Начнем с истории настолько классической, что она могла бы легко сойти за исторический анекдот, если бы не случилась в конце XIX века и не оставила за собой обширный след документов, фотографий и судебных дел.
Началось все в лучших традициях голливудских фильмов: в 1896 году в кабинете директора Лувра за столом собрались искусствоведы с мировым именем и два никому не известных "археолога-любителя", заявивших, что им есть что предложить музею. По воспоминаниям очевидцев, Шиманский, человек якобы выкопавший тиару, большую часть времени молчал и беспокойно смотрел по сторонам, а вот его компаньон, антиквар Антон Фогель, буквально излучал уверенность и без лишних слов достал из саквояжа бесценный артефакт.
Тиара Сайтаферна, так он представил свою находку. Золотую тиару, по преданию, скифский правитель Сайтаферн, правивший в I - II веках до нашей эры, получил в дар от жителей причерноморского города Ольвии за то, что милосердно обошелся с ними во время осады. Правдой во всей этой истории оказалось только Черное море, но искусствоведы клюнули на удочку.
Красота изделия поражала. Изготовленный из золота шлем-корона высотой в 17,5 см, диаметром в 18 см и весом в 486 граммов разделялся чеканным орнаментом на несколько горизонтальных поясов (фризов). На главном из них – в самом центре – изображались сцены из "Одиссеи" и "Илиады" Гомера, на втором фризе скифский царь охотился на крылатого зверя, на третьем изображения всадников-скифов чередовались с фигурками быков, лошадей и овец. Верхушку короны венчала свернувшаяся клубком змея, поднявшая голову. Между вторым и третьим поясами вилась дарственная надпись "Царя великого и непобедимого Сайтоферна. Совет и народ ольвиополитов".
Качество работы было столь высоким, что директор Лувра Кемпфен, руководитель отдела античного искусства де Вильфос и ряд крупнейших учёных Франции: Рейнак, Мишон, Бенуа, Молинье — безоговорочно признали тиару подлинной. Но цена, которую запросили продавцы, была фантастической для тех лет - двести тысяч франков! Такую сумму мог выделить только французский парламент, но он в это время был на каникулах. Выручили богатые меценаты — они дали музею денег в долг для покупки бесценного экспоната, но при условии, что эти деньги им вернет правительство Франции. Сделка состоялась, антиквары получили нужную сумму франков, а Лувр — тиару скифского царя. По иронии судьбы, эпохальная сделка совершилась 1 апреля 1896 года.
Шедевр тут же выставили на всеобщее обозрение в зале античного искусства, и многие успели заплатить за билет, чтобы увидеть тиару воочию. А тем временем на берегу все того же Черного моря, но не в мифической Ольвии, а во вполне реальной Одессе ждал своих денег ювелир Израиль Рухомовский. Ждал, ждал, но так и не дождался - Фогель и Шиманский обманули его и заплатили только аванс за изготовление той самой тиары, а основную сумму в двести тысяч франков решили поделить на двоих. Именно этот просчет, основанный, как и вся история с тиарой на жадности, поставил крест на их дальнейшей карьере и привел к самому громкому скандалу с подделкой древностей за весь XIX век!
А дело было так: ювелир Рухомовский, «археолог» Шиманский и антиквар Фогель организовали в Одессе и Очакове свой небольшой, но очень прибыльный бизнес по изготовлению и продаже «древних артефактов» из античного периода истории Причерноморья. Началось все, как водится, с черных копателей, которые нашли в местечке с говорящим названием «Деревня сотни могил» изрядное количество античных захоронений и начали продавать через лавку Фогеля свои находки, пока еще подлинные. Фогель снабжал артефакты красивой историей, отсылкой на какую-нибудь известную античную личность, давал заключение о подлинности и перепродавал втридорога коллекционерам и частным музеям.
Все шло хорошо, но могил в деревне оказалось существенно меньше, чем сотня, и поток находок быстро пошел на спад. Но Фогель не растерялся, купил участок холмистой местности недалеко от пресловутой деревни и впервые вступил в контакт с ювелиром Рухомовским. Стоит отметить, что несмотря на свой выдающийся талант Израиль пользовался очень плохой репутацией и потому с трудом находил клиентов. Поговаривали, что он не только изготавливает драгоценности, но и меняет дизайн ворованных и даже «мокрых» