В 1921г. в Вирджинии гремели пулемётные очереди и рвались бомбы.
О сражении у горы Блэр не снял фильм Голливуд, не написан бестселлер. Да и немногие американцы вообще знают, что в августе 1921 года в округе Логан штата Западная Вирджиния шли боевые действия, в ходе которых даже применялась авиация – бомбы падали на головы шахтёров, отстаивавших своё право иметь независимый профсоюз.
Король-уголь и его подданные
На рубеже XIX-XXв. становым хребтом промышленности был уголь. Нефть ещё только делала первые заявки на первенство - паровозы, электростанции, пароходы, котельные, заводы и фабрики – все требовали: «Дайте угля! Ещё! Ещё больше угля!!!» И многочисленные шахты в Пенсильвании и Иллинойсе, Колорадо и Западной Вирджинии, Алабаме и Кентукки выдавали на-гора всё новые и новые тонны чёрного золота. Компании получали баснословные прибыли, но самим горнякам не доставались с барского стола даже объедки. Шахтёры называли свой труд каторгой, и это было самое точное слово.
В погоне за прибылями компании экономили буквально на всём. На шахтах отсутствовала какая-либо механизация, горняки работали кайлом и динамитом. Правила техники безопасности на шахтах не существовали в принципе. Обвалы, пожары, взрывы были привычными явлениями, погибших шахтёров в стране считали тысячами. Смертность горняков была выше, чем среди солдат Американского экспедиционного корпуса, воевавшего в Европе в Первую мировую войну.
Жили шахтёры в посёлках при шахтах, где всё принадлежало компании: дома, магазины, общественные здания, больницы. Многие посёлки были выведены из подчинения властей штатов, в них действовали правила, установленные компанией, порядок контролировала внутренняя полиция. Зарплату шахтёры получали купонами, отоварить которые можно было только в магазинах кампании, цены в которых устанавливала всё та же компания.
Расчётный листок горняка:
За 12 смен шахтёр погрузил 79 пятитонных вагонеток угля. Ставка – $0,4/вагонетку, итого $31,6.
Вычтено: магазин кампании – $17, аренда жилья – $3, аренда инструмента – $0,25, врач – $9,1.
На руки – $2,25.
За две недели каторжного труда горняк получил 2 доллара с четвертью.
Неудивительно, что горную отрасль постоянно сотрясали бунты, стачки и восстания. Для подавления протестов использовались частные охранные компании и Национальная гвардия.
Хроника угольной войны
3 апреля 1891г, Морвуд, Пенсильвания, убиты 10 забастовщиков, десятки ранены.
10 сентября 1897 года, Латтимер, Пенсильвания, 21 шахтёр убиты, 49 ранены.
Октябрь 1898 года Бунт на шахте Вирден, 8 бастующих шахтеров убиты, более тридцати получили ранения.
16-месячная забастовка угольщиков в Пенсильвании 1910-1911г - 16 убитых.
1912-1913, 15-месячная забастовка на шахтах Пейнт-Крик, Западная Вирджиния – более 50 убитых.
Колорадо - сентябрь 1913–декабрь 1914 – 20 убитых.
20 апреля 1914 года, Ладлоу, штат Колорадо – 21 шахтёр убиты.
(Выборка не полная)
Бороться и сражаться лучше всего сообща – это истина, не требующая доказательств. С конца XIX века шахтёры начали сплачиваться в UMWA – Объединённый Союз Горняков Америки. В апреле 1920 года горняки маленького городка Мэтуон в Западной Вирджинии приняли решение вступить в шахтёрский профсоюз. В ответ компания SMCC (Stone Mountain Coal Corporation) объявила всех вступивших уволенными. Горняки объявили стачку. SMCC обратилась в детективное агентство «Болдуин-Фелтс» с просьбой «навести порядок в Мэтуоне».
Детективное агентство «Болдуин-Фелтс»
Основанная Уильямом Болдуином и Томасом Фелтсом в 1890г. агентство начинало с расследований ограблений, ограблений и краж. С 1910 года партнёры переключились на предоставление охранных услуг угольным кампаниям: разогнать демонстрацию, напасть на штаб забастовщиков, запугать, избить лидеров протестующих – спектр «услуг», предоставляемых агентством был широк, а применение оружия агентами «Болдуин-Фелтс» - нормой, для подавления восстания горняков в Колорадо в 1914 году агенты использовали бронированный автомобиль с установленным на нём пулемётом. В горах Западной Вирджинии никого так не боялись и так не ненавидели, как агентов «Болдуин-Фелтс».
