8,3K подписчиков

Что может быть страшнее военных водителей? Только грусть дворовых песен про шоферов. Плачь, моя гитара, наматывай сопли на баранку

2,5K прочитали

Мой солдатский хит-парад песен про служителей кардана и коленвала. Предыдущая часть.

Одной из популярных армейских присказок, отражающих специфичный черный юмор быта Советской Армии, была фраза: «Бойтесь в армии трех ВВ: военных врачей, взрывчатых веществ и военных водителей!»

Художник Валерий Барыкин
Художник Валерий Барыкин

Сейчас, когда случайно краем глаза увидишь очередной военный сериал, снятый в последние лет двадцать, то режет слух команда «Из машины!» Хотя любой служивый в нашем арт-полку повторит голосом старшего прапорщика Патласова: «Из машины будете девок на гражданке выкидывать! А в армии положено командовать – К машине!»

В нашем автопарке или просто парке помимо стоящих на деревянных чурках 122-мм и 152 мм орудий стояло около сотни Уралов, КрАЗов и ЗИЛов в северном исполнении, как у Рубик-джана в «Мимино». Помните, персонаж Фрунзика Мкртчяна получил «КРАЗ-256Б» в северном исполнении для Армении, ну вы поняли, для южной республики!

Когда мы стояли в карауле в своем парке (маленький удобный караул на 2 поста), то зимой частенько забирались в кабины грузовиков, чтобы немного надышать кабину и спрятаться от ветра. Рядом была кочегарка, но в ней разрешалось находиться только вечному кочегарному наряду и водителям из парка, изредка прятались там бойцы-дедушки, но их гоняли оттуда офицеры. Водители комполка и начштаба у нас были привилегированной кастой.

Они не ходили в наряды, их не брали на всякие хозработы и строевые проверки. Спать разрешалось в любое время, но и поднимали их в любую погоду и любое время суток. Всегда чумазые, грязные, но главное чтобы УАЗики отцов-командиров были на ходу! В казарме наши кубрики располагались напротив – Ремрота (водилы) и Батарея Управления (связисты), поэтому весь водительский штат был у нас перед глазами. Наши подразделения считались самыми разгильдяйскими в полку, самый махровый цвет неуставщины и разных халявных (по солдатским меркам) служб – наряд по штабу, писари, телефонист на коммутаторе и пр.

Художник Валерий Барыкин
Художник Валерий Барыкин

У водителей в парке была своя атмосфера и свой специфический быт. Стирались исключительно в бензине, от них стоял постоянный запах, и хб (гимнастерка) становилось белым. Пальцы на руках были постоянно отмороженные и черные от машинного масла. Глаза красные от недосыпа и постоянного поиска-воровства запчастей для двигателя. Они все время тырили что-то друг у друга. Некоторые даже заранее выкручивали свечи и прочую легкоснимаемую лабуду (чтоб не сперли), когда машина стояла без присмотра в парке.

Кто-то даже продавал налево местным жителям запчасти и антифриз. Мне самому однажды молодые ремротовцы принесли на продажу противотуманную галогеновую фару, которую я загнал за четвертной – 25 рублей. Продал во время наряда на КПП местному автолюбителю на жигулях. Накупили потом на все деньги сигарет, пряников и конфет в чипке.

Водителям единственным разрешалось носить подковы на сапогах (чтобы на льду не скользили), другим дедушкам при цокающем звуке наш кэп (командир полка) сразу выдирал пассатижами в строю подковы из сапог.

Наш кэп Артамонов был весьма задиристый и агрессивный полковник, как любой человек маленького роста с наполеоновским замашками. Любил дербанить парадки дембелей перед строем -- хватал огромные ножницы и кромсал ими высокохудожественные кителя солдатских кутюрье и орал «Всю стоимость обмундирования вычту из ваших денег!» Или отправлял на хозработы свободных солдат во время выходного личного времени.

