Проблемы собственной безопасности для любого вменяемого правителя никогда не находилась на последнем месте. Наиболее озабоченные из них этим вопросом, свою безопасность доверяли даже иностранцам. Видимо вследствие своих больших, больших сомнений, что их народ испытывает к ним горячую любовь и преданность, за их доброту, щедрость и заботу о нём. Правители Османской империи пытались решить проблему своей охраны, созданием корпусов янычар. Однако, беспощадных к врагам и верных до самой смерти своему султану янычар, поразил страшный жизненный недуг до такой степени, что их корпуса пришлось расформировать.
Идея отца понравилась сыну
Новый солдат, именно такое значение имеет слово янычар в переводе с турецкого. Первые их подразделения были сформированы султаном Турции Мурадом I во второй половине 14 века.
Однако, ещё раньше его отец Орхан из пленных христиан пытался впервые осуществить и укомплектовать несколько таких отрядов, для нужд Османской армии. Эта идея не была совсем уж идеальной, так как имела недостатки.
Первый из них это отсутствие необходимого количества пленных, а второй их низкий боевой дух, подготовку, а также стойкость и ненадёжность такого контингента в бою, оставляла желать лучшего.
Итогом этого всего этого сама идея отца Мураду понравилась, но он решил в корне изменить саму систему и принцип набора. Но самое главное поменять систему воспитания и подготовки будущих воинов христиан, для создания регулярных дисциплинированных янычарских частей.
Их набор осуществлялся в самом раннем возрасте, начиная с 8, а в некоторых случаях и менее лет. Это были заселённые христианами районы империи, Балканы, Армения, Грузия и т.д. В них был введён так называемый налог кровью, который стал одним из самых тяжёлых повинностей и бременем, проживающих в империи христиан. Изъятие детей из христианских детей имела ещё одно название, это была так называемая “султанская доля”.
Готовить янычар нужно с раннего детства
Исключением в этой системе стали иудеи, жители Стамбула, знающие турецкий язык, дети с физическими недостатками и те, кто успел жениться. Именно последние стали причиной заключения очень ранних браков, благодаря которым можно было легально откосить от повинности.
Основная же идея Мурада в этой системе состояла в том, что отобранные мальчики в возрасте от 5 до 14 лет, до начала своей службы в янычарском корпусе, отправлялись в турецкие семьи. Там их посвящали в ислам, после чего приказывали оставить всю свою предыдущую жизнь в прошлом. Впереди их ждала и начиналась новая другая жизнь, которая была подчинена главной идее, преданности империи и воле своего повелителя султана.
Теперь вся их будущая жизнь должна была стать образцом полного подчинения и строжайшей дисциплины. Любая добродетель и её упоминание, а также проявление духа вольнодумства, становилась фактически под запретом и жёстко пресекалась. Подготовка к будущей службе была чётко выстроенной и системной, но в тоже время достаточно трудной и тяжёлой.
Из прошлой жизни в будущее
Расставшись со своими близкими и прошлым, мальчишки и будущие янычары в приёмных семьях, поначалу становились помощниками турецких крестьян и ремесленников. Также они уже став мусульманами, изучали ислам, обычаи, традиции и язык, постепенно вживались и привыкали к своей новой, суровой жизни.
Понимая их будущие предназначение, их воспитание было достаточно жёстким и спартанским. По мере их взросления юношей частенько отправляли гребцами на корабли. Там их ожидала не только суровая школа и лишения, но и отличная физическая закалка.
Только после этого тех, кто сумел выжить, отправляли в подготовительный отряд, где их продолжали готовить стать янычарами, но теперь их область изучения и познания становилась, военная наука. Необходимо отметить, что кроме военных, овладевать мирными навыками и ремёслами, им было запрещено, а также табу было наложено на создание семьи.
Находясь в таких корпусах, молодые воины привыкали к жесткой дисциплине, беспрекословному выполнению любых приказов своих командиров и к 25 годам лучшие из них прошедшие проверку становились янычарами. Те же, кто не стали ими, не пройдя проверку, становились отвергнутыми и исключались из корпуса.
Всю родню в янычары
Однако, ход времени и эволюция делали своё дело. Несмотря на то, что формально янычары и считались рабами султана, а их имущество после гибели становилось достоянием и собственностью полка, дожившим до старости янычарам, имеющим ранения, полагалась пенсия.
Но одной из важных особенностей и специфики их службы, которую можно назвать и привилегией, было нахождение рядом с высшими чиновниками, а также представителями султанской свиты. Это позволяло им заводить нужные знакомства, как принято говорить с “важными людьми”.
Такие связи не только помогали им в повседневной жизни, но и позволяли делать успешную карьеру уже после ухода в отставку. А дальше больше мусульмане, видя такой пример социального лифта, начинают выражать желание отправить своего ребёнка в янычары.
Султан, проявляя отеческую любовь к своему народу, идет на встречу и в 1683 году разрешает им служить в янычарском корпусе. После этого процесс пошёл ещё быстрее, янычары мусульмане начали обзаводиться семьями, поле чего султану не осталось ничего кроме, как дать своё добро и на это.
Но это решение добавляет ещё одну проблему, причём довольно существенную, семьи надо кормить, а жён нужно одевать и желательно очень хорошо. Способ решения этой проблемы янычарами был найден, они начали заниматься торговлей, коммерцией и всем остальным, где можно заработать деньги и желательно большие.
Их дети получали право зачисления в корпус по факту рождения, а вместе с этим и внушительный список льгот и привилегий. Далее появляется явление способное разложить любую воинскую систему, это проблема “мёртвых душ”. В корпуса янычар началось зачисление друзей и родственников с целью получения за них жалования и довольствия, чтобы поделиться далее с высокопоставленными чиновниками.
Воинская элита и железный щит султанской власти, потихоньку стал превращаться в полукоммерческую организацию, которая в случае ухудшения своего финансового благосостояния могла и превратится из опоры империи, в разбушевавшуюся вооружённую толпу.
Необходимо отметить, что султан Махмуд II, расформировавший и упразднивший янычарские корпуса, был совсем не глуп и легко отделался. Возникший впоследствии янычарский бунт, удалось подавить только самым жестоким образом и допусти он промедление со своим решением, трудно предугадать какими последствиями он мог обернуться. А далее он продолжил формировать полки, уже по европейскому образцу.
Спасибо за прочтение статьи, если она вам понравилась то подписывайтесь и пишите свои мысли в комментариях, это поможет в продвижении канала.