Что может быть интересного в картине, изображающей моющую руки женщину? Совсем вроде бы не привлекательный сюжет.
И это было бы так, если бы эту картину не написал Данте Габриэль Россетти. Представитель прерафаэлитов, в творчестве которых больше не сюжета, а символов.
"La Bella Mano" переводится как "Красивые руки". Как писал сам Россетти, название для картины взято с названия сборника стихотворений 1440 года итальянского поэта Джусто де Конти.
В пояснительной записке к картине, предоставленной Художественным музеем Делавэра, где сейчас находится картина, сообщается, что на ней изображена богиня любви Венера, моющая руки, и два ангела с красными крыльями, держащие поднос и полотенце. Россетти сюжет картины называл "тициановским".
Намек на то, что это Венера предоставляет сосуд, над котором героиня картины моет руки.
Россетти изобразил его в форме раковины. А как известно, раковина - один из символов Венеры. Ведь она сошла на землю именно из раковины.
Тем удивительнее, что рядом с ним находится лимонное дерево.
А лимонное дерево - символ Девы Марии.
На заднем плане в вазе стоит ирис, тоже символизирующий Деву Марию.
Интересная смесь символики Венеры и Марии, двух знаковых и мощных представлений разных аспектов женственности. Целомудренная девственность и любовь/желание. Россетти словно подчеркивает, что они неразделимы.
Еще на один интересный момент следует обратить внимание. Сзади за Венерой можно увидеть зеркало.
Зеркало смотрится словно нимб вокруг головы Венеры.
Но более интересно то, что отражается в зеркале. Часть комнаты. Причем, помощник Россетти Генри Треффри Данн написал картину, на которой изобразил спальню Россетти в его доме.
Если присмотреться, то и Россетти на картине "La Bella Mano" изобразил тоже самое изображение. Причем, главное место занимает огромная кровать. И видно, что на картине Венера смотрит именно на неё.
Так что же предпочитает в женщине Данте Габриэль Россетти?
Тут следует заметить, что в качестве модели для Венеры Россетти взял Алексу Уайлдинг, одну из самых любимых своих натурщиц. Она позировала для большего количества его законченных работ, чем остальные натурщицы. Причем, у Уайлдинг, в отличие от других муз Россетти, не было с ним романтической или сексуальной связи — по крайней мере, об этом нет никакой информации. А сам процесс мытья рук символизирует чистоту и невинность.
Вот такая противоречивая картина.