их стороне, которые не успели перевестися, человек со ста, а Немец пришло на них человек с тысячу".
Припертые к реке русские разведчики дали бой. Нам неизвестны его подробности. Летопись кратка: "и Бог милосердие свое показал, побили Немец многих и гоняли пять верст по самои Ругодив". Не только отбились, но и в плен взяли 33 человека. Языки рассказали на допросе, что ругодивцы пока вели переговоры и посылали к русскому царю послов "в тот же час" послали и к магистру Ливонского ордена "чтобы их не выдал".
3. Эпилог.
Бог наказал Нарву. 11 мая 1558 года там начался великий пожар, который распространился на разные части города. Русские воеводы из Ивангорода послали к немцам людей, предложив открыть ворота и принять помощь, но получили отказ. Тогда воеводы атаковали Ругодив всеми силами. Летопись пишет: "В Руские ворота велели приступати головам стрелецким Тимофею, да Андрею с стрельцы, а в Колыванские воевода Иван Андреевич Бутурлин ... с детьми с боярскими. И Немцы билися с ними жестоко. И головы стрелецкие ворота у них те взяли и на горок взошли, и в те ворота вошли Алексеи и Данило (воеводы - Авт.), а в Колыванские Иван Бутурлин, и Немец побили многих. И собралися все в Вышегород (цитадель Нарвы - Авт.) ... и воеводы приступали до вечера со всех сторон". При этом мощный артиллерийский огонь по нарвской цитадели велся не только из Ивангорода, но из самого Ругодива из немецких же трофейных пушек ("из их же наряду стреляли"). Вечером немцы прислали парламентеров и попросили выпустить их из крепости. Русские воеводы, не желая больше терять людей, приняли это предложение. Трофеями русских стали 230 пушек "больших именьших", большое количество ручного огнестрельного оружия ("пищалей"). "Черные люди" Ругодива "все добили челом и правду государю дали, что быти им в холопех у царя и великого князя и у его детей во веки" (и опять обманули ...).