Найти тему
Русские сюжеты

Годы проходят и самое ценное уходит

Андрей заканчивал перевозить вещи в новый дом. Он сумел всё доделать, обставить его, как хотел. Теперь последний штрих и всё – новоселье.

Он делал всё быстро, как привык в последние годы. Да и ритм жизни закручивался и ускорялся сколько он себя помнил – только поспевай.

Поступил после школы в институт. Два курса и армия. Учебка, а затем солнечный Баграм. Под дембель вышел вместе со всеми. После окончания института распределение на завод. Дальше новые времена дикого капитализма покрутили. Пробовал торговать – это был «тренд» начала 90-х. Но бизнес – слово - то какое возвышенное пришло к нам, - не пошёл. Погонял с годик машины из Голландии с товарищем, у которого там дядя жил с войны. После стычки с бандюками, когда товарищ отправился на три месяца в больничку – бросил. Сам бы не отступил – прибыльно было. Вот жена такой бой дала, что не смог устоять. Да и дети пошли – сиротами их оставлять не хотелось.

Вот в это время и встретился ему однокашник Володька. Он продолжал работать на их заводе, с которого когда-то Андрей ушёл. Пересеклись однажды случайно на улице, зашли в пивную, поговорили. Выяснилось, что у Андрея есть мысли с идеями не реализованными, и Вова планирует поднять предприятие с колен.

Вернулся Андрей на завод, тогда вариантов других не намечалось. Да только через полгода заметил, что затянуло его производство. Володя был правой рукой директора, тут Андрюха энергично подключился и … Да, сдвинули дело с мёртвой точки.

Перепрофилировали выпуск половины продукции, наладили новые связи, стали выстраивать отношения с ПТУ, техникумами и вузами, чтобы привлекать молодых специалистов. Америку не открыли – старое вспомнили. Про них местное ТВ передачу сделало. Их инициатива даже на высоком уровне выстрелила. Попали в орбиту одним словом. Стали приглашать, приезжать, просить опытом поделиться. Партнёры появились не только в стране, три страны СНГ подтянулось, затем Греция, Турция.

Планы, встречи, договоры, командировки. Надо, необходимо, важно – это вошло в сознание Андрея – теперь уже зама генерального директора Володи Стрельникова.

Привык Андрей к такому ритму, хотя временами чувствовал, что чего-то не хватает. Мелькала мысль. Он задавал себе вопрос: Чего же? Начинал отвечать сам себе. Две квартиры есть, машина, дача. Отдыхают каждое лето на курортах, семья обеспечена – всё! Вопрос автоматически закрывался.

Андрей быстро осмотрел комнату и двинулся к книжной полке. Здесь стояли его любимые книги, которые он собирал ещё со школы. Он остановился, открыл дверцу и провёл рукой по стройным рядам. Когда-то каждая книга была самым лучшим подарком. Её он «проглатывал» за пару ночей, а потом, через время, вновь возвращался и перечитывал, радуясь, будто встрече с верными друзьями. Это были книги о военных приключениях, детективы мастеров пера. Раньше это был дефицит!

Вот они легендарные авторы: Василий Ардаматский, Юлиан Семёнов. Рядом Владимир Карпов – легендарный фронтовик – разведчик и его «Взять живым» о фронтовой разведке - шедевр. За ним «Щит и меч» Кожевникова.

У Андрея даже стали в памяти всплывать моменты из прошлого, когда и где он находил и покупал эти книги, как читал. Даже по сердцу стало тепло расходиться от таких воспоминаний о добром и беззаботном времени. Каждую из книг он прочёл раз по пять, словно становясь участником тех событий и примеряя на себя роль героев. «Конец осиного гнезда» Георгия Брянцева!

Андрей бережно достал книгу из строя, приоткрыл и прошуршал страницами.

Вдруг из книги выпорхнула и, сделав два зигзага, упала на пол фотография. Да, это же она!

Тогда они с ребятами из призыва сфоткались на улице кишлака, куда прибыли с колонной помощи. Стоят и улыбаются: Женька, Колян с шикарными усами, Игорян, Мага и Саня. На следующий день был бой, пошли зелёных выручать, прямо с марша. Магу и Саню там ранили. Помнится, ещё собирали что-то для них в медсанбат.

Андрей сел на кресло и, продолжая смотреть на чёрно – белую фотографию, задумался.

- А вспомнил бы я о ней, если бы не нашёл? – вдруг возник вопрос, от которого даже мороз по коже пробежал, - Не мог же я забыть то, что дорого было, да и осталось. Просто закрутило как – то. И так уже больше двух десятков лет крутит.

Андрей опустил голову. Бывало, что на Дни рождения детей прибегал с опозданием – работа. Когда на 15 февраля к памятнику выходил? Вопрос! Сразу и не вспомнить. Опять работа.

- А ведь понемногу уходит самое ценное, что душу греет, сердце волноваться заставляет, - думал Андрей, - Именно то, ради чего жить хочется и от чего крылья вырастают. Не будет уже того Дня рождения Светкиного, на который я пришёл, когда она спала. Не встретить тех ребят, кто на 10 лет вывода собирался. Почему? Да потому, что ещё десять лет прошло, и не все сейчас живы! Не будет тех слов, которые говорили тогда. Может быть, только для меня их хотели сказать, а я не услышал!

Андрей обхватил голову руками.

Вот чего не хватало ему в суматохе современного бытия. Маленьких, простых, ценных мгновений, которые, словно капельки росы на рассвете, появляются на листочке. Они, соединившись с солнечным лучиком и сверкнув драгоценным блеском, исчезают, оставляя радость в сознании и незабываемое тепло в самых потаённых уголках сердца.

На улице зажглись фонари, оторвав Андрея от размышлений.

- Переезд подождёт. Сейчас в магазин за рамкой для фотографии. Завтра поищу те немногие, что привёз из Афгана и позвоню ребятам по очереди, - решил Андрей, отодвигая ящики и спеша к выходу, чтобы успеть сделать самое важное дело для себя и тех, кто ему дорог.

В следующем году исполняется 35 лет со Дня вывода советских войск из Афганистана. Ту войну прошли сотни тысяч, помнят миллионы. Слово каждого ветерана об афганской войне – это строчка в историю, которую изучают наши потомки. Многим афганцам есть, что вспомнить, сказать, и это важно. Так пусть память не гаснет со временем.