Но ничего – я потом ему отомстил, снял распорядок дня с доски приказов и принес на общее комсомольское собрание у начштаба дивизии. Меня в полку выбрали комсоргом и сказали быть в первых рядах. Когда главный оратор, призывавший нас к борьбе с недостатками, сказал «Можете все проблемы честно излагать при всех!»

Я встал и отдал его с комментарием «У нас сейчас все канавы копают вместо отдыха по приказу комполка! А по расписанию – личное время. А завтра в наряд!» Побагровевший генерал-майор, только что ратовавший за всеобщую демократию, гласность и борьбу с неуставщиной (на дворе стоял 1988 г.), хмуро буркнул «Разберемся!»

Водители любили прийти в казарму после отбоя и тихонько проскользнуть в кровать, чтобы не попасться на глаза кэпу. Перед отбоем у нас все наряды на завтра зачитывались перед строем. Внезапный, как визит татарина в православный храм, комполка мог легко бедолаг в наряд отправить на следующий день. А когда замначштаба Лисицын (главный на хозяйстве) спохватывался, то выдернуть водителя из дивизионного караула на выезде уже было проблематично. А виноват всегда оставался зампотыл – не обеспечил своевременный выход техники из парка… бла-бла-бла!

Художник Валерий Барыкин
Художник Валерий Барыкин

Отдушиной от кэповского стоять-кругом-марш были посиделки в сушилке или кочегарке. Пели у нас песни в основном дедушки, а молодые, кто и умел на гитаре лабать, старались не признаваться в этом. Иначе, потом все вечера и ночи будешь развлекать старослужащих, хоть и с привилегиями. Да нафиг такие умения – спать в армии хотелось всегда! Мы даже в строю, когда пели песни, некоторые шли с полуопущенными веками, как сонные зомби. Просто мы тогда таких слов не знали. У нас были другие песни.

Водительский хит-парад для всех пассажиров Советского Союза

Художник Валерий Барыкин
Художник Валерий Барыкин

Он машину трехтонную АМО,
Как сестренку, родную любил.

1. «Песня Про Кольку Снегирева» («Есть По Чуйскому Тракту Дорога…») (Михаил Михеев).

Целиком я ее не слышал всю, пока в какой-то телепередаче Сергей Никитин ее душевно не спел. Потом я вспомнил, что вроде слышал ее мелодию за кадром в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень». Там есть прекрасная сцена, где герой Куравлева с товарищем стоят возле памятника погибшему водителю. Алтай, река Катунь, сибирские пейзажи, Чуйский тракт. В 2000-х на том месте установили полноценный монумент с грузовиком ГАЗ-АА вместо АМО.

Несмотря на очевидный народный характер песни у нее есть свой автор Михаил Петрович Михеев, писатель и поэт, родом из Бийска. Известен своими фантастическими произведениями. Песня была написана в период творческой юности Михеева в 40-50-х гг., когда он работал инструктором-механиком на обслуживании машин, везущих грузы в Монголию по стратегическому Чуйскому тракту.

Юрий Бородин

«Играй, гармонь»

Гарик Сукачев и Александр Ф. Скляр

Вячеслав Абросимов

Машина шла груженная бензином и слезами слушателей

2. «Московский Тракт Проложен До Херсона» (народная).

Песня сюжетно связанная с главной народной песней про Кольку Снегирева. Здесь тоже две машины соревнуются в скорости на опасной трассе. Но, судя по маркам грузовиков, написана она была позднее, скорее всего в 60-70-х годах, видимо адаптировали «Кольку Снегирева» к новым реалиям.

Ее мы пели в 1982 году в пионерлагере, окружив своего местного гитариста Эдика возле буржуйки в палатке. Тогда она нам казалась безумно брутальной, мужской песней со слезой и трагическим финалом. В таких историях всегда есть место красоте настоящего подвига, искре фатального гусарства и неминуемой расплате. После последнего куплета все замирали на какое-то мгновение, что-то вроде минуты молчания в память героев песни. А потом: «Давай еще грустную!»