Мэтуонская бойня
Утром 19 мая 1920 года у перрона Мэтуона остановился поезд №29. С него сошли 12 мужчин, все они были вооружены, кто револьвером, кто дробовиком. Старшим среди них был Ли Фелтс, брат главы агентства. Все направились в гостиницу, где их ждал Альберт Фелтс, приехавший двумя днями раньше.
- Ну, как обстановка? – спросил Ли, едва войдя в номер к брату.
- Скверно, - ответил Альберт, - мэр Кэйбл Тэстерман чистоплюй, талдычит о каких-то переговорах с забастовщиками.
- Шериф?
- Сид Хэтфилд, 27 лет, выбился из низов, сам в юности был шахтёром, так что он на их стороне.
- Плохо. Но работа есть работа, делать её надо.
Агенты подошли к дому профсоюзного активиста. Под плач женщины они начали выбрасывать из дома жалкие пожитки. Хозяин стоял и только сжимал кулаки: два агента стояли, направив дробовики прямо ему в грудь, ещё трое держали под прицелом собравшихся соседей. Когда последний узел упал на дорогу, Ли подошёл к шахтёру, поигрывая револьвером:
- Советую как можно скорее покинуть Мэтуон, компании не нужны смутьяны. Если Вы собираетесь занять этот дом после того как мы уйдём, то это будет расценено как покушение на собственность SMCC и тюрьмы Вам не миновать. Ясно?
Не опуская оружия, агенты направились к следующему дому. Всего в их списке значились 6 семей, они планировали закончить «работу» до вечера и покинуть Мэтуон вечерним поездом.
Одна из женщин наклонилась к пареньку:
- Беги к шерифу и расскажи ему всё, что ты видел.
Около 5 часов вечера детективы, закончившие «работу» и успевшие перекусить в местном ресторане, шли по центральной улице Мэтуона к железнодорожной станции. У скобяной лавки Чемберса им преградили путь шериф Хэтфилд и мэр Тэстерман.
- Джентльмены. Вы превысили свои полномочия, я объявляю вас всех арестованными, вот ордер, подписанный шерифом округа, - Хэтфилд показал детективам документ.
- Вы я вижу, хорошо подготовились, - улыбнулся в ответ Ли Фелтс, - но у нас тоже есть ордер на арест - на Ваш арест.
Фелтс достал из внутреннего кармана листок и протянул его шерифу. Хэтфилд передал его Тэстерману, тот развернул, прочитал.
- Ордер недействителен.
Хэтфилд вынул кольт:
- Сдайте оружие и следуйте за мной.
Детективы едва не расхохотались: один против тринадцати, на что надеется этот дурачок-шериф? Они не знали, что через дверные проёмы, окна, с крыш зданий на них направлены почти два десятка стволов: час назад Хэтфилд собрал всех имевших оружие шахтёров и объявил, что с этой минуты все они «помощники шерифа». Фелтс этого не знал и выхватил револьвер.
Первую пулю получил Тэстерман. Шахтёры в ответ открыли шквальный огонь. Агенты пытались отстреливаться, но на открытой улице у них не было никаких шансов. В перестрелке погибли 7 агентов (в том числе оба Фелтса), двое шахтёров, был смертельно ранен мэр.
После Мэтуонской бойни
Суд над Хэтфилдом и шахтёрами, застрелившими агентов «Болдуин-Фелтс» начался 26 января 1921 года. Хэтфилд был оправдан как применивший оружие в целях самообороны, были оправданы и шахтёры, которых Хэтфилд предусмотрительно объявил своими помощниками, наделив тем самым официальным статусом.
Последствия перестрелки и суда были более чем значимыми: агентов «Болдуин-Фелтс» перестали бояться. По всей Западной Вирджинии началось повальное вступление горняков в профсоюз. Стачки охватили штат, грозя перекинуться на соседние. Правительство Западной Вирджинии объявило военное положение. Активистов профсоюза горняков арестовывали без ордеров, не предъявляя им никаких обвинений.
