Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Криминальный рейв в огнях нелепого гетто

-2

Полу Андерсону очень повезло, что его дебютный фильм «Шоппинг» не был подвергнут аллюзорному анализу (метод, который разрабатывает наш канал). В противном случае положительных отзывов в 1994 году было бы заметно меньше. И кто знает, может Андерсон и завязал бы с кино.

То, что в итоге не было бы длящейся целую бесконечность эпопеи «Обитель зла» - не велика беда (если не считать первой, стартовой части). Однако остаться без таких примечательных лент как «Сквозь горизонт» и «Солдат» было бы обидно.

Итак, что не так с «Шоппингом»? Если не считать того, что вам предложена балансирующая на грани глянцевости картинка про молодежные банды? То есть как бы о группировках, но без предосудительного криминала. Как бы радикализм, но без экстремизма. Почти скинхеды, но без расизма.

К слову сказать, основная идея ленты, а именно, предложенная модель «закупок» (читай «грабежей») была прямой цитатой из легендарного «Ромпера стомпера», когда пара бритоголовых бьют витрину магазина в подземном переходе, дабы похить красную куртку для Гейби в исполнении молоденькой Жаклин Макензи.

Приблизительно аналогичным промыслом занимаются и главные герои фильма, только это не разовый эксцесс, а поставленный на поток процесс. Для кого-то – бизнес, для кого-то развлечение. Надо отметить, что ситуация в известной мере фантастическая, равно как и молодежное гетто, где от полиции укрываются многочисленные юные правонарушители.

Андерсон предложил «актуальную» импровизацию на тему ставших уже культовыми к 1994 году нескольких около-криминальных лент. Во-первых, это «Подземка» Бессона, только социальный андеграунд перенесли из метро на пустынные улицы безымянного британского города.

Но центральной темой оставили музыку. А также перекличку эпизодов с угоном машин, в которых важнейшей частью является аудиокассета. И если ту «зажевало», то жди беды. Опять же именно автомобили как часть «подпольной жизни» были заимствованы из «Водителя» (1978).

В пользу этой версии говорит постоянное упоминание Билли как «ковбоя», а также своеобразная охота на него полицейского. И только через это сравнение фильмов можно понять, какой именно образ (современная Изабель Аджани) создавала на экране Сэди Фрост.

Забегая вперед, отметим, что её Джо оказала большое воздействие на отечественную популярную сферу. Именно «Шоппинг» делает понятным, откуда взялись образы группы «Демо» (кто-нибудь помнит такую? вспоминайте «Солнышко в руках»), а также клипа «Хватай ноги» группы «Амега» с Леной Перовой.

Хотя, конечно же, в первую очередь имитировалась «Бойцовая рыбка», только перенесенная из начала 80-ых на десятилетие вперед. Есть даже фактически прямая цитата, например, когда Джо говорит: «Я почти старуха. Мне двадцать два года». Впрочем, именно ей за возраст было волновать грешно.

Кадр из фильма «Шоппинг» (1994)
Кадр из фильма «Шоппинг» (1994)

Тут странным старичком выглядит Томми, сыгранный Шоном Пертви. Ему на вид около сорока, что в «Шоппинге», что несколько десятилетий спустя в сериале «Готем». А вот Джуду Лоу этот фильм дал путевку в кино-жизнь. Хотя его лощенный Билли мало походит на «уличного персонажа». Хотя кто знает, как выглядят «адреналино-завасимые»…