Сегодня замечательный день для всех любителей садоводства 27 октября (15 по юлианскому календарю) 1855 года в поместье Вершина близ деревни Долгое Пронского уезда Рязанской губернии родился один из самых известных селекционеров в истории России - Иван Владимирович Мичурин.
Жизненный путь.
Будущая карьера великого селекционера во многом была предопределена его семьёй. Садоводство было любимым хобби не только отца, но и деда, и даже прапрадеда, благодаря чему молодому Ивану Владимировичу достались в изучение не только множество книг, посвященных растениеводству, но и богатейший сад. Сам он в 1914 г. писал:
В силу ли наследственной передачи мне от деда (Ивана Ивановича), положившего много личных трудов при разведении большого сада…: в Рязанской губернии, или, быть может, ещё от прадеда (Ивана Наумовича), тоже известного садовода, жившего в Калужской губернии, где до сих пор существует несколько сортов груш под названием Мичуринских, а возможно, что и личный пример отца, тоже много работавшего по разведению своего сада, — сильно повлиял на меня ещё в самом раннем детстве.
Сама жизнь Мичурина - это пример целеустремлённости и борьбы за свою мечту, не смотря ни на какие трудности. Он рано потерял мать (Мария Петровна умерла в возрасте 33 лет, когда мальчику было всего 4 года), а в 1872 году, когда Мичурину исполнилось 17 лет, его отец, Владимир Иванович, планировавший отправить юношу в Петербургский лице, тяжело заболел. В результате и без того не богатая семья лишилась имения. Дядя помог пристроить юношу в Рязанскую губернскую гимназию, но вскоре Мичурина исключили (по одной из версий, из-за отказа дать взятку директору) и в том же году он перебирается в маленький город Козлов Тамбовской губернии, с которым будут связаны его дальнейшие научные подвиги.
Вплоть до конца 1880-х гг. Мичурин трудился на железной дороге: конторщиком, кассиром, монтёром. Денег не хватало. Чтобы заработать на хлеб, он открыл небольшую частную мастерскую, где после службы на железной дороге чинил часы и различные бытовые механизмы (это увлечение он пронесёт с собой до конца жизни). В 1874 году женился на Александре Васильевне Петрушиной, дочери рабочего винокуренного завода, которая родила ему двоих детей: сына Николая, родившегося в 1876 г., и дочь Марию, родившуюся в 1877 г.
Мечта стать садоводом никак не оставляла молодого Мичурина. Уже в 1875 он снимает небольшую заброшенную усадьбу на окраине города для проведения своих экспериментов. Именно так началась научная карьера великого селекционера.
Постепенно пришло и общественное признание. Примерно с 1906 года Мичурин начинает активно публиковать результаты своих работ, однако он так и не может привлечь внимание короны для финансирования своих изысканий, впрочем, совсем незамеченным его деятельность назвать нельзя, т.к. в 1912 году И.В. Мичурин получил в награду за свои достижения орден Св. Анны III степени.
Не ускользнули его труды и от внимания западного научного сообщества, где его работы обрели небывалую популярность. А в 1913 году департамент земледелия Соединённых Штатов предложил Мичурину переезд в америку с последующим финансированием всех его изысканий. Но будучи верным своей стране и в уже не молодом возрасте, от предложения он отказался.
Затем последовала Первая Мировая и Великая Октябрьская революция. Государству было не до поддержки научных изысканий Мичурина. Однако, несмотря на все трудности, буквально в спартанских условиях он продолжал научную деятельность.
Всё изменилось в 1920 году. Работы Ивана Владимировича привлекли внимание другого видного Советского учёного - Николая Ивановича Вавилова, который увидел недооценённый потенциал в работах провинциального селекционера. Благодаря его поддержке 9 октября 1922 года Коллегия Наркомзема принимает решение:
"1. Выдать И. В. Мичурину особый акт, во-первых, с указанием его государственных заслуг, выразившихся в многолетней работе по выведению ряда ценных сортов плодовых растений… во-вторых, пожизненно закрепляющий за ним земельный участок, на котором расположен его сад.