Сергей Толстых поет уже "Сибирский тракт проложен до Пекина..."

А это вариант от бывшего КВНщика из команды ХАИ Игоря Диденко

Я вышел ростом и лицом, спасибо матери с отцом!

3. «Дорожная История» («Кругом Пятьсот») (Владимир Высоцкий).

Крутая песня, настоящая мужская без всяких оговорок. Полноценный рассказ, как почти всегда у Высоцкого -- с ясным сюжетом, понятной предысторией, выпуклыми характерами и логичным поведением персонажей. Есть такой старый фильм «Порожний рейс» 1962 г. с молодыми Юматовым и Демьяненко – там похожая история.

Песня была написана в 1972 г. во время отдыха Высоцкого в Одессе. Услышал ее еще в 7 классе, потом много раз переслушивал – и никогда не надоедало. К тому же, как обычно у Владимира Семеновича, текст периодически менялся на разных концертах. Со временем он убрал целый куплет с историей судимости персонажа – слишком явный намек на сталинские репрессии.

В первый раз песня была записана на пластинки уже после смерти поэта в 1981 году – причем сразу на три. Первый ее издал лейбл эмигрантского шансона «Кисмет» на альбоме «Concert In Toronto». Следующим был соцстрановский болгарский «Балкантон» с альбомом «Автопортрет» и французский LDX – двойной LP «Le Vol Arrêté» («Прерванный Полет», названный как книга Марины Влади). Все они были записаны при жизни Высоцкого. В Советском Союзе песня на виниле так и не была издана.

Алексей Кудрявцев

Mahagon

Крепче за шоферку держись!

4. «Песенка Шофера» (из к\ф «Там, где кончается асфальт») (Клаудиу Санторо, обр. Владимира Мещерина – Алексей Виницкий).

«Песенку Шофера», негласный гимн водителей мы все знаем хорошо с детства. Тогда в далеких 60-х она вошла в нашу жизнь с голосом Олега Анофриева. Именно его первая версия была удостоена чести быть первой записанной на советских пластинках.

Этот шлягер стал своим для нескольких поколений. Многие отмечают, что мелодия у песни по духу русская, но в истории «Песенки Шофера» обнаруживается зарубежный след, и, согласно распространенной версии, корни уходят не куда-нибудь, а в Бразилию, страну «на далекой Амазонке», где «много диких обезьян».

Происхождение «Песни шофера» связывают с бразильским кинофильмом «Там, где кончается асфальт» 1956 г. Там бразильские шоферы героически развозят по всей стране грузы, преодолевая жару, ливни и распутицу. Она давно превратилась в шлягер, настоящий песенный канон.

Но с авторством песни не всё так однозначно. История у песни довольно запутанная.

И вот неожиданный поворот. Оригинал шлягера – «Manzanilla» -- был весьма популярен в Финляндии в начале 1960-х. Здесь авторство почему-то указывали иное: Lutz Dietmar (музыка), Sauvo Puhtila (перевод). Например, вот первая финская запись, Marion Rung & Johnny Forsell. И она вовсе не про шофера! Речь идет о развеселых танцах и испанской ночи в провинции Мансанилья.

Так все же, откуда к нам пришла «Песенка Шофера»? Судя по всему, все-таки из Бразилии. Но запутывает ситуацию еще и тот факт, что эта мелодия отсутствует в бразильском оригинале фильма «Там, где кончается асфальт», и таинственным образом обнаруживается в советской прокатной версии, где ее, собственно, и услышал автор русского текста.

Родной сын бразильского композитора, владеющий архивами отца, не признал авторства песни за отцом, сказав, что это очень русская мелодия. Как это произошло – никто не знает. Так или иначе, теперь это песня, которую знают все!

Грустная история рокера

5. «Гул Мотора» (народная).