В отношении Хэтфилда было назначено новое судебное разбирательство. Однако суд не состоялся: 1 августа Сид Хэтфилд и его помощник Эд Чамберс были застрелены агентами «Болдуин-Фелтс» прямо на ступеньках здания суда округа Макдауэлл. Хэтфилд получил 4 пули и умер на месте, Чамберс был ранен и добит пулей в голову.
Убийство Хэтфилда, который стал легендой при жизни, всколыхнуло горняков. На его похороны пришли более 3 тысяч человек. 7 августа в столице штата городе Чарльстоне у стен местного Капитолия собрались более 5.000 шахтёров. В списке требований одним из первых пунктов стояло освобождение арестованных активистов, находящихся в тюрьме округа Минго. Губернатор Эфраим Морган не счёл нужным даже выйти из своего кабинета к шахтёрам.
И тогда перед протестующими выступил представитель профсоюза Билл Близзард: «Единственный способ получить свои права - это взять в руки винтовку! Если власть не хочет защищать шахтёров, мы защитим себя сами!»
Красный марш
20 августа шахтёры вышли из Чарльстона в направление Минго, чтобы силой освободить из тюрьмы своих товарищей. Кто-то нёс на плече дробовик, кто-то был вооружён револьвером, а у кого-то был армейский Спрингфилд. На шее каждого как отличительный знак был повязан красный платок. В пути шахтёры вскрывали каждый оружейный магазин, пополняя свой арсенал. С каждой милей «армия» росла, скоро она уже насчитывала более 10.000 человек. Впереди шёл Билл Близзард. На пути восставших лежал округ Логан.
Шериф Логана Дон Чафин заявил: «Ни один вооружённый человек не пересечёт границу округа!» Он мобилизовал полицейских округа, охранников шахт и многочисленных добровольцев – всего более 2.000 человек. На выделенные «Ассоциацией угледобытчиков» средства нанял три биплана. На склонах горы Блэр, которую горняки никак не могли миновать, спешно рыли окопы, ставили пулемёты. В 2 часа ночи 25 августа в Логане завыла пожарная сирена: шахтёры подошли к горе Блэр, раздались первые выстрелы.
Шахтёры предприняли несколько атак, но укрепившиеся на вершине Блэр боевики шерифа отгоняли горняков пулемётным огнём. Однако восставшие не собирались поворачивать назад и тогда Чафин поднял свою авиацию, на головы шахтёров посыпались баллоны со слезоточивым газом и самопальные бомбы с зарядом чёрного пороха, болтами и гайками . Власти округа готовили вторую линию обороны, в Вашингтон летели телеграммы с просьбами срочно прислать армию.
Ультиматум
Вечером 30 августа прибывший из Вашингтона специальный посланник президента США Хардинга бригадный генерал Гарри Хилл Бандхольц встретился с руководителями восставших и потребовал от них до 12:00 следующего дня распустить «армию». В случае неподчинения действия горняков будут расценены как государственная измена, все участники беспорядков пойдут под суд.
- Сегодня в Логан прибыли войска: 2.500 солдат и 14 бомбардировщиков, - завершил ультиматум генерал, - завтра ровно в полдень они начнут атаку.
Ночью шахтёры в дуплах деревьев, расщелинах скал прятали оружие и боеприпасы, местные жители находят их до сих пор.
У горы Блэр погибли более сотни шахтёров, несколько сот получили ранения. Почти тысяча участников предстали перед судом. «Шахтёрский генерал» Билл Близзард, которому все советовали скрыться, сдался властям, чтобы выступить на процессе.
Победа, добытая в бою
Всего в боях у горы Блэр погибли более 100 шахтёров, несколько сот получили ранения. Владельцы шахт праздновали победу: UMWA в Западной Вирджинии была разгромлена.
Однако уже через два года Объединённый Союз Горняков Америки подписал с угольными магнатами коллективный договор, а в 1933 году право шахтёров иметь свой профсоюз было закреплено законодательно. Это право шахтёры завоевали в долгой борьбе, заплатив за него своей кровью.
Klim Podkova