2. Выделить И. В. Мичурину — 500.000 рублей дензнаками 1922 года в его личное безотчетное распоряжение…
3. Поручить Редакционно-издательскому отделу НКЗ собрать и издать все труды Мичурина с его биографией и портретом под общей редакцией профессора Н. И. Вавилова…"
На момент этого события Мичурину было уже 67 лет. Многолетние труды селекционера наконец-то были оценены по достоинству, и, что более важно, было обеспечено финансирование его постоянных научных изысканий. С того момента Вавилов был частым гостем в Козлове, а между двумя учёными завязались плотные узы дружбы.
В апреле 1931 года на основании постановлений Президиума Центрально-Черноземного облисполкома от 25 июня 1930 года и Обкома ВКП(б) от 30 июня 1930 года в г. Козлове был открыт Садово-огородный институт им. И.В. Мичурина (ныне Мичуринский государственный аграрный университет и по совместительству Alma mater автора данного материала), основанный на базе созданного в городе крупного научного центра по плодоводству, в состав которого входили Центральная генетическая лаборатория, Научно-исследовательский институт северного плодово-ягодного хозяйства и пригородные плодово-ягодные совхозы. ВУЗ вскоре сменил свое название на Козловский институт селекции и садово-огородных культур, затем Институт селекции плодово-ягодных культур им. И.В. Мичурина.
23 февраля 1932 года в честь учёного-селекционера И. В. Мичурина (ещё при его жизни) город Козлов был переименован в Мичуринск, а 1 июня 1935 года, в протоколе общего собрания Академии наук СССР появилась запись: "Непременный секретарь доложил заявление двенадцати действительных членов Академии наук об избрании в почетные члены И. В. Мичурина". Первым подписал заявление Вавилов. Он же составил его текст. Вечером того же дня состоялось тайное баллотирование кандидатуры нового академика. Мичурин был избран почетным членом АН СССР сорока голосами. Против голосовало четыре человека. Однако к этому моменту Иван Владимирович был тяжело болен и спустя всего неделю после выдвижения 7 июня 1935 года, Мичурина не стало. Так закончился путь великого Советского селекционера.
Научная ценность и критика деятельности.
Несомненно, многие теоретические выкладки не прошли проверку временем, а отсутствие профильного академического образование всё же сказалось на его работе. Не стоит отрицать, что некоторые идеи, популярные на тот момент в научном сообществе прошли мимо Ивана Владимировича. Так, еще в 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке генетик Н. В. Тимофеев-Ресовский по просьбе Вавилова пытался объяснить Мичурину, что такое генетика. Разговор продолжался довольно долго, но, несмотря на все усилия Тимофеева-Ресовского, втолковать садоводу суть идей Менделя и Моргана так и не удалось.
Так же Мичурин не верил, что от посева зерна гибрида мы получаем всегда совершенно новые сорта, сам он писал:
...так как комбинации различных внешних факторов с течением времени постоянно меняются, и мы по своей воле не можем создать повторно точно такие же группы внешних факторов, при которых получился сорт, то от посева зерна гибрида мы никогда не получим того же сорта, а всегда совершенно новые сорта. Эти новые сорта будут обладать лишь некоторыми остатками свойств бывшего сорта, уцелевшими вследствие того, что эти свойства заключались в самом организме растений, в половых клетках, а не произошли от внешнего влияния среды...
Хотя совершенно очевидно, что при проведении дальнейшей селекции признаки прекрасно закрепляются. Таким образом Мичурин "обрубал" свои исследования буквально на пол пути не закрепляя сорт.
У Мичурина мы встречаем и еще более удивительные указания. Так в рукописях, датированных примерно 1906 г. можно встретить такие строки «у собак и мышей наблюдалась передача потомству недостатка хвоста, причем этот недостаток произошел у матери лишь в течение ее жизни, т.е. не был наследственным» впрочем не известно, придерживался ли он этих взглядов позднее. Не прошли проверку временем и гипотезы Мичурина об устаревании сортов. Сам он таким образом объяснял необходимость периодической смены сортов на территориях.
Ну а его методика отбора саженцев носла практически мистический характер. Саратовский селекционер Николай Ананьевич Тюмяков, посещавший Мичурина в 1926 году вспоминал:
"Горшков [ближайший сотрудник Мичурина. — М. П.] обратился к Ивану Владимировичу: "Иван Владимирович, когда же мы займемся браковкой сеянцев?" Мичурин поднялся: "Пошли сейчас". Взял свою тросточку, пошел. Был он в солидном возрасте, но пошел быстро. Пришли на посадки молодежи [76]. Иван Владимирович остановился, что-то делает. Я спрашиваю, что это он делает? "А это он метку свою ставит", — отвечает Горшков. Я заинтересовался, подхожу. Иван Владимирович… остановился около одного [деревца], потрогал рукой почку, пощупал лист и говорит: "Немного кисловат будет, ну ничего". Вытащил из кармана ленту свинцовую, она у него заготовлена была, номера пробиты, оплел вокруг веточки и пошел дальше…
Я потянул за руку Горшкова, шепотом спрашиваю: "Возраст сказывается?" Иосиф Степанович в ответ: "Нет, говорит, мы сами так думали. Но вот опыт его такой. Пощупает: "Кисловат будет, ну ничего." И представьте, старик не ошибался". Я говорю: "Ну, а завтра что будет?" — "Да вот пять меток он поставил, это значит, завтра я их высажу, а остальные мы выкорчуем и выкинем. Кисловаты или не кисловаты, это будет известно через несколько лет, а мне, говорит, площадь сейчас нужна"".
Тем не менее ещё Вавилов оценил по достоинству вклад Мичурина в тогда уже Советскую науку:
Он (Мичурин), как никто в нашей стране, выдвинул идею отдаленной гибридизации, смелой переделки видов растении путем скрещивания их с другими видами и научно и практически доказал правильность этого пути"
Сошлись взгляды двух селекционеров и на необходимость привлечения растений со всего света для скрещивания и создания гибридов. В Козлове раньше прочих была создана богатейшая коллекция Семеноводческого материала со всех частей света.
Однако, в большей степени, Иван Владимирович был практиком и вот на этой вотчине переоценить его в клад невозможно. За свою жизнь он вывел 350 различных сортов яблонь, груш, слив, абрикосов, персиков, винограда. А его методы работы и создания гибридов, а так же советы садоводам практикуются и по сей день.
В связи с теплыми отношениями с Вавиловым, вдвойне трагично воспринимается тот факт, что труды Мичурина были использованы Трофимом Лысенко, для дискредитации генетики и продвижения своих теорий, в последствии признанных лженаучными и нанесшими непоправимый урон Советской научной школе в общем и развитию генетики в СССР в частности. проходимец Лысенко водрузил работы Ивана Владимировича на знамя борьбы с генетикой, создав своего политически выверенного гомункула, а из личности Ивана Владимировича сделали едва ли не культ. Вот только "Мичуринская биология" к личности самого Мичурина, практически не относится, да и сам бы селекционер, который до конца жизни поддерживал с Вавиловым тесные дружеские отношения, даже в страшном сне не мог бы представить, что его работами будут уничтожать его друга.
Будучи уже восьмидесятилетним старцем он прекрасно понимал, что во многом мог ошибаться поэтому в наставление молодым учёным писал:
«…мои последователи должны опережать меня, противоречить мне, даже разрушать мой труд, в то же время продолжая его. Из только такой последовательно разрушаемой работы и создается прогресс»
Послесловие
Несомненно, личность Ивана Владимировича Мичурина, достойна чтобы даже спустя практически 100 лет после его смерти о ней вспоминали и писали. Несомненно и то, что будучи самоучкой в условиях недостатка ресурсов, он мог не знать некоторых актуальных научных данных, а когда он наконец получил достаточно ресурсов для работы, был уже глубоко не молод. Тем не менее его вклад в отечественную селекцию неоспорим и до сих пор вдохновляет на научные свершения учёных не только Мичуринска, но и остальной России, служа примером трудолюбия, невероятной тяги к познанию нового и желания сделать этот мир лучше.
Ну а закончить данную статью я бы хотел знаменитой фразой, продолжение которой многие не знают:
«Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача: человек может и должен создавать формы растений лучшие, чем природа! Но к природе необходимо относиться уважительно и бережно и по возможности сохранять её в первозданном виде» — И.В. Мичурин.