- Как бы то ни было, утренник - это не только красивая картинка, которую мы видим на празднике
- Непосредственная подготовка к утреннику, как я уже говорила, начинается с распределения речевого материала
- Что касается хореографических и вокальных композиций, сценок в процессе подготовки к утреннику в детском саду
Друзья, привет. Сегодня я хочу остановиться на подготовке к проведению утренника в детском саду. Материал будет полезен молодым специалистам, а так же тем, кто прошёл курс профессиональной переподготовки и решил стать воспитателем. В общем, всем тем, кто только начинает осваивать непростой путь педагога-дошкольника.
Я не буду кидаться громкими фразами о важности праздничных мероприятий в жизни воспитанников и так далее. Давайте сразу к делу. Эта статья - своего рода чек лист для воспитателя (на это обращаю внимание) по подготовке праздника.
Как бы то ни было, утренник - это не только красивая картинка, которую мы видим на празднике
Это огромный труд. Как педагогов, так и детей. Да, на детей ложится огромная нагрузка. Подготовка отнимает у них много сил. И как подмечали в комментариях в предыдущей статье, порой подготовка становится чередой выматывающих репетиций.
Про подготовку сценария, определение зоны ответственности каждого из задействованы взрослых, мы говорили в этой статье:
Вообще, подготовка к празднику должна осуществляться систематически и планомерно, не нарушая привычный ритм жизни детей и детского сада в целом.
Непосредственная подготовка к утреннику, как я уже говорила, начинается с распределения речевого материала
Здесь очень важны следующие моменты:
- Психологические особенности детей. Кому-то можно поручить индивидуальное выступление, кто-то отлично справится, выступая в небольшой подгруппы. И знаете, некоторые дети могут вообще избегать выступлений. Такой ребёнок был в группе моей старшей дочери. Он не выходил вместе со всеми на песни, танцы, не рассказывал стихотворения (хотя каждый раз дома учил). Его так и в школу провожали. На мой взгляд, в этом нет ничего такого. Дети все разные. Вопрос. Давать или нет в этом случае материал? Однозначно давать. Не вышел? Не стал читать? Прочитает воспитатель. Или же сядет к этому ребёнку на стульчик, а вдруг произойдёт чудо и вы сделаете это вместе? Вот он, индивидуальный подход и помощь взрослого на деле.
Ещё момент. Как на практике мы учим стихотворения? Обычно выдаём на дом родителям для заучивания с детьми. Вообще, мы бы должны ещё в детском саду разобрать с каждым ребёнком его стихотворение, содержание и смысл, неизвестные, возможно, слова и заучить... Я понимаю, что на это нет времени. Особенно после комментариев о списочном составе группы в 35+ детей. Для меня это за гранью. Поэтому и происходит то, что происходит. Если вы справляетесь сами - аплодирую стоя, серьёзно. Педагоги - суперлюди. Но если же нет, возвращаясь к планированию работы с родителями, можно этот пункт включить туда. Проведите в начале учебного года мастер-класс для родителей по работе со стихотворным текстом. Расскажите как надо это делать. И выдумывать не придётся, что бы ещё запланировать, и вы же выиграете от этого. Опыт подтверждает, что стихотворения, заученные без анализа, выдаются детьми бездумно, без смысловые акцентом, так, чтобы выдать поскорее.
О планировании работы с родителями у меня есть цикл статей:
- Звукопроизносительные возможности. Здесь важно подобрать такой текст, чтобы ребенок чувствовал себя и выглядел успешным (и в глазах взрослых, и в глазах сверстников). Слова, в которых есть звуки, непроизносимые ребенком, не должны встретиться в речевом материале. Опять же, повторюсь. На этом этапе можно и нужно подключить к работе логопеда, как и на этапе отработки.
У каждого ребёнка должен быть речевой материал? Да. Хотя бы по две строчки, но у каждого. Нам приходилось иметь практику, когда родители сами подбирали материал для своего ребёнка в силу определённых причин. Так тоже бывает.
Что касается хореографических и вокальных композиций, сценок в процессе подготовки к утреннику в детском саду
Этот материал так же распределяется между всеми детьми. Опять же, исходя из тех возможностей, которые есть у детей. Только тогда праздник будет отвечать их интересам.
Обычно музыкальным руководителем сценарий подготовлен уже за месяц-полтора до дня утренника. Начиная с младшей группы, с детьми проводятся беседы о предстоящем празднике, о том, чему он посвящен. Если этот праздник уже был в прошлом году, хорошо бы показать детям среднего и старшего дошкольного возраста фотографии и предложить вспомнить, как это было. Обычно дети с оживлением участвуют в таких беседах, радуются, смеются, вспоминая себя малышами.
Как и в любом деле - у детей должна быть цель. Игра, занятие, праздник. Всегда. Дети должны знать, куда они идут, зачем, кто будет присутствовать на празднике.