Для меня совсем неизвестная песня, классическая 3-аккордная слезовыжималка. Слово рокер выдает 70-80-е годы. Суицидальная трагедия мотоциклиста укладывается в нехитрое действо «на повороте он на тормоз не нажал». Ну, это святая формула дворовой песни – девушка разлюбила, значит трындец всей жизни. Гори и хата, самолет, танк, мотоцикл!

Старый добрый дедушка Лоза

6. «Жигули» («Гараж») (Юрий Лоза).

Развеселая песенка Юрия Лозы про «Утром проснулись, а «Ладушки» нет!» была популярна еще в школьные годы. Магнитоальбом «Концерт Для Друзей» 1984 г. выстрелил сразу и стал невероятно популярен среди молодежи. Несмотря на, что сейчас многие кривятся и говорят «Фу!» про музыку Лозы, в те годы все слова из его песен мы знали и распевали наизусть. Конечно, плоскоземельная позиция и критика столпов рок’н’ролла составила автору «Плота» славу записного душнилы и кринжового старпера, но нам все равно. Нам нравятся эти песни!

А если я усну, шмонать меня не надо!

7. «Вези Меня, Извозчик» (Александр Новиков).

Самая узнаваемая песня Саши Новикова, заглавная в дебютном альбоме 1984 г. Пусть здесь говорится о извозчике, но мы-то понимаем, что это таксист.

«Первый и главный альбом. Записывали его подпольно, тайно, по ночам. Опасались, что пронюхают в КГБ, посадить — не посадят, но сделать задуманное не дадут. Очень на этот счет заблуждались. Выход «Извозчика» оказался бомбой. Дальше — слежка, арест, допросы и 10 лет лагерей». (А.Новиков).

8. «Обычный Автобус» (народная).

Афганская тематика прочно вошла в народный фольклор в начале 80-х. Уже тогда появились первые инвалиды, на кладбищах выросли монументы погибших ребят. Это была закрытая и больная тема для советской действительности. И конечно, народное творчество не могло пройти мимо афганцев.

9. «Извозчик» (Александр Розенбаум).

Эта песня «Извозчик» – одна из самых ранних в творчестве Александра Розенбаума. Многие поклонники «старого Розенбаума», кому близки ранние песни блатного цикла, питерского и казачьего, считают, что именно тот слог и те мелодии -- самые правильные. Вышла на советской пластинке фирмы «Мелодия» «Мои Дворы» в 1987 г.

«В апреле 1982 года ленинградский звукорежиссер и музыкальный коллекционер Сергей Маклаков пригласил к себе домой Александра Розенбаума и ансамбль Николая Резанова «Братья Жемчужные» для записи. Стоит отметить, что исполнители до того момента не встречались и не были знакомы с творчеством друг друга. Аранжировки делались на ходу. И через восемь часов был записан альбом «Памяти Аркадия Северного».

вариант песни «Извозчик Спустя 20 лет»

10. «Ехали Уроды На Поминки» (народная).

Закончить первую десятку хочется на позитивной ноте, поэтому на сцене старинная школьная-студенческая-детсадовская песня. Текст вольный, каждый добавляет по мере своей начитанности или испорченности. Танцуют все!

Продолжение.

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Юность в сапогах. Дворовые песни»:

Какие песни мы пели, уходя служить в советскую армию в 1986 г. Любимые дворовые и не только песни призывника 80-х

Юность в сапогах -- как мы уходили в армию в 1986 г. Дворовые песни Советского Союза, в которых отразились настроения призывников.

Песня в армии – страшная сила искусства. Сержант сказал, что будем отбиваться под Пугачеву, значит так надо Родине.

Как американцы бомбили Советский Союз в наших дворовых песнях. Первый снаряд попал в крыло – штурман вылетел в окно! Прощай, Америка...

Армейские народные песни про летчиков и самолеты. Машина пламенем объята, кабину лижут языки. Судьбы я вызов принимаю с ее пожатием руки.