Найти в Дзене

Кто? Как? Когда? или Праздничный интерьер музыкального зала без декоративных и коммуникативных фиаско

Друзья, коллеги, привет. Продолжаю тему подготовки к праздничным мероприятиям, так называемым утренникам, в детском саду. В прошлой статье коснулись подготовки сценария и, пардон, стульчиков. И знаете, это не моя придумка, именно такие поисковые запросы отражены в метрике. И еще много других не менее интересных. Вот несколько примеров: Знаете, складывается ощущение, что детский сад - это такой огромный конфликт, в котором кто-то кого-то заставляет что-то делать. А тот, кого заставляют, пытается с себя это сбросить. Какие-то из этих вопросов я уже разобрала в коротких видео, остальные тоже разберу, чуть позже. И еще. В этих фразах между строк читается конфликт воспитатель/специалист/администрация. Конфликт, на мой взгляд, вечный. Но это совсем другая история. Вообще, думала посвятить эту статью непосредственному проведению праздника, но поняла, что между "стульями" и мероприятием есть еще одна тема, которую мне хочется озвучить подробно. Насколько это возможно. Это оформление празднично
Оглавление

Друзья, коллеги, привет. Продолжаю тему подготовки к праздничным мероприятиям, так называемым утренникам, в детском саду. В прошлой статье коснулись подготовки сценария и, пардон, стульчиков. И знаете, это не моя придумка, именно такие поисковые запросы отражены в метрике. И еще много других не менее интересных. Вот несколько примеров:

  • Все тот же - кто ответственен? Почитать об этом можно здесь:
  • Подчиняется ли музыкальный руководитель старшему воспитателю?
  • Кто готовит атрибуты к празднику в ДОУ?
  • Должен ли музыкальный руководитель согласовывать сценарии праздников?
  • Заведующая заставляет проводить утренники во второй половине дня?

Знаете, складывается ощущение, что детский сад - это такой огромный конфликт, в котором кто-то кого-то заставляет что-то делать. А тот, кого заставляют, пытается с себя это сбросить. Какие-то из этих вопросов я уже разобрала в коротких видео, остальные тоже разберу, чуть позже.

И еще. В этих фразах между строк читается конфликт воспитатель/специалист/администрация. Конфликт, на мой взгляд, вечный. Но это совсем другая история.

Вообще, думала посвятить эту статью непосредственному проведению праздника, но поняла, что между "стульями" и мероприятием есть еще одна тема, которую мне хочется озвучить подробно. Насколько это возможно. Это оформление праздничного помещения, подготовка атрибутов для детей и взрослых, а так же пригласительных и подарков гостям.

Как оформить музыкальный зал для проведения утренника
Как оформить музыкальный зал для проведения утренника

Первое, на чем мне хотелось бы остановиться.

Музыкальный зал - это такой же элемент образовательной среды

Как и любое помещение детского сада, куда у дошкольников есть доступ. Как и образ взрослых, особенности их коммуникации и другие составляющие. Почитайте, если интересно:

И, кстати, тема эта, какой бы не казалась ерундовой, изучена недостаточно и зачастую не рассматривается как необходимая составляющая воспитания дошкольников. Хотя психологами давно доказана прямая закономерность воздействия среды на развитие личности ребенка.

Оформление музыкального зала в прямом смысле этого слова должно присутствовать всегда.

В течение года музыкальный зал оформляется сезонно-тематически, перед наступлением каждого сезона

К Дню знаний он уже должен быть оформлен по-осеннему. С наступлением декабря в зале атрибутика меняется на зимнюю. И так далее, независимо от того, когда дата праздника у детей. И только непосредственно перед конкретным мероприятием оформляются прочие элементы праздничного дизайна, декорации и необходимые атрибуты.

Давайте к самому интересному. Кто что должен? Справедливо, что сезонное (обращаю внимание на это) оформление музыкального зала закреплено за музыкальным руководителем, а не за воспитателем. Ведь воспитатель делает аналогичное в группе. А вот к конкретному празднику готовятся уже оба специалиста, и воспитатель, и музыкант. А если дело касается изготовления больших и общих элементов декора, то привлекаются все педагоги. В установке и оформлении, к примеру, новогодней елки участвует весь педагогический коллектив. Делить здесь зону ответственности нельзя. Каждый член педагогического коллектива работает для детей, а еще на авторитет детского сада. Но я опять возвращаюсь к человеческим качествам. Вы поняли.

Как и чем украшать музыкальный зал?

Здесь работает несколько правил:

  • безопасность
  • образовательный потенциал
  • эстетика

Вообще, фантазия педагогов безгранична. А вот финансовые возможности детского сада чаще всего ограничены. Да и эстетический вкус, мягко скажу, у всех разный. Мой муж любит выражение "красный шрифт на зеленом фоне". Бывает и так. Здесь важно тренировать насмотренность. Я уже не раз говорила, мне очень нравится Пинтерест. Там нет сомнительного контента. Ну если и есть, то его очень мало. Все, что публикуется на этом ресурсе, современно, красочно, но при этом в глазах не пестрит от несочетаемости.

Идеально, если над украшением зала работает так называемая творческая группа. И чтобы результат оформления не выглядел продуктом деятельности лебедя, рака и щуки, стоит сделать эскиз. Каким бы вы хотели увидеть музыкальный зал? А каким бы хотели видеть его дети? От чего стоит оттолкнуться? От планируемых сюжетов мероприятий, а так же сюрпризных моментов. Осенью это сделать проще всего. Тематика любого осеннего праздника пронизана природой и урожаем. Новогодние праздники - самые необычные, и чаще всего сюжеты диаметрально противоположны. Это обуславливает необходимость в мобильных элементах, тем более что новогодняя елка займет приличное пространство музыкального зала. Значит надо продумать дизайн так, чтобы декор не мешал передвижению участников мероприятия.

Если эскиз согласован, можно начинать работу. Чаще всего к оформлению все-таки привлекаются педагоги, но бывает и так, что и вспомогательный и обслуживающий персонал принимает активное участие. На этом этапе важно определить зону ответственности каждого, а так же сроки исполнения. Мои коллеги брали и индивидуальную работу, и коллективные дела. Так же мы собирались на своего рода мастер-классы, в ходе которых все вместе готовили декоративные элементы.

К примерам. Многие сады заказывают баннеры по сезонам. Современно, красиво. Опять же, возможности. Но мне в баннерах знаете что не нравится? Как-то выглядят они по-рекламному, что-ли. Если даже детский сад и приобрел подобный элемент декора, я бы не ограничилась украшением зала только им. "Живых" элементов не будет тогда хватать. Часто в оформлении используются разнообразные экспозиции. Весной очень красиво смотрятся разнообразные стульчики-этажерки с расставленными на разных ярусах кашпо с цветами. В нашем детском саду были икеевские перекрашенные, но и изготовить самостоятельно такие не сложно. Думаю, что в большинстве детских садов в штате есть мужчины, в чьи обязанности входит ремонт и обслуживание здания. Обычно руки у них растут из нужного места, и я уверена, что они не откажут в подобной просьбе.

Одна из самых простых, но эффектных идей заключается в использовании отрезов вуали или органзы различных оттенков. Ими имитируют кроны деревьев, платья образов Весны или Осени. В работе этот материал очень прост, главное соблюдать требования техники безопасности. Если ткань крепится на английские булавки, важно, чтобы они были вне доступа детей. А лучше всего и вовсе от них отказаться. Однако чаще всего создаваемые образы достаточно абстрактны и не требуют жесткой фиксации.

Знаете, почему-то световое оформление используется лишь на новогодних праздниках. А зря. Осенью тоже неплохо использовать гирлянды с теплым светом, тем более, что многие сейчас безопасны и работает от батареек. Очень празднично выглядят гирлянды-шторки. Ну и как всегда - есть одно "но". Угадали, какое? Финансы, конечно же. Ну здесь выход можно найти. Думаю, в группах найдутся семьи, которые с удовольствием дадут на время такой элемент декора. Да и кого я удивлю, часто сами педагоги приносят для оформления личные вещи.

Выигрышно так же смотрится оформление из цветной офисной бумаги, сложенной гармошкой и оформленной в виде круга. Плюс ко всему такой элемент дизайна универсален. С хранением будет непросто, поскольку займет много места. Но эффект очень современный.

Еще мне очень нравятся подвесные украшения. Знаете, которые раньше крепились к люстрам. Сейчас СанПиН предъявляет очень строгие требования к вопросу освещенности в помещениях, где организуется образовательная деятельность. Все детские сады уже перешли или переходят на светодиодные светильники. Но и за них тоже можно крепить. Ага, а пожарная безопасность, спросите вы? Да, знаю. Однако если неукоснительно соблюдать их требования, думаю, что детский сад останется без оформления вовсе. Не только музыкальный зал.

