Что только не пели под гитару – советский хит-парад призывника. Любимая кассета сторона А.
Призван я был в июле 1986 г., когда студентов уже стали брать в армию. Для моего поколения это стало серьезным испытанием и одновременно хорошей школой жизни, как бы пафосно это не звучало. Кто-то сдал последний экзамен, кто-то так и ушел с «хвостами». У кого-то еще не прошел перегар от проводин, а кого-то с плачем до самых ворот военкомата держала за шею любимая девчонка. Мне было проще -- я уходил не целованный.
То, что моему поколению выпадет служить в армии стало известным в 1982 г., когда война в Афганистане шла уже 3 год, а мы учились в 8 классе. Все парни в обязательном порядке получали приписные свидетельства в военкомате.
У нас проверяли на комиссии состояние здоровья. Читали таблицу Сивцева «Ш Б М Н К» для проверки зрения, дули в металлические кастрюли для определения объема легких (у меня тогда оказалось 2 литра), снимались кардиограммы аппаратом с веселыми резиновыми присосками.
С лупой искали психов, но у нас тогда не принято было косить под душевнобольных, поэтому никого не нашли. Серьезный врач-психолог долго расспрашивал о моей семье, пребывании в плену, родственниках за границей, хобби и мучил ли я кошек. Котиков я любил всегда.
-- Особенности есть? – Я левша. Стреляю, фехтую, режу колбасу и врага левой рукой! Дядька в очках внимательно на меня посмотрел. -- Ты что Крапивина «Мальчика со шпагой» начитался? Лучше Пикуля почитай, для армии полезней. Там интрига, детектив, стратегия и дуэли. Точно пригодится!
Затем зачем-то сказал мне, что пойду я служить в особую правительственную связь и отпустил с богом. А я поверил и до последнего ждал особого назначения. Пошутил, видимо.
Потом всем дали темно-зеленые книжечки с дурацкими фотографиями и велели беречь, как зеницу ока. С первой страницы на меня смотрел взлохмаченный подросток с удивленным лицом. «Ну ничего, потом переснимусь получше», -- думал я, не зная, что теперь эта фотка будет долго со мной и в военном билете, и в личных делах военкомата.
Я помню, что мать тогда пришла с работы и с тяжелым вздохом сказала: «Военные кафедры отменяют. Теперь из институтов брать будут! Ну теперь у тебя один шанс – попасть в ВУЗ, где останется военная кафедра. Самое лучшее в медицинский поступить, но ведь ты крови боишься».
А я поступил в наш иркутский политех, где хоть кафедра и была, но всем сразу сказали, что после первого курса все военнобязанные пойдут служить. В нашей группе «АСУ-85-1» было 12 парней – в армию ушли 10 человек, остались только два «белобилетника», оба моих друга.
Нам дали отсрочку на сдачу экзаменов до июля – к середине июня мы их уже сдали. Я получил повестку – 3 июля явиться готовым в военкомат с вещами. Я рано утром зашел в парикмахерскую и впервые в жизни за 10 копеек сделал «нулевую» прическу. А когда приехал в военкомат, с удивлением узнал, что сегодня нас не забирают и «приходите завтра». С таким лысым дурацким видом просидел весь день дома и смотрел телевизор.
А родной город Иркутск в июне отмечал 300-летие и получение Ордена Октябрьской Революции. Кругом были концерты, праздники, умытый и подлатанный фасадами город. Все радовались и пели. Салюты, парашютисты в небе, дефициты в магазинах. Мне было безрадостно, никаких проводов мы не устраивали, да и зачем нам с матерью. Девчонки у меня еще не было, ждать некому, кроме матери. Поэтому уходил с чистой совестью и пустой душой. В кармане школьного пиджака было 5 рублей, а куда больше – ведь там все выдадут и накормят.
На следующий день нас наконец-то сформировав в нестройную колонну посадили в автобус и увезли на сборный пункт в Шелехов на станцию Гончарово. Там началась наша призывная эпопея. Народ сбивался по интересам в компании и проводил время за перекличками, пьянством и песнями. Все ходили туда-сюда за разными офицерами, и пытался понять, куда и главное, когда поедем.
Поселили нас в унылой облупленной казарме, где стояли продавленные кровати с панцирными сетками без матрасов и белья. Так мы там и ночевали. Ели все припасенные с дома разносолы, хотя нам что-то полагалось в виде горячей еды. Пирожков дома выдали всем много, поэтому постоянно переспрашивали «А у тебя с чем?», а потом стали выбрасывать испорченные продукты.
Я пытался из всех сил найти хоть какое-то знакомое лицо – с института, школы или даже своего района. Вроде кто-то из институтской сборной по волейболу, где я тренировался, мелькнул в толпе, но быстро затерялся. Все было тщетно. Ни одной родной физиономии, не с кем было переговорить, было грустно и скучно. Периодически проводилась пофамильная проверка, выкрикивались незнакомые фамилии, которые по мере повторяемости становились узнаваемыми, и ты уже знал за какой фамилией идет твоя.
Я прибился к одной дружной компании, где в центре был парень с гитарой. Он периодически хлопал очередную стопку водки, поднесенную благодарной рукой, и выдавал очередной пацанский хит. Со всех сторон неслось «А вот эту знаешь?», «Покажи аккорды», «Давай «Тополиный Пух»!», «А у нас вот так пели», «Дай я тебе перебор покажу!».
Играл он очень хорошо, как мне казалось, не искушенному в тонкостях игры на шестиструнной. На желтой фанерке возле нижнего порожека была приклеена фоточка с красоткой. Он ловко перехватывал гитару за изгиб и легко подбирал мелодию от очередного «заказчика» песни, даже не сразу узнавая ее.
К сожалению, я не все песни запомнил, что услышал тогда за три дня пребывания в призывном пункте. Но некоторые хотел бы представить своему читателю. Это не хит-парад, просто свободный набор по мере вспоминания.
Призывной хит-парад. Кассета сторона А.
1. «А Как Я В Армию Пошел» (народная).
Эту песню я слышал еще в школе, но в ее «студенческом» варианте, где поется про колхоз, джаз-банду и «ломая плуги». Здесь ее пели уже в армейском варианте, куплеты менялись прямо на глазах, в зависимости от настроения и азарта окружающих. Матерные выкрики куплета специально горланились как можно громче, когда приближались офицеры. Те улыбались и добавляли сквозь губу «Ну орите-орите, скоро будете в туалет строем ходить, духи!» Последнее слово мы не понимали еще, а зря…
А так она звучала в оригинале
Это дань памяти песне на ТВЦ в программе Элеоноры Филиной «Песни Нашего Двора»
«Дилижанс»
Хохляцкий «Комарик» укусил пролетарского поэта в самое творческое место
2. «Проводы» («Как Родная Меня Мать Провожала») (Дмитрий Васильев-Буглай – Демьян Бедный).
Эту песню у нас запели, когда стали всех сажать в автобус еще в городе. Спели пару куплетов потом она затихла, залихватское мальчишество уступило место грусти настоящего прощания с молодостью. Было в ней что-то старинное времен Гражданской войны, поэтому она казалась не современной, не соответствующей духу времени 80-х.
Конечно, ведь ее в 1918 г. написал самый большевистский поэт-агитатор-горлопан Демьян Бедный по заказу самого Ленина. Текст одной из самых первых советских песен напечатан в газете «Беднота» в декабре того же года.
А первым исполнителем стал его друг -- один из популярнейших эстрадных артистов страны Борис Самойлович Гурович. Как и многим дореволюционным артистам еврейского происхождения, Гуровичу в силу известных причин пришлось скрыть свою исконную фамилию под сценическим именем Борис Борисов.
А вот сама мелодия была известна на царской Украине еще до Первой Мировой войны. Она принадлежала широко известной шуточной народной песне «Комарик» («Ой, що там за шум учинився, / що комар да на мусе оженився»). Особой популярностью «Комарик» пользовался среди украинцев, отслуживших в царской армии, где песня распевалась в качестве строевой — очевидно, из-за «военного» эпизода: «Ехали дорогой енералы, / они того комарика трошки прозевали. / Ехал той дорогой пан полковник, / та й пытает, що лежит за покойник».
Ее пели и красные, и белые, и махновцы, и петлюровцы. В 1936-м в Бухаресте Петр Лещенко напел «Комарика» на пластинку фирмы «Коламбия», тотчас растиражированной по всей Европе. Разумеется, тем или иным способом диски с лещенским «Комариком» стали проникать в СССР, звучать с патефонов.
В Советском Союзе общем дожидаться добротного, хорового исполнения «Проводов» после “злободневных куплетов” Бориса Борисова советским людям пришлось долго. Только в 1966 году «Мелодия» выпустила двойной альбом «Революционные Песни. Песни Гражданской Войны», где «Проводы» прозвучали в образцовой интерпретации Хора русской песни Всесоюзного радио.
А в 1983-м отечественные меломаны порадовались великолепному исполнению песни Иваном Суржиковым в сопровождении Ансамбля солистов Академического оркестра русских народных инструментов, записанному для гиганта «Мелодии».
«Рок-Острова»
«Балаган-Лимитед»
Иван Разумов
Владимир Девятов
Детская загадка – когда звонят в овсе колокола?
3. «Колокола» («А Ты Опять Сегодня Не Пришла…») (Геннадий Старков).
Когда наш гитарист запел эту песню, незнакомую мне тогда, все резко замолчали и прониклись глубинной задушевностью и чувственной интимностью. Слов кроме нашего музыканта никто не знал и лишь, когда зазвучал припев про то, что «зазвонят во все колокола», все словно вспомнив какой-то старый детский анекдот-загадку, кинулись подпевать.
Потом, когда я уже закончил институт, мне попалась пластинка Владимира Маркина «Трудное Детство» 1991 г., авторство песни «Колокола» было указано, как «дворовая сюита на стихи В.Сулемы» и «окончательно установить имена мастеров дворового жанра XIX-XX столетия не представляется возможным».
Настоящий автор – Геннадий Старков, написавший «Колокола» в 1957 г., когда ему было 17 лет. В оригинальной версии песни 8 куплетов, в народном «дворовом» варианте песня была сокращена до трех куплетов для удобства исполнения. Сам автор исполнил ее всенародно после полувековой неизвестности в программе «Запросто» телеканала «Викинг» свою песню «Колокола», которую до этого мы знали лишь в трех «дворовых» куплетах, а оказалось, что это целая баллада о первой любви.
Вячеслав Абросимов
Брутальный вариант
Самый любимый поэт всех русских зеков
4. «Письмо К Матери» (Сергей Есенин).
Ну, когда наш гитарист заиграл это известное стихотворение великого русского поэта, то не стал даже петь, все вокруг дружно подхватили. Некоторых даже пробило на скупую мужскую слезу, видимо от избытка алкоголя и чувств. Вот почему этот старый русский романс так популярен в замкнутых мужских коллективах, таких как армия и тюрьма?
«Калина красная»
Клавдия Шульженко
Эдуард Хиль
Николай Сличенко
Александр Малинин
Александр Кузнецов
Евгений Дятлов
Сексистский шансон отшельников
5. «Два Монастыря» (Борис Вайханский, Борис Ларин).
Эта песня так развеселила всех нас, что припев повторяли по два раза. Никто ее не знал, только гитарист уверенно спел все куплеты так ярко и с юмором, что мы были в полном восторге. Настроение было приподнятое, июльское солнышко жарило нас, поэтому мы перемещались вслед за тенью от какого-то строения-будки. Упоминание про винный погребок потребовало от взалкавших товарищей достать канистру какой-то мутной бурды, оказавшейся брагой.
Сергей Бушков
Лариса Семина
Самый советский индийский шлягер на все времена
6. «Джими, Джими! Ача-Ача!» («Jimmi Jimmi Aaja») (Bappi Lahiri – Anjaan).
В нашей компании оказался веселый парнишка, который всех веселил анекдотами, байками из жизни и забавными диалогами из фильмов. Звали его Леха Стецура. Он был невысокого роста, комичной физиономией, но очень шебутной, и за словом в карман не лез.
Когда он запел эту знаменитую песенку подруги Митхуна нашего Чакраборти из индийского суперфильма начала 80-х «Танцор диско» -- все просто умерли от смеха. Это было так похоже и очень смешно, что просто было невозможно удержаться, чтобы не упасть и не кататься по земле. Удивительно, что он пропевал все индийские слова, прямо как в оригинале. Гитарист ему стал подыгрывать на гитаре. Это была просто бомба!
Когда «Танцора диско» показали в СССР, то началось просто помешательство. Многие люди ходили на него по несколько раз в кинотеатры, записывали песни на магнитофон прямо с экрана, сидя в первом ряду с микрофонами. Я как-то счастливо избежал этого фанатства, в детстве конечно нравились любимые индийские боевики «Месть и закон», «По закону чести», «Затянувшаяся расплата» и др. Поэтому когда сейчас нашел пару пластинок-миньонов, выпущенных «Мелодией» в 1988 г., с песнями из фильма, то был немало удивлен, надо же, раритет!
Лера Кудрявцева
Иванушки Int
Сати Казанова
Сява
DJ Karp Remix
Светлана Агарвал
О сотворении человека табуированной лексикой (слушать не рекомендуется)
7. «Песня Про Адама И Еву» (народная).
Когда мы услышали эту песню, то сразу поняли, что пришла пора грубого мужского слова, солдатского юмора. Это где грязно, просто и понятно. От этой песни все катались по земле. Кто-то слышал эту песню ранее, кто-то, как я в первый раз. Но это было просто офигенно и задорно – пошло, матерно, народно.
В интернете я не нашел точно такой песни, только по тексту близкое видео. Некоторые пишут, что это из раннего Высоцкого, но мне кажется, это близко к стилизации под Баркова и иже с ними. Для людей, не приемлющих ненормативную лексику и подобный стиль, лучше не слушать. Я сразу говорю, я не поклонник подобного творчества, но из песни строки не выбросишь – что было, то было. Песню я слышал.
Не мы такие, жизнь такая!
8. «Ковыляй Потихонечку» (народная).
Точно не помню, именно тогда я ее услышал или уже в армии. Но запомнилась она мне хорошо. Я, наверно, впервые услышал песню на табуированную тему инвалидов-фронтовиков. Как-то непринято было петь про калек. Поэтому она сильно цепляла и трогала за живое.
В одних источниках написано, что написал ее Евгений Кристовский в 80-х, а потом она стала популярной в исполнении групп «Адреналин» и «Голубые Береты». Песня «Ковыляй Потихонечку» стала очень популярной в России в конце 80-х -- начале 90-х годов. Это было время перестройки и распада Советского Союза. Песня стала одной из символов этих перемен. Ее пели на дискотеках, на улицах, в общественном транспорте.
У песни очень интересная история. В основе ее лежит знаменитая фронтовая песня на стихи Михаила Исаковского «Огонек», музыка народная. Впервые песня была записана в 1947 г. Владимиром Нечаевым.
В народе популярная песня обзавелась множеством вариантов, в том числе и продолжений. Многие продолжения были связаны с возвращением солдата-инвалида с войны к любимой девушке. Теперь на авторство «Ковыляй Потихонечку» претендует большое количество людей. Песня «Огонек» ушла в народ, претерпела множество трансформаций и стала городским фольклором «Ковыляй Потихонечку». Ну а фронтовой «Огонек» на официальной эстраде горит для многих исполнителей.
Лариса Голубкина
Дмитрий Хворостовский
«Dark Ducks» ともしび
Слезоточивая дворовая – петь надрывно, вызывая жалость
9. «Подснежник» («Шли По Лесу Парень С Девчонкой») (народная).
Наш гитарист пел много слезоточивых песен, для которых нужно было особенное состояние слушателя, когда он готов слушать их долго. Как говорил незабвенный Мамочка из «Республики ШКИД», объявляется песня жалистная. Все сразу представляли себя на месте этого парнишки из песни, и комок подкатывал к горлу.
10. «Белая Береза» (Владимир Трепетцов).
Звучала у нас и «Белая Береза», когда наступал момент особой жалости к себе, жизни, судьбе. В свое время без этой песни не проходили ни одни дворовые посиделки с гитарой в 70-80-х. Я все пытался найти аутентичное исполнение, чтобы самому себе напомнить, как звучала она тогда. Вот эта версия мне больше нравится.
Историю этой песни можно прочитать в моих предыдущих материалах про песни из фильма «Афоня».
Михаил Гулько
Стас Михайлов
Конец стороны А. На магнитофоне кончилась пленка – мотай! Продолжение.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.
Предыдущие материалы по теме «Дворовой шансон»:
Дворовые песни моего детства. Мой хит-парад пионерских блатных в СССР 70-80-х.
Дворовые песни моего детства. Часть 2. Поют мэтры шансона, популярные в СССР
Дворовые песни моего детства. Часть 3. Кинопесни, ставшие народными в СССР