Привет тебе мой город Горький, моя любовь, моя судьба! Слова этой ныне забытой песни идут из моего далёкого детства. Почти ежегодно мы ездили на Бор, в маленький городок, стоявший напротив Горького, на противоположной стороне Волги. Вечером любили смотреть на светящиеся огни большого города на высоком берегу, на освещенный кремль.
Мне всегда казалось, что этот кремль повидал на своем веку всех русских князей, все битвы проходили именно здесь, под стенами нижегородского кремля. Казалось, копнёшь землю и найдёшь мечи, копья, наконечники стрел, кольчуги. С замиранием сердца, бесчисленное множество раз бродил по длинным гульбищам кремля. Часовая, Коромыслова, Дмитриевская, Тайницкая башни, и в каждой, поди, замурован не один клад.
Всегда старался подойти к Коромысловой башне. Говорят, что начало строительства каменного кремля началось с возведения именно этой башни. Но построенная башня постоянно обрушалась. Владыка Архангельского собора вдруг объявил, что эта башня должна быть построена на крови. Рано по утру, девушка Алёнушка пошла с коромыслом по воду на речку Почайну. Возвращаясь с водой, её схватили строители и замуровали в стену башни вместе с коромыслом. Я все хотел найти остатки того коромысла, пытался определить место, куда её замуровали. И сейчас, когда я слышу пушкинские строки «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» я сразу вспоминаю город Горький. У нас с папой было любимое кафе-мороженое на углу Дмитриевской башни. Уж не знаю, есть ли оно сейчас.
Мы спускались вниз по Чкаловской лестнице. Папа рассказывал, как бегал сюда после школы практиковаться в немецком языке. Ведь строили её немецкие военнопленные. Напротив лестницы стоял корабль-музей «Волгарь-доброволец». В 90-годы решили, что постсоветской России музеи не нужны, «Волгарь-доброволец» был пущен на слом. Хорошо хоть кремль не разобрали ради строительства деловых центров.
В 2021 году к 800-летию Нижнего Новгорода историк Алексей Карпов написал книгу «Юрий Всеволодович». Книга мне очень понравилась и понравилась тем, что в ней соблюдена строгая последовательность жизнеописания по годам и местам пребывания великого Владимирского князя Юрия Всеволодовича. Князь Юрий Всеволодович — трагическая фигура русской истории. Это последний правитель могущественной, процветающей и независимой Владимирской державы. Смерть князя означала конец истории Руси домонгольского периода.
За свою жизнь, Юрий Всеволодович успел поучаствовать в 17-ти военных походах. Из них четыре раза ходил покорять Мордву. Один раз ходил на половцев. Два похода были на немецкий орден Меченосцев. Три раза сражался с монголами. Таким образом, 7 военных походов были совершены в масштабах междоусобной войны.
Князь Юрий Всеволодович родился 26 ноября 1188 года. С малых лет он участвовал в походах братоубийственной войны, которую вёл его отец Всеволод Большое Гнездо.
«Зимой 1209 года пробил наконец его час, и когда впервые ему доверили самостоятельно командовать владимирским полком, он сумел проявить себя весьма достойно. Итак, Юрий воспользовался тем, что рязанские князья разделили свои силы, а составлявшие их основу половецкие отряды занялись грабежом подмосковных сёл. Проведя глубокую разведку, Юрий выяснил местоположение противника и отдельных его отрядов. Оказалось, что Изяслав Рязанский занимает позиции на реке Мерьской. Михаил же стоит намного дальше. Оба князя нападения не ждали («люди своя распустиша»), хотя и выставили охранение.
Был же тогда Великий четверг и Собор Архангела Михаила. Князь же Георгий возвратился с победой к отцу своему во Владимир с великой честью. Это был подлинный триумф князя Юрия Всеволодовича — первый и, как оказалось, последний. Больше столь победоносных войн в его биографии не будет. Не берёмся судить, чем можно объяснить это: тем ли, что Юрий вообще не любил воевать, а когда позднее принимал участие в сражении, то легко подпадал под влияние других (как этобудет в несчастной для него битве на Липице, где всем распоряжался его брат Ярослав), или же тем, что в победоносном сражении под Москвой рядом с Юрием оказался какой-то талантливый воевода. Но что за воевода? Никакого другого имени, кроме имени Юрия, летопись не называет, так что приписывать победу кому-нибудь ещё у нас нет ни малейших оснований.»
19 марта 1212 года умирает отец Юрия Всеволод Большое Гнездо.
Начался новый раунд междоусобной войны, теперь уже между кровными братьями за передел земли, доставшейся от отца. Приблизительно в это же время начались набеги волжских болгар. В лето 1220 году дружина Юрия Всеволодовича пошла на Волжскую Болгарию. Сам Юрий в походе не участвовал, но войско созвал огромное. Особая жестокость, проявленная дружинниками во время похода, вероятно, объяснялась желанием отомстить болгарам за недавнее разорение Устюга: русские, по словам летописца, взяли «несколько крепостиц и сёл несколько, и сожгли все, а людей перебили, а иных в плен увели».
На зиму князь Юрий Всеволодович сам намеревался выступить в большой поход в Волжскую Болгарию. Во всяком случае, силы, ещё большие, нежели несколькими месяцами раньше, начали собираться в Радилове Городце. Это заставило болгар поспешить с заключением мирного договора. Одна лишь демонстрация силы — без всякого военного похода — позволила Юрию Всеволодовичу добиться своих целей. Историки же полагают, что одним из пунктов мирного договора стал отказ правителей Болгарского царства от покровительства мордовским племенам, занимавшим земли в Среднем Поволжье, между Болгарией и Русью. Начиная с 1226 года, один за другим последуют походы русских дружин в земли мордвы.
