День бабушек и дедушек приходится на 28 октября, и больше всего этому празднику рады малыши. В гостях у дедули с бабулей не бывает скучно: они не сидят в телефонах, уделяют внукам внимание. Балуют их, угощают. Просто любят.
Александр и Александра
Не секрет, что Тюменский Север постарел, случилось это одномоментно и повсеместно. Третье поколение выросло в нефтедобывающих регионах, кое у кого из первопроходцев уже родились правнуки, а уж внуки – так это обязательно.
За Александром Викторовичем Алексеенко и его внучкой Сашей я наблюдаю в социальных сетях с 2016-го. Родилась Саша летом того года, и уже к осени появилась целая серия снимков: девчушка в ярком комбинезоне в коляске или на руках у деда, а рядом неизменный английский кокер-спаниель – рыжая нянька Ева.
– Ева старше своей хозяйки на три года, – улыбается Александр. – Как только принесли внучку из роддома, собака сразу заняла место возле кроватки.
Мы давно знакомы с Александром Викторовичем, экспертом-криминалистом городского ОВД. Правда, знала я его как капитана внутренней службы А.В. Погорельца, а теперь он Алексеенко. Взял в 2009-м фамилию отца. Так захотел. И жизнь поменялась.
Служил Саша на флоте. Больше всего любил море и цветущие сады. Волею судеб оказался на Севере, оставив первую семью на земле. Службу в правоохранительных органах Ноябрьска начал в медвытрезвителе, руководил тогда этим подразделением майор Дамаскин. Много полезного и нужного поведал Александру Погорельцу Анатолий Лукьянович. Потом в жизни нашего героя случилась встреча с подполковником Богданом Дзудзылой (Анатолий Дамаскин и Богдан Дзудзыло – известные в свое время в городе люди и в особом представлении не нуждаются. – Прим. авт.).
В общем, принял тогда Александр Викторович единственно правильное решение: связал свою судьбу с охраной правопорядка. В Волгограде выучился на эксперта-криминалиста, а в 1999 году ушел в отставку по выслуге лет.
Работа Погорельца в экспертно-криминалистическом отделении ноябрьского ГОВД требует отдельного рассказа, но сегодня нас интересует его функция воспитателя. А все потому, что внучка Александра души не чает в этом суровом с виду пожилом мужчине, а для нее – самом любимом дедушке на свете.
Когда не больно за прожитые годы
Действительно, когда? Тогда, когда дом – полная чаша. Из комнат слышен детский смех, а на кухне пахнет пирогами. Идиллическая картина не так уж далека от реальности: свою судьбу – любимую женщину Ларису – Александр встретил, когда ему было уже за пятьдесят. На смену праздному и совсем уже не радостному времяпрепровождению пришли семейные обязательства, чему Саша был рад.
Мы будем называть нашего героя его нынешней фамилией – Алексеенко. Рождения внучки Саши он ждал как манны небесной, молился и просил Господа подарить одной из взрослых дочерей супруги Ларисы малыша – мальчика или девочку.
– Подрастал внук Данил, но когда я пришел в семью, он уже был подростком, а мне бы хотелось с малых лет воспитать человека, – с трудом подбирает слова мой собеседник.
Кстати, Александра Викторовича пришлось долго уговаривать на беседу: рассказывать о своей дружбе с нынешней первоклашкой Сашей он не стремился. Его можно понять: счастье любит тишину. Но когда Александр согласился, я была искренне рада: у таких людей все по-настоящему – если любят, то до конца. До самого донышка.
– Какой Саша росла? Разной, – улыбается дед. – Энергии в ней как в энерджайзере: никогда не устает. Глаз да глаз: только была тут, смотришь – уже там.
Дети не должны быть подранками
Дед водил Александру в бассейн: главное – научить ребенка держаться на воде, чтобы было безопасно находиться возле водоемов. Но больше всего Саша любит прогулки в Ноябрьск-парк и поездки за город. В любую погоду, и чтобы Ева была рядом: уткнется носом в пушистый бок, да так и заснет. У Александра Викторовича от такой картины слезы на глаза наворачивались: все дедушки немного сентиментальны.
– Фотографировал все этапы ее взросления, – делится секретами воспитания дедуля. – Более двух тысяч снимков: вот это на море, а вот на озере Светлом. Это в садике, а это на детской площадке. Мы живем в восьмом микрорайоне, и все Сашины подружки старше нее, но она прирожденный организатор, только и слышим во дворе ее звонкий голос. Тут она в деда пошла: любит покомандовать.
Слушаю Александра и понимаю: в этой девчушке и есть источник его жизненной силы. Нет чтобы на диване полежать, а он вместо этого с Сашей такие круги наматывает по парковым аллеям, что спидометр зашкаливает. Не сюсюкает с ней, а рассказывает истории о службе, об армии.
– Внучка хочет быть экспертом-криминалистом. Пришлось раскрыть ей особенности криминалистических экспертиз. Доступным языком, конечно, – дед чуть хмурится, чтобы скрыть довольное выражение лица. – Но, думаю, все еще переменится. Пока школу окончит, много воды утечет.
На мой вопрос, почему в наше время, когда всего вдоволь – еды, одежды, развлечений, – дети становятся беспризорниками и даже правонарушителями, капитан запаса внутренней службы Александр Алексеенко ответил так:
– Виной всему безучастность взрослых, невнимательность. Легко обидеть ребенка, оттолкнуть его безразличием, равнодушием. Это ранит надолго, порой на всю жизнь… Меня ведь тоже дед воспитал, так что я следую семейной традиции. Это важно.
Посмотрел на часы, заторопился: Саша ждет, надо забирать из школы. В сентябре ноябрянка Александра стала первоклассницей.
Людмила Бондырева