Многие взрослые-то ещё не определились, кем станут, когда вырастут, чего уж ожидать от детей?
Задумываются ли они в школе, чем хотят заниматься в жизни? Задумываются, но пока особо не представляя реальности.
Космонавтом, пилотом, блогером…
Мой ребёнок периодически хочет быть то машинистом метро, то педагогом по танцам, а по выходным рисовать детям аквагрим. И ещё куча разных профессий.
Как определиться?
Наверное, начать с самого простого: показать ребёнку многообразие профессий.
Рассказывать, в чем заключается работа самых близких людей и членов семьи. Просто о сложном, но это… довольно сложно, вот в чём каламбур.
Впрочем, когда я работала в аудите, то объяснить ребёнку, что это за профессия, было нереально 😂 Потому что это и не каждый взрослый, не связанный с финансами, сможет понять.
— Здравствуйте, вы кем работаете?
— Я аудитор
— Хаха, ну а я тогда БМВетор!
Примерно так 😀
Но я стараюсь рассказывать, чем занимаются люди разных профессий, сколько они при этом зарабатывают (считать чужие деньги? Айяйяй), как долго учатся, какие компетенции для этого нужны.
Пока так, просто для кругозора, а не для целей определения.
Недавно вот обсуждали с дочерью, что командир воздушного судна в зависимости от опыта и авиакомпании зарабатывает примерно 300-400 тысяч (кто-то больше, кто-то меньше). Правда, в нынешних реалиях может быть и другая цифра, ну да ладно, порядок понятен.
И что хороший врач, который «помогает деткам рождаться», тоже может иметь такой доход.
Конечно, объяснила, насколько ответственны эти профессии и что вовсе не значит, что любой из профессии зарабатывает именно такую сумму. Depends.
Игровые центры
Сейчас появилось много тематических игровых центров, где ребёнок может познакомиться с многообразием профессий: кидзания, кидбург и прочие.
Понятно, что это всё оторвано от реальности, но в то же время помогает несколько расширить кругозор.
Детский профессиональный чемпионат Мастерята
Ещё хочу поделиться впечатлением от участия в ежегодном детском чемпионате «Мастерята». А впечатления, мягко говоря, неоднозначные.
Кратко о чемпионате
«Мастерята» — ежегодный московский чемпионат рабочих профессий среди школьников 1 - 8 классов. Ранее назывался «KidSkills», а с 2022 года соревнования проходят под официальным названием «Мастерята» (долой иностранщину).
Если кратко, то школьникам предлагается выполнить задание дистанционного этапа в выбранной компетенции (всего их 45). Если дистанционный этап пройден, то команда (2 школьника) проходит в финал.
Участие
Вроде звучит не сильно сложно и дочь согласилась поучаствовать.
Она выбирала между компетенциями, связанными с монтированием видео и созданием анимированных роликов.
В моем понимании задание для школьников не должно было быть связанным с серьёзными трудозатратами.
Ха-ха. Наивная.
Начала читать задания дистанционного этапа по выбранным компетенциям и немного была в недоумении.
Например, ниже скрин части задания по созданию компьютерной игры в рамках профессиональной компетенции «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений»:
И тогда я поняла, что чемпионат не для любителей, а для профессионалов. Да, для школьников, в том числе и начальной школы, но для профессиональных школьников. То есть для тех, кто уже занимается в свободное время на курсах или в секциях.
Ну то есть, оказывается, дети могут заниматься не только плаванием, танцами и прочими «попсовыми» видами внешкольной деятельности, но и поварским делом, созданием видео игр, столярным делом и ещё… вот этим (смотрите скрин, а то вдруг это те названия, которые нельзя произносить вслух):
Я поняла, что исходя из описаний компетенций и конкурсного задания, мы не потянем.
Например, в какой-то из компетенций детям предлагается работать в Иллюстраторе, Фотошопе и Фигме. Я знаю азы этих программ, но я когда-то давно проходила курсы, как мне это все объяснить ребёнку за ограниченное время? И я и сама не профессионал в этом.
Всё-таки участвуем
Но тут выяснилось, что в команду по компетенции «флористика» от нашей школы и возрастной группы нужен второй участник.
У одноклассницы дочери мама флорист, точнее у неё свой флористический магазин. И она могла бы показать, как собирается цветочная композиция и объяснить нюансы. Дети решили поучаствовать в этой компетенции.
В прошлую субботу, сразу после выступления дочери в театре, мы поехали тренироваться.
Когда собираются подружки, то тренировка, конечно, отходит на второй план: они дурачились, веселились и у них, конечно, получалось очень долго.
Но на второй день, в воскресенье, была запланирована съемка конкурсного ролика, то есть девчонки должны были быть готовы.
Суть в том, что в соответствии с требованиями, ролик снимается без монтажа (исключение - ускорение и замедление), при этом вся запись должна быть сжата до 3 минут максимум. Некоторые технические моменты должны быть показаны детально с замедлением видео.
К работе тоже очень много требований, ТЗ довольно большое и непростое.
В первый раз девочки собирали букет более 2 часов. Потом уложились в полтора.
Перед съемкой мы потренировались ещё 2 раза и время сократилось до часа. При этом появилась другая проблема: они устали.
В итоге ролик мы сняли, подружки справились за 48 минут. Букет получился не самым идеальным, но главное - участие 😂
Все шаги прописали и заучили.
Работу до объявления результатов показывать не буду.
И это тоже опыт
Причём уже более прикладной. Ребёнок понимает, что в работе флориста, оказывается, есть очень много нюансов, в том числе технических. Это не просто красиво цветочки подобрать друг к другу. Я сама узнала очень много нового о флористике.
Профессиональное образование
Оказывается, при профессиональных колледжах в большинстве случаев есть секции для детей, где учат прикладному мастерству в соответствии с направлением деятельности колледжа.
И это очень здорово, потому что можно либо просто познакомиться с профессией, которая интересна, либо впоследствии поступать в это учебное заведение, имея некоторое преимущество по отношению к остальным абитуриентам. А потом и в ВУЗ, например.
Немного юмора и недоумения
Для каждой компетенции назначается куратор, который проводит онлайн встречи с наставниками команд, консультирует в общем чате - оказывает всестороннюю поддержку.
Так вот наша куратор в чате неоднократно писала, что работы она может принимать только 2 дня в неделю в определённое время. Там по условиям этапа после съемки необходимо отправить букет или композицию на оценку жюри.
Угадайте, какой вопрос ей задают с определённой периодичностью? Правильно, можно ли привезти работу и когда 😂 При этом чат довольно лаконичный, там нет флуда, только ответы на конкретные вопросы. Его легко перечитать даже от начала. Плюс это интересно, потому что все, в основном, сталкиваются с одними и теми же вопросами.
Почему люди читают опой?