Заучивание стихов, отработка хореографии, музыкальных номеров - все это должно делаться параллельно друг другу. Никаких репетиций с прогоном сценария целиком быть не должно. И знаете, может возникнуть ситуация, когда что-то придётся в сценарии доработать. Ну не идет эта сценка, как ни крути. Значит нужно искать альтернативу. Повторюсь, дети должны быть успешны. Произведение, по которому осуществляется инсценировка, должно быть прочитано и проанализировано. Должны быть обсуждены характеры персонажей. Опять же, кому раздавать роли? Тем, кто справится.
Часто возникает у родителей вопрос: почему в ролях одни и те же? Конечно, это сразу бросается в глаза. Опять пример с моей старшей дочерью. Я всегда адекватно оценивала её возможности (а у нас были большие проблемы со звукопрозношением, которые мы исправили только к окончанию детского сада), да я сама педагог, я не лезла с требованиями. А вот одну девочку зазвездили. И были у воспитателя проблемы с другими родителями. Наверняка ведь в группе из 25 человек детей не один ребёнок, который может потянуть лидирующую роль. Все-таки стоит детей менять.
Ещё один острый вопрос. Нужны ли дублеры и как это будет выглядеть? Как сейчас помню утренник, посвящённый 8 марта, по сценарию на мотив Мухи-цокотухи. Воспитатель на все мои доводы разучивать главные роли с несколькими детьми отнекивалась стояла на своём. Утверждая, что ну вот сто процентов все состоится, они же такие ответственные. Ну сами понимаете, закон подлости сработал на отлично. Ребёнок заболел. Дублеры необходимы. Вы понимаете, что я о старшем дошкольном возрасте, когда, собственно роди и исполняются. Как разрулить с семьями? Я бы взяла этот вопрос вообще на организационное родительское собрание, и повторяла оба года, в старшей и подготовительной к школе группе. Такие-то праздники нас ожидают. Если будет инсценировка, то мы поступим вот так. Все согласны? Согласны. И подписали протокол. Вопрос закрыт.
О родительских собраниях в детском саду, а так же об оформлении протокола можно прочитать здесь:
Там же можно скачать шаблон того самого протокола.
Когда выступать второму составу? Смотрите, с Новым годом все просто. Думаю, что во всех детских садах практикуют мероприятие "Прощание с елочкой" (ох, как мне не нравится оно). Вот там в случае инсценировки второй состав и выступит. Что касается других тематик, можно организовать инсценировки для младших ребят, куда пригласить и сотрудников детского сада. Обычно дети очень позитивно воспринимают такие мероприятия. Но перед каждым таким событием ещё раз надо предупредить родителей, когда и на каком мероприятии их дети будут участвовать в инсценировке.
Что касается отработки эпизодов. Если в детском саду имеется такая возможность, лучше делать это в отсутствии других детей. Здесь, конечно, палка о двух концах. С одной стороны, у остальных детей перед праздником может сложиться впечатление, что все уже было. Но с другой исполнителям ролей важно учиться быть перед публикой, иначе такая закрытая репетиция может сработать совсем не на руку. А вы что думаете на этот счёт? Как репетируете?
Образы героев тщательно продумываются воспитателем совместно с музыкальным руководителем. И, конечно, родителями. Здорово, если детский сад располагает приличной материальной базой. А если нет? Приходится обращаться к родителям. И здесь тоже следует помнить, что все мы разные. Кто-то творческий и будет тщательно готовиться, а кто-то точно не придаст этому значения. Я видела разные категории. И чаще всего родители стали или покупать костюм, или брать напрокат. Я была родителем из этой категории, потому что катастрофически не хватало времени. Кто-то до сих пор делает ободки со зверятами. А кто-то вообще игнорирует нас. Да, здесь тоже воспитателю приходится попотеть. Тем, кто обычно изготавливается элементы костюма самостоятельно, можно предложить помощь в виде подбора образов в интернете. Ну а на случай, если вы знаете, что ребенка точно не нарядят (здесь я уже говорю в том числе о массовых ролях: грибочки, гномики, зайчики), все-таки должен быть какой-то резервный вариант. Как говорится, родителей не выбирают. Ребёнок не должен чувствовать себя некомфортно.
Друзья, расскажите ваши истории, связанные с образами героев. Ведь наверняка с чем только не сталкивались.
Завершаю эту часть отработкой и репетициями. Да, напишу еще непосредственно о проведении праздника. Чуть позже. Резюмирую. Никаких натаскиваний на сценарий. Отработка отдельных номеров как элемент рядового музыкального занятия - да. Вход в музыкальный зал - да. Отработка исполнения стихотворений - в спокойном режиме в группе - да. Да и музыкальном зале тоже. И только преддверии праздника генеральная репетиция. Скажем так, техническая. Вход, последовательность номеров, выход детей-персонажей.
Но, по-честному, чаще всего генеральной репетиции не хватает. Друзья, а как у вас? Поделитесь опытом в комментариях.
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал "Методист в отставке". Скоро вернусь. Всем добра.
А если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):