Найти тему

Наглые пощёчины западной культуры! Мы стонем, но терпим. А по сути только утираемся...

Я сегодня - не только о скандальном спектакле "Ч-Чайка" в тюменском театре. В предыдущей статье рассказывала об этой премьере, не просто далёкой от классического произведения, но и ничего общего с классикой не имеющего. Классика - наша история и не надо её переписывать, это не наша манера гражданского поведения!

Самое время и место здесь привести слова Юрия Соломина, который всю свою сознательную жизнь защищает русскую культуру, и я с ужасом думаю - вот уйдёт, и останемся мы вообще без щита, на нынешних-то молодых и ответственных за культуру надежды мало.

"Просто взгляните, во что превратился театр. Каждый, кто мнит себя режиссёром, считает себя вправе коверкать классиков так, как ему вздумается. Глумов становится у них бабником, Раневская - любительницей наркотиков, Аркадина - женщиной нарасхват. Я выступаю резко против всего этого. Сначала дорастите до авторов произведения, поймите их мышление, масштаб - это задача не из лёгких... Коверкание классики- настоящее изнасилование и должно преследоваться по закону... Недопустимо даже название менять произведений".

О, так это ведь Юрий Мефодьевич ещё не видел "Ч-Чайку"!

А одна из читательниц моей предыдущей статьи прислала анонс к тюменскому спектаклю. Вот он, даю не полностью.

"Сегодня, когда театр для зрителя давно уже сумма всевозможных эстетик: вербальных, танцевальных, любых. Когда театр заполнен медиа-цифровыми технологиями и различными околокультурными коллаборациями – особо интересно вернуться к программной пьесе Антона Павловича Чехова «Чайка». ОСТОРОЖНО! Может затронуть ваши чувства (собственно это и есть основная задача театра)! В спектакле есть сцены курения, ругательства и даже лёгкого насилия (физического, морального и интеллектуального)".

Что-то знакомое, правда? Несколько перекликается со спектаклями Богомолова! Получившего только что около миллиона рублей из госбюджета на постановку в Александринском театре пьесы Горького "Мать"! Ну, никто ведь кроме Богомолова не сумеет у нас по-современному прочесть классика!

Такие вот печальные дела. И депутаты наши что-то молчат. Нет, порой и скажут нечто значительное - мол, необходимо то-то и ещё вот то-то... И всё-то на этом кончается!

Ну, театральные постановки - это дело глобальное. Но ведь натиск-то западной культуры, а я бы сказала - бескультурья идёт у нас по всей, так сказать, ширите разграничения!

Вот совсем небольшой, казалось бы, штрих. "Голос. Уже не дети". Что говорят все наставники, провожая своих подопечных на сцену? А говорят они одну и ту же фразу, произносят одно и то же напутствие, и мне даже показалось, что оно входит у них в какую-то заранее подписанную официальную программу действий. Так вот, они повторяют как попугаи - иди на сцену, расслабься и получай от своего пения удовольствие! Главное - получить удовольствие! Я не беру эти слова в кавычки, возможно, какие-то слова переставила, но это - почти дословно! То есть - ты, артист, получай удовольствие! Это на сцене - главное! А я-то, наивная, считала, что главное здесь - труд, старание, чтобы удовольствие получали зрители! Что думать надо прежде всего о них, а не о себе!

И какой я каждый раз после этих откровенных напутствий наставников делала вывод? Наставник, заметим - это воспитатель. Так вот он в такие моменты делает упор не на творчестве, не его ставит во главе угла. Он делает главными собственные удовольствия, эгоизм. А это не наши ценности. По-нашему главное - самоотдача. Тут любого классика возьми, он вам это подтвердит.

Штрих-то я привела, возможно, не слишком яркий, но хочу подчеркнуть с его помощью, как упорно движется к нам западная культура, от которой мы не сильно и отбиваемся, как оказалось... Стонем, но терпим... И сколько это ещё будет продолжаться?

На снимке - во время спектакля "Ч-Чайка" режиссёр вышел на сцену и вмешался в действие...

Кадр из видео о спектакле.  Фото автора.
Кадр из видео о спектакле. Фото автора.