«…И города многие поставил, прежде всего — Новгород второй на Волге, в устье Оки, и церкви многие создал, и монастырь Святой Богородицы в Новгороде Втором. И действительно, основание Нижнего Новгорода — едва ли не главное свершение князя Юрия Всеволодовича. И потому, что городу этому была суждена великая история и со временем ему предстояло стать столицей княжества, соперником Москвы в борьбе за главенство во всей Русской земле, и потому, что Юрий на столетия вперёд определил главное направление развития Русского государства — движение на восток, освоение новых территорий за Волгой. В годы его княжения этовылилось в войны с Волжской Болгарией, а затем с мордовскими раннегосударственными образованиями. Монгольское завоевание переломит хребет русской государственности, приведёт к покорению самой Руси Ордой. Ну а затем движение на восток, войны с восточными «царствами», наследниками Орды, возобновятся. И одним из основных опорных пунктов в этом движении станет город, основанный князем Юрием в 1221 году.
«Плывя со своими боярами из Ярославля «великою рекою Волгою» и достигнув устья реки Унжи, князь увидел во сне на противоположной стороне Волги «на высоцей горе посреде лесу» икону святого великомученика Георгия Победоносца со стоящей перед нею неугасимой свечой. Юрий и его люди нашли дерево, многолиственный вяз, при корне которого и обрели икону с горящей свечой. На месте чудного видения был поставлен храм во имя великомученика Георгия. «И повеле великий князь на той горе создати во свое имя град на славу и память чудесем святаго страстотерпца Георгия. Это был третий град Юрьев в Русской земле — после Юрьева Ливонского (нынешнего Тарту), основанного Ярославом Мудрым (в крещении Георгием), и Юрьева-Польского, основанного Юрием Долгоруким. Легенда об основании Юрьевца на Волге (Юрьевца Повольского, или Поволжского) ставила князя Юрия Всеволодовича в один ряд с его великими тёзками.»
Другая легенда гласит, что, в 1164 году Юрий Всеволодович отстроил Малый Китеж (предположительно, современный Городец), основал в нём Феодоровский монастырь, а затем отправился в весьма глухой край, где в 1165 году на берегу озера Светлояра поставил Большой Китеж, то есть легендарный град Китеж.. Однако, легендарный град Китеж так никто и не видел.
Первый удар монгольского войска был нанесён по Рязани — соседу и младшему партнёру и союзнику Владимиро-Суздальского княжества. 21 декабря 1237 года, после пятидневной осады, Рязань была взята и сожжена. Юрий всё-таки окажет помощь Рязани — но слишком поздно, когда падёт сама Рязань, большинство рязанских князей погибнут, и татарские орды двинутся от Рязани на его собственные владения. К Коломне после взятия Рязани двигались и главные силы монголов. У самых городских стен произошло сражение, исход которого, увы, был предрешён. Битва у Коломны оказалась и в самом деле кровопролитной с обеих сторон. Это, вероятно, самое крупное полевое сражение за всю историю Батыева нашествия на Русь. В этой битве был убит монгольский полководец Кулкан.
Прямой путь к Москве — первому пограничному городу Владимиро-Суздальского княжества — шел от Коломны по льду Москвы-реки. По этому пути вслед за отступающими в беспорядке русскими полками устремилось монгольское войско. Война вступила в пределы собственных владений Юрия Всеволодовича. В сражении у Коломны участвовал и московский полк. Он бежал первым. «Москвичи же побегоша ничегоже не видевше» (то есть не разбирая дороги), — с нескрываемым презрением писал новгородский книжник. В Москве в то время находился младший сын Юрия Всеволодовича Владимир. Он и должен был возглавить оборону города. Той же зимой взяли татары Москву, князя Владимира, сына Юрьева, в полон взяли, а людей избили от старца и до сущего младенца, а град и церкви святые огню предали, и монастыри все, и сёла пожгли, и, много добра захватив, отошли.
Москву соединял с Владимиром удобный, наезженный путь — по Яузе и Клязьме. Прошло немногим более месяца после падения Рязани — и первые разъезды татар появились в окрестностях стольного города. Стремительность врага, его подавляющее превосходство над русскими, победы, следовавшие одна за другой, беспощадность по отношению к побеждённым — всё это вызывало ужас, страх, трепет, подавляло волю к сопротивлению. Князья отступили ещё дальше на север, за Волгу, и в конце концов, достигли небольшой реки Сить, притока Мологи. Здесь, защищённые лесами, они должны были дожидаться двух других князей, братьев Юрия Всеволодовича, — Ярослава, князя Переяславского, и Святослава Юрьевского. Забегая вперёд скажем, что Святослав присоединился к старшему брату, но вот Ярослава Юрий так и не дождался.
4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом батыева полководца Бурундая произошло сражение.
«Великий князь погиб 4 марта 1238 года. Меньше чем за месяц до него, 7 февраля того же года, в сожжённом Владимире погибла вся его семья: жена, трое сыновей, дочь, внучки, снохи. Обезглавленное тело Юрия было найдено среди множества других мёртвых тел на месте побоища на реке Сити и перенесено сначала в Ростов (куда потом принесли и отрубленную голову князя), а затем, спустя почти два года, — в стольный Владимир. Князя похоронили в очищенном от трупов и заново освящённом Успенском соборе. Тем, кто уцелел, надо было хоронить погибших, восстанавливать сожжённые города и сёла, освящать осквернённые храмы, а на это требовалось время. Но главное, надо было учиться жить в новых обстоятельствах, под пятой жестоких завоевателей…
Всё это уже не имело никакого отношения к личности великого князя Юрия Всеволодовича. Он остался в предыдущей эпохе. И гибель его лишь обозначила масштаб произошедшей трагедии.»
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал