Найти тему

Разыскивается "подменный" воспитатель. Умения: быть везде, делать все и умело уклоняться от благодарностей

Оглавление

Ребят, привет. Обойдусь без вступлений. Сегодня разговор в очередной раз пойдёт о том, кто что должен или не должен. В частности, воспитатель. Второй. Присутствовать на утреннике. Вопрос из метрики. Давайте разбираться.

Должен ли "подменный" или "второй" воспитатель присутствовать на утреннике?
Должен ли "подменный" или "второй" воспитатель присутствовать на утреннике?

Я понимаю о чем и о ком вопрос, но об этом ближе к концу статьи. А для начала расскажу про воспитателя "подменного". Именно так называют одного из двух воспитателей, работающих на группе, в нашем муниципальном районе. Думаю, что многие о таком слышали.

Поскольку детские сады у нас работают в режиме сокращённого дня, а это 10 часов (это конкретно в нашем детском саду, но есть сады, которые функционируют в режиме 10.5 часов), то две ставки в рабочий день, как вы понимаете, не помещается. Воспитателей на группе не два. Полтора. И здесь два варианта. Либо один воспитатель работает на полторы ставки, либо существует воспитатель, который работает с детьми двух групп, по 0.5 ставки на каждой.

Посчитаем время работы воспитателя

Ставка воспитателя 36 часов в неделю или 7 часов 12 минут в день, если быть точным.

Полставки, соответственно, 18 часов в неделю или 3 часа 36 минут в день.

Время, в которое воспитатели пересекаются, обычно используется для "передачи смены". У нас оно очень даже приличное: порядка 45 минут. В садах с 10,5 пребыванием, естественно, это время будет гораздо меньше.

Сразу сделаю оговорку, что считаю слова "второй" и "подменный" воспитатель сленговыми, причем даже такими, которые искажают сущность работы воспитателя, о котором идет речь. Сама я ими стараюсь не оперировать, только в исключительных случаях, как эта статья. Поэтому беру "второй" и "подменный" в кавычки.

Что хочу сказать об особенностях работы "подменного" воспитателя в детском саду

Ставка и тарификация: 7 часов 12 минут, обычная воспитательская.

Количество групп: 2

График работы: неправильно было бы назвать график "подменного" воспитателя плавающим. На самом деле он стабилен, но меняется через неделю. В связи с тем, что рабочих ней на неделе количество нечетное, на одной из групп в одну неделю он работает 2 дня, на другой три.

Обращу ваше внимание вот на что. "Подменный" воспитатель работает ежедневно 7 часов 12 минут, а вот "основной", как его принято называть в нашем районе, тоже вырабатывает свою ставку, но за два дня. Первый день, к примеру, на 0.5 ставки, второй - на полторы. Среднее арифметическое - ставка. С утра в 90% учреждений работают воспитатели "основные", поэтому занятия приходятся на их же время.

И вот здесь есть большое "но", о котором скажу чуть позже.

В нашем городе практика по началу рабочего дня "подменного" воспитателя зависит от его окончания. Возьмем мой сад. Рабочий день заканчивается у нас в 17 часов 15 минут. Вычитаем из этого времени 7 часов 12 минут и получаем время начала работы. Де-юре. И здесь тоже есть "но".

Каковы обязанности "подменного" воспитателя и чем он вообще занимается?

А всем тем же, что и "основной". Воспитательно-образовательном процессом. За исключением занятий. Так как к моменту прихода его на работу занятия заканчиваются.

Правильно ли это? Поделитесь своим мнением в комментариях. На мой взгляд, неправильно.

Какие подводные камни могут встретиться в работе "подменного" воспитателя?

  1. "Подменный" воспитатель является заложником больничных воспитателей "основных", в этом случае обычно (в 99% случаев) ему приходится работать на группе 10 часов. Собственно, как и воспитателю другой группы. На 3 ставки их осталось двое.
  2. Чаще всего в детских садах имеется дефицит воспитателей, поэтому подменного воспитателя часто дергают и на другие группы, так сказать закрыть дыру.
  3. Кого обычно ставят "на подмену"? Либо это молодой специалист без опыта работы, либо воспитатель, назову вещи своими именами, постараюсь помягче, не особо прогрессивный. Думаю, все поняли о чем я. И что происходит? Подменный не проводит занятия. Так где ему тогда набраться опыта? А когда придёт время его ставить основным, что будет? При таком раскладе можно было это делать уже сейчас, эффект будет тем же. В общем, палка о двух концах.
  4. Помещичье отношение со стороны "основных" воспитателей, которые позволяет себе обращаться с "подменными" как с холопами, быть над, давать задания. Причём количество этих заданий и время, необходимое на их выполнение, мягко скажем, неадекватное. А ведь помещиков-то у "подменного" двое. А свою работу когда делать?
  5. Этот пункт плавно вытек из предыдущего. Подготовка "подменой" материалов для организации занятий "основного" воспитателя. Слушайте, мы даже шутили всегда насчёт этого. Что делает "подменный" воспитатель? Стрижет аппликацию. И я прекрасно понимаю почему в тихий час он занят практически всегда этим. Потому что то на одну группу сделай, то на другую. То работы подпиши и развесь. А ведь у "подменного" воспитателя как минимум прогулка, обед и вечер, в которые он планирует свои виды детской деятельности. Ему когда готовиться к их организации?
  6. Выполнение рабочих обязанностей в нерабочее время. Ну вот и дошли до утренников. Сейчас уже вовсю проходят осенние развлечения, которые организовываются в основном в первой половине дня. Должен на них присутствовать "подменный" воспитатель? Должен. Он такой же воспитатель. С такими же обязанностями. Вы скажете почему он должен постоянно выходить в личное время? Да, конечно, не должен. Но есть все же какая-то ответственность и несколько вариантов решения вопроса личного времени, которые мы и практиковали, чтобы не возникало подобных разногласий.

Если вам интересно мое видение подготовки к проведению утренников, можете почитать об этом здесь:

Как быть воспитателю, если утренник проходит не в его рабочее время?

Друзья, здесь пишу о своем опыте, который в нашей организации показал себя с позитивной стороны. Вы можете не согласиться с описанным или наоборот поддержать. Поэтому милости прошу в комментарии, пишите свои примеры, с удовольствием изучу ваш опыт.

Итак, первое, что мы сделали - совместно с тремя воспитателями откорректировали график их работы. Сделали так, чтобы и третий воспитатель работал иногда в утренние часы. Что это дает? "Подменному" опыт проведения занятий и возможность выходить в утренние часы. Основным воспитателям уменьшили нагрузку в части подготовки к занятиям, так как теперь за какое-то конкретное направление работы отвечает "подменный" воспитатель. Каждый из воспитателей готовится к своим занятиям, поэтому снят вопрос скидывания дел типа аппликации на другого. Вопрос с временем проведения утренников решается коллегиально и теперь все в равных условиях. Сегодня на утренник в личное время приходит один воспитатель, на следующий - другой. Справедливо? Я думаю, да.

Личное время воспитателя детского сада. Где правда?

Как все-таки решать вопрос с личным временем? Конечно, лишние часы в табель никто не поставит. Но ведь в момент премирования можно учесть это? И сделать надбавку. Можно отпустить педагога на пару часов пораньше с работы, если, к примеру, детский сад работает без детей. Я уже писала, что у нас в городе беда с отключением воды. Причем делают это и с предупреждением и без. Так вот в эти дни детей либо не принимают вовсе, либо после обеда просят забрать (если воду отключили внепланово). Сотрудники при этом находятся на рабочих местах. Если воспитатель накопил "нерабочие" часы, почему бы не разрешить ему не выходить в такой день.

Знаете, я тоже пришла в сад так называемым "подменным". И тогда вообще вопрос не стоял о том кто что должен. Сейчас у нас куда ни глянь - везде принято качать права. Мы родителей обсуждаем, а педагоги лучше? Почему я беру подобные темы для своих статей? Они не моей голове, они в метрике. И педагоги реально ищут ответы на эти вопросы.

Что касается заголовка и сути вопроса, попавшего ко мне. Я думаю, что это относится скорее к садам, работающим в режиме полного дня, где 2 ставки на группе, соответственно два воспитателя. Один с утра, другой с обеда. Ну а на другой неделе поменялись. Так вот подход тот же самый. Я настаиваю на том, чтобы оба воспитателя были на празднике. Я уверена, что так правильно. Правильно и для детей, и для самих воспитателей (потому что это их группа и их дети), и для наших любимых (ха-ха) заказчиков.

Немного про родителей и их отношение к "подменному" или "второму" воспитателю

Как-то закрепилось в сознании и речи - "подменный". На моем первом месте работы администрация так родителям и сообщала: "с вашими детьми будет работать воспитатель Иванова Светлана Ивановна и подменный воспитатель Сергеева Мария Сергеевна". А что, у нас в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих значится должность "подменного" воспитателя? А может быть там есть должность воспитателя "второго"? Вот как мы к себе относимся, так относятся и к нам.

Что видит родитель? О, молодой специалист. Занятия не проводит. Выгуливает, кормит и укладывает детей. Уход и присмотр сплошной. На утренниках не появляется. Вот так и складывается восприятие. Вернее, сложилось. Я хотела изменить мир. Смешно, да? Изменила систему в своем саду. И она работала. Мы закрыли вопрос с "основным" и "подменным", у нас все воспитатели были равны не только на бумаге, но и на деле. Но другая-то система работает годами и десятилетиями. И в других учреждениях, где до сих пор оперирует понятием "подмена", все осталось так же. Это неправильно. Но, как говорится, все, что в моих силах, я сделала, на локальном уровне. Ну а как работать другим - это их решение.

Еще у меня есть пара статей о коммуникации с родителями воспитанников, переходите по ссылкам, если интересно:

Вместо завершения

Работа "подменного" воспитателя лишь кажется ерундой. Меня в ней устраивало лишь то, что рабочий день начинался не в 7 утра, а в 10, потому что мои биоритмы совершенно не соответствуют этому графику. Но спустя два года работы "на подмене" я прыгала от счастья на предложение перейти "основным" воспитателем. И выше в статье я описала почему. Совсем не из-за утренников. Потому что та система с "помещик - холоп" меня в корне не устраивала. И знаете, затем у меня тоже была "подмена", которую я считала не таковой, а полноценным воспитателем. И она, с огромным стажем, относилась ко мне так же. Эта женщина была пенсионеркой, переехавшей в нашу область из другой. Надежда Михайловна, если вы друг оказались на этой странице и узнали себя, я передаю вам огромный привет и пожелания всего самого доброго.

Ребят, как работаете вы? Особенно интересен опыт 12-часовых садов, как делите полномочия? И что с утренниками? Ходите? Ведете? Пишите в комментарии, будем общаться.

А всех, кому было здесь и сейчас интересно, прошу поставить лайк. Это поможет популяризировать мой материал и познакомиться с ним большему числе педагогов. А так же присоединяйтесь к каналу "Методист в отставке", рада всем без исключения.

Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые