Найти в Дзене
Ромашковый сбор

Отреставрированная квартира в доме с интерьерами Шехтеля

Оглавление

Ирина Маркман вместе с мужем не просто искали квартиру в старом фонде — они решили найти и сохранить детали подлинной старой Москвы. Перед вами — итоги двухлетней спасательной операции в доме, где интерьерами занимался Федор Шехтель.

Гостиная. Винтажные кресла, деревянный журнальный столик Johannes Andersen, столик Serax и шкаф по дизайну хозяйки. Камин, как легко догадаться, не работает.
Гостиная. Винтажные кресла, деревянный журнальный столик Johannes Andersen, столик Serax и шкаф по дизайну хозяйки. Камин, как легко догадаться, не работает.

Автор: Анастасия Ромашкевич Фотографии: Сергей Красюк и Натали Герц. Стилист: Наталия Онуфрейчук.

Шехтель внутри

В Москве немало старых, еще дореволюционных домов, но аутентичных интерьеров почти не осталось. “Кандидатов было в обрез. Нам нередко встречались квартиры в старом фонде, но уже с ровными потолками, ламинатом и так далее, — рассказывает Ирина Маркман. — Но однажды мы попали в ту, которая должна была стать нашей. Сказать, что она сразу произвела на нас впечатление, будет преувеличением”.

Дом на Рождественском бульваре был построен для одного из представителей купеческого рода Ушковых. Известно, что на них много работал Федор Шехтель, но в этом доме он занимался только интерьерами. Почему так вышло, в точности неизвестно. О том, что к ее квартире приложил руку великий русский архитектор, сама Ирина узнала уже после того, как купила квартиру, — прежние хозяева, судя по всему, об этом даже не догадывались.

Исходное состояние

Главное, что осталось от Шехтеля в квартире, — лепные потолки. Но рассмотреть их новые хозяева смогли не сразу. “Раскрывшаяся позже красота лепнины была замурована слоями краски и напоминала наросты, подобные древесным грибам”, — рассказывает Ирина. За этим поэтичным описанием стоит реальная разруха.

Часть комнат прежние собственники не использовали, там был просто склад вещей. Первое, за что зацепились взглядом Ирина с мужем, был старый паркет. Старые рамы восстановлению не подлежали — это было понятно сразу, а вот кремоны на них выглядели вполне жизнеспособно. Также логика подсказывала, что в такой квартире обязательно должна быть анфилада — ее двери были зашиты в стены, и старые хозяева даже смогли показать, где именно они находились.

Трудности и радости реставрации

“Часто люди думают, что профессия дизайнера — это “не бей лежачего”, — говорит Ирина. Перечисленных ею на вскидку потенциальных проблем хватило бы на жирный абзац, но мы сейчас не будем на это отвлекаться — просто поверьте на слово. — Сложно будет в любом случае — и в старом фонде, и в новом. Но когда ты имеешь дело со старым фондом, колоссальная часть работы сделана давно, до тебя, твоя задача — поддержать”.

Главное, когда вы имеете дело со старой квартирой, — это найти исполнителей. “Каждый мастер по паркету сначала скажет, что надо все демонтировать и постелить новый паркет. Дальше побеждает тот, кто будет упрямее”, — говорит Ирина. А ей, как вы понимаете, упрямства было не занимать.

В кабинете торшер по дизайну Этторе Сотсасса для Artemide, сделанный на заказ стол и винтажные кресло.
В кабинете торшер по дизайну Этторе Сотсасса для Artemide, сделанный на заказ стол и винтажные кресло.

Кстати, паркет в этой квартире был меньшей из проблем — обошлись шлифовкой и подклеиванием отдельных плашек. “Пол здесь неровный, местами скрипучий, но для нас это не проблема”, — говорит Маркман.

Коридор, в которой выходят двери анфилады.
Коридор, в которой выходят двери анфилады.

Новые рамы для окон сделали по чертежам старых в Санкт-Петербурге. Там же очистили от старой краски кремоны, сняли с них отпечатки и отлили по этому образцу недостающие.

Размытые потолки

Нынешняя гостиная была поделена пополам перегородкой, и здесь лепнина пострадала сильнее всего — ее, к счастью, удалось восстановить.

В остальных помещениях реставраторам (команда была частично московской, частично питерской) предстояло очистить гипс от множества слоев краски. Как рассказывает Ирина, мастера буквально работали зубными щетками и лезвиями и потратили на этой целый год. Лепнина, кстати, вся разная: в одной из комнат на розетке обнаружился женский профиль в медальоне.

Кухня — единственная комната, где есть верхний свет. Дверь на черную етницу была непропорционально маленькой — Ирина дополнила ее латунной вставкой, чтобы казалась повыше.
Кухня — единственная комната, где есть верхний свет. Дверь на черную етницу была непропорционально маленькой — Ирина дополнила ее латунной вставкой, чтобы казалась повыше.

В остальных помещениях реставраторам (команда была частично московской, частично питерской) предстояло очистить гипс от множества слоев краски. Как рассказывает Ирина, мастера буквально работали зубными щетками и лезвиями и потратили на этой целый год. Лепнина, кстати, вся разная: в одной из комнат на розетке обнаружился женский профиль в медальоне.

Вход в одну из ванных — прямо из кухни-столовой. Ирина поставила здесь такие же двустворчатые двери, как и в анфиладе.
Вход в одну из ванных — прямо из кухни-столовой. Ирина поставила здесь такие же двустворчатые двери, как и в анфиладе.

Очищенные потолки не стали красить, а оставили в состоянии живописной размытости. Никаких люстр это решение не предполагало — не считая свечного подвеса в столовой, поэтому комнаты освещаются исключительно настенными светильниками и торшерами — они управляются с одной кнопки, чтобы не включать/выключать каждый по отдельности.

Планировка

Вся идея проекта была в том, чтобы вернуть квартире былое великолепие — анфиладу в том числе. Опять же — перепланировка несовместима с желанием сохранить лепнину. Но одно серьезное изменение в квартире все же есть: на 140 м² площади была только одна ванная. Ирина нашла возможность сделать еще один санузел — по счастью, оказалось, что часть квартиры расположена над нежилым помещением.

Вход в эту ванную находится на кухне. “Конечно, в новостройке я бы такого не допустила, но старый фонд имеет свои ограничения, — говорит Ирина. — В этом даже есть что-то заманчивое: прямиком после вечерней ванны — к столу на бокал вина”.