Найти тему
Об аутизме изнутри

День сегодняшний, около учебы, или Аспергер победил.

Доброй ночи, уважаемые подписчики и гости канала, посвященного восьмилетнему моему Захару с синдромом Аспергера и пока еще (очень надеюсь на скорые изменения) эпилепсией.

В предыдущей статье я писала о нежелательном поведении Захарки в пятницу, когда расстроенный мальчик ругался со всем движимым и недвижимым. Ну, ладно, пятница, как говорят специалисты, - конец недели, ребенок устал. Хотя, если разбираться, у ребенка был выходной в среду, с домашней работой, конечно, но в щадящем режиме.

Но сегодня-то понедельник! Первый ведь день после выходных, что ж тебе, мил друг, нынче-то не понравилось)

Правда, ночью (в 3.31) сын меня разбудил "прибегом" ко мне и начавшимся общением о том, бывают ли Рено красными или синими, или зелеными?".

Я во сне прошамкала ребенку, что надо спать, время еще раннее для разговоров, и Захар тихонечко заснул. Утром он затянул привычное "Ааа, в ранину ты меня разбудила! Я вяяяленький! Я устааал!", но водные процедуры сделали свое дело - сын взбодрился.

Видимо, бодрости хватило ровно до первого урока.

Все выходные мы учили с Захаром отрывок из "Евгения Онегина" "Вот север, тучи, нагоняя..." А. С. Пушкина. И, надо сказать, выучили неплохо. По дороге в школу мы повторили стих, сын без запинок рассказал и даже довольно громко. А через час я в электронном дневнике увидела "3" по литературе. Кроме знаков вопроса в моей голове не возникло ничего.

Для сравнения. Недели три назад мы учили Ф. И. Тютчева с его "Есть в осени первоначальной...", где как и у Александра Сергеевича много сложных для понимания современного ребенка слов. К своему стыду по прошествии двух выходных, шагая за руку с Захаром в школу, я могла с уверенностью сказать, что будет чудо чудное, если сын расскажет на тройку, а не на два. Ан-нет - стояла "5". Удивлению моему не было предела, но тьютор сказала, что стихотворение Захаркой было рассказано хорошо.

Вооот, а тут моя твердая уверенность в Захаровом результате "за Пушкина" прямо оглушительно шмякнулась оземь.

О том, что произошло с подачей хорошо выученного материала, я узнала днем от ассистента. Оказывается, Захар тяжело переносил уроки уже с первого, и стих рассказывал из-под палки, нехотя и почти шепотом. Нет, он сам текст рассказал нормально, только шепотом.

Есть в Захаре осознанность, до нее только достучаться нужно. В наших беседах мы с сыном докапываемся до истины и до того, как же все-таки надо учиться, но, увы, расстроенный Захар уже в эмоциях ощущает все по-другому.

Мне не жаль этой тройки - не "2", а значит, жить можно, значит, уже хорошо. Мне жаль, знаете, даже не своих усилий в обучении парня, нет. Мне жаль того, что несмотря на все свои способности, на все свои навыки и умения, на свою, пусть и чудаковатую, но рассудительность, сын себя закапывает. Вот эта неспособность показать окружающим, ЧТО Захар может, и КАК он может (в хорошем смысле), меня просто выбивает из колеи и лишает всяческих мотиваций к дальнейшей работе.

Тьютор? Это в идеале, конечно, обученный основам ПАП (прикладного анализа поведения) педагог, четко знающий, что, зачем и почему происходит с поведением ребенка, способный и - главное - мОгущий и умеющий поставить ребенка в приемлемые рамки, разрулить эмоциональное состояние ученика, - господи, тут хотя бы необученный ПАП взрослый пошел бы в систему образования работать не по полученной специальности, а вот так - один на один с ребенком! За такую-то зарплату! Я прекрасно понимаю, что если я на уровне обучения и работы с ребенком в домашних условиях не смогу "настроить" Захара на правильное поведение, то специалисты, предоставляемые школой, многого не добьются. "Предоставляемые школой" звучит коряво и не по-живому как-то, но на деле так и есть. Резюмируя: от индивидуального сопровождающего для Захарки я на данный момент развития событий не жду сверхчудес и гипервозможностей. Для разрешения на месте каких-то сложных ситуаций с участием Захара и, возможно, одноклассников - всё же может быть - да, тьютор нам необходим. А в плане освоения учебного процесса - сожалею, но нет.

Я смогу, наверное, найти молодого педагога, оплатить ему/ей обучение АВА (тот же ПАП не по-русски) и предоставить доплату к "жалованию" - в этой ситуации, наверное, толку в школе будет больше. Но я финансово не сдюжу.

С другого ракурса, может, так оно и надо - может, пора Захару становиться взрослее и пытаться быть требовательнее к себе, жить в условиях "реального". Долго, муторно, с граблями по всему пути, но дойти до понимания своего места в классе и в школе в целом? Что ж еще делать-то?

И таких ситуаций, вроде и не критичных, но для меня как мамы и, надеюсь, хорошо знающего Захарку человека, очень болезненных ситуаций, множество.

Захаркина фантазия не перестает удивлять.
Захаркина фантазия не перестает удивлять.

Здесь, безусловно, нужно еще отметить работу с ребенком в индивидуальном порядке логопеда, дефектолога и психолога. Они, конечно, помогают, их работа чувствуется.

Но на уроках Захарка так и так получается один, поскольку вопрос "А что сделает тьютор?" в смысле, как тьютор в той или иной ситуации сможет помочь ребенку, успокоить его, заставить писать, если ребенок того не хочет, - этот вопрос был, есть и будет с нами. Идеальная инклюзия с теми специалистами, которые увидели-поняли-исправили-нормализовали, для нас пока недостижима. И это не вина учителей или школы в целом. Я тоже не могу требовать у школы больше, чем она может дать.

Буду пробовать день ото дня вкладывать в Захара главное зерно учебы в школе - знания и их отдача в нужный момент. А то, знаете, я сегодня еще немного притрусила, когда открыла тетрадку по русскому языку, а там между "Двадцать третье октября" и "Классная работа" написано "Словарный диктант". Блииин, думаю, всё: психанул и писать диктант не стал совсем. Стала допытываться у ребенка, где сам диктант. А Захару вот так, по существу очень сложно объяснения даются. Я говорю, ты не писал диктант? Писал, - отвечает. А где же слова-то? - опять спрашиваю я.

- Нам так учительница сказала сделать, - это стандартное объяснение Захара, когда сложно ответить.

Написала учителю - не люблю ее дергать лишний раз, но уж очень не по себе мне стало. Это мой страшный сон: кабинет, диктант или проверочная работа, и Захарка с истерикой и отказом что-то выполнять. И никто его направить к нужным действиям не может. Понимаю, что такая ситуация может возникнуть, но учителя - живые люди, скорее всего, дадут возможность в другой день написать. Если это, конечно, не годовая какая-нибудь работа опять же.

В общем, к радости моей оказалось, что ребята писали диктант в тетрадке для контрольных работ, а в своей тетради Захар по ошибке написал "Словарный диктант". Написал в итоге на "4" - и то, мне кажется, не в орфографии кроется минус, а в знаках препинания и/или исправлениях, поскольку в принципе Захар достаточно грамотно в плане орфографии пишет. И написание слов запоминает хорошо.

В общем, много знаю, а сказать не умею - в этом весь Захар. И это он в маленьком классе, грубо говоря, окруженный педагогами. Что бы происходило в общеобразовательной школе, даже представлять не хочу. И на "вдруг" адаптацию в тех условиях тоже не верится мне. Нам бы здесь ужиться. Программа-то одна и подход к оцениванию знаний такой же, нормативы проверки никто не отменял.

Будем шагать вперед, пусть порой очень сильно кажется, что мы здОрово так и давно стоим на месте. Придем куда-нибудь, наверное.

Стремитесь к большему и достигайте целей)