Но что бывает не так с подвесными украшениями? Самое такое себе, что можно сделать - это забыть распечатать вторую сторону. Или распечатать, не отразив изображение по вертикали. А еще вырви глаз - это снежинки, листья, цветы, подвешенные за белые нитки. Я все-таки советую использовать леску.

Видела у соседей вообще такого рода шторку из осенних листьев. Очень красиво. Еще из снежинок похожее делают.

Смотрите еще какой косяк был в моем опыте. Не в музыкальном зале, а в групповом помещении, потому и предусмотреть это или минимизировать не представилось возможным. Воспитатель, украшая группу, крепила элементы декора к стенам на что бы вы думали? Внимание. На кусочки пластилина. Можете представить лица мое, руководителя и завхоза? Естественно, на стенах остались масляные следы, которые становились все больше. Краска, я думаю, понимаете теперь какая. Не алкидная эмаль. А самое обидное, что ремонту в группе было всего пару лет.

Писать и перечислять можно много. Идей просто бессчетное количество. Выбирать вам. Важно, чтобы дизайн помещения был гармоничным и задействованы были разнообразные зоны музыкального зала.

Желательно, чтобы оформление праздничного зала дети увидели впервые именно на мероприятии.

К сожалению, так получается не всегда, поскольку репетиции проводятся именно там. Нам в этом плане повезло, поскольку спортивный зал располагался над музыкальным и репетировать можно было в том числе и там, помещения были идентичными по форме и площади.

Детям, как и взрослым, на празднике должно быть удобно. Все атрибуты должны располагаться так, чтобы не создавать лишней суеты при необходимости что-либо взять педагогу или детям. Поэтому я рекомендую воспитателю-ведущему, а так же коллегам, исполняющим роли, репетировать уже в подготовленном помещении.

Детей младших групп больше всего радуют атрибуты, находящиеся у них в руках: листочки, цветы, снежинки (это в проекте тоже нужно предусмотреть). Эти атрибуты обычно размещаются на столах, в корзинках, в вазах и раздаются воспитателем непосредственно перед исполнением номера. Я бы не рекомендовала размещать атрибуты под стульчиками (а такое практиковали на моем первом месте работы), поскольку это детей отвлекает. Да и вообще, как-то это не эстетично брать атрибуты, к примеру, для танца, с пола.

Кстати, малыши не сразу замечают праздничное оформление музыкального зала, поэтому важно, чтобы организаторы праздника, ведущие, сказочные герои специально привлекали их внимание, дали возможность рассмотреть и даже потрогать. На это не стоит жалеть времени и подгонять детей, боясь не уложиться в рекомендованное время.

Технические средства обучения как элемент праздничного оформления музыкального зала

Сейчас на праздниках активно их используют. Я не буду останавливаться аудиосистемах и прочем. Здесь все понятно. Безопасно должно быть и удобно. Здесь подготовка в чем? В том, чтобы предусмотреть своевременное их использование, без заминок и форсмажоров. Поэтому здесь могут потребоваться человеческие ресурсы. Музыкальный руководитель - не осьминожка. Бывало, что за микшером или презентацией приходилось сидеть и мне. Что ж, научилась и музыкальный фон регулировать.

Если в зале есть экран, можно использовать в оформлении и его. Однако не стоит на этом делать акцент и держать экран включенным на протяжении всего мероприятия. Можно на время включить слайд-шоу или какие-либо другие материалы, но к этому тоже нужно подходить осознанно и взвешенно. Как-то на весенний праздник музыкальный руководитель подготовила отличное видео, по ее замыслу оно должно было сопровождать исполнение песни. Дети стояли полукругом, экран был за ними выше уровня головы (его мы вытягивали из-под потолка). Здорово, кроме одного момента. Глаза детей были устремлены туда, и песню они исполняли экрану. Как так получилось, потом проанализировали. Это видео детям музыкальный руководитель на репетиции не показывала. Она нашла его буквально перед утренником. Здесь как всегда: хочешь как лучше, получается... Детям ведь тоже интересно, это их естественная потребность. К чему я? Эти моменты тоже нужно предусмотреть. Показать детям сопровождающий материал, проанализировать, объяснить для чего он нужен, отрепетировать. Конечно, будут дети, кто во время исполнения повернется, но петь в экран они точно не будут.

Известно, какое важное место занимает костюм в эмоциональном настрое ребенка

Поэтому фантазия в его изготовлении не ограничена. И первое требование к костюмам – удобство. Когда-то давно, покупая в Ашане своей дочери новогодний костюм, увидели костюм русалочки. Сами понимаете, хвост. Зауженный книзу. Как в нем передвигаться? К счастью, я не встречала подобных сценариев, но уверена, что они существуют.

Основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике, готовят родители детей и педагогический коллектив детского сада, а небольшие дополнения к костюмам и необходимые аксессуары дети могут сделать сами на занятиях изобразительной деятельностью. Оформление костюмов требует от исполнителей большого умения и художественного вкуса, а также затраты материальных средств. Далеко не каждый детский сад в состоянии сделать полный костюм. Друзья, я шила и костюмы. Перевозила на время свою швейную машину в методический кабинет и вместе с педагогом по ИЗО мы готовили костюмы. Шили костюмы снеговиков и гномов. Выкройки, кстати, она строила сама. В общем, чего только не было.

И еще вот о чем.

Про оформление праздничного помещения и костюмов непосредственно детьми

Я встречала разные мнения на этот счет. И мне нравится прогрессивный подход к этому делу. Дети должны участвовать в подготовке. Пусть нам, взрослым, будет казаться, что оформление получится недостаточно эстетичным, но это их труд, который они видят на их празднике. Привлекая детей к посильному участию в оформлении и украшении эстетической среды, мы формируем детско-взрослое сообщество. Развиваем умение мыслить творчески, воображение и фантазию, развиваем эстетический вкус. Видя, что продукт их творческого труда ценится окружающими, находит применение в таком важном событии, как подготовка праздника, дети вдохновляются, испытывают сильные положительные эмоции. Кроме этого, такой совместный творческий труд развивает коммуникативные способности. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединять свои рисунки и поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет оформлять, у них развивается такое ценное качество, как коллективизм. В общем, я всеми руками за. Как бы это не выглядело.

Праздник закончился, а впечатления остались

Не стоит торопиться сворачивать дизайн сразу же после окончания мероприятий. На первом после праздника музыкальном занятии нужно дать возможность детям поделиться своими эмоциями, вспомнить, что понравилось, запомнилось. Можно предложить исполнить им песню или танец, драматизацию. Чаще всего дети сами просят об этом. А это помогает глубже прочувствовать содержание праздника, а для нас - возможность сохранить эти воспоминания в памяти детей. Память - вообще штука интересная. И у меня есть статья на этот счет:

О пригласительных и подарках гостям в процессе подготовки к праздничному мероприятию в детском саду

Они обязательно должны быть. У меня в методическом кабинете для этого был специальный органайзер, куда воспитатели приносили образцы работ своей группы (а именно с этого и должна начинаться эта работа). Хочу сказать, что педагоги туда регулярно заглядывали для поиска идей. Кроме этого девчонки делились ссылками на тематические сообщества, если нашли что-то интересное. И, кстати, почему-то подарки принято дарить на 8 марта, 23 февраля. А почему бы не сделать это и на новогоднем празднике? Тем более, что декабрь - месяц для детей творческий. Можно и обыграть интересно. Пусть их тоже раздаст дед Мороз. Не знаете сколько гостей будет от одного ребенка? Пусть подарок будет для семьи. Ну а для этого заранее с детьми положите подарки в красивый сундучок и каждый день проверяйте, забрал ли их дедушка Мороз. Представляете, как дети будут ждать кульминации.

Есть, кстати, такая не очень хорошая тенденция, когда воспитатель заменяет детские работы распечатанными пригласительными. Понятное дело, чаще всего они выглядеть очень эстетично на фоне детских работ. Но это ни в коем случае нельзя делать. Приглашают на праздник дети, не воспитатель лично, поэтому и продукт должен быть их. Ну а если сильно хочется навести красоту, можно напечатать надписи, даты, вырубить фигурным дыроколом бабочек и прочие элементы. Но большая часть пригласительного должна быть выполнена именно ребенком. Криво, с подтеками клея. Это совершенно не важно. Кстати, почему-то начали забывать и о пригласительных на родительское собрание. Это важная часть подготовки к подобному мероприятию. Эти пригласительные должны быть так же выполнены детьми, а вручены уже ребенком и воспитателем, а не просто выданы на дом.

Аспектов подготовки помещения к проведению праздника очень много. Друзья, что забыла? Чем украшаете вы? Являетесь счастливыми обладателями хорошего бюджета? Что приобретаете? Пишите в комментарии. Буду рада вашей поддержке. Объять необъятное тяжело. Хотелось практики. Если была полезной - ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Скоро продолжим. Всем вдохновения.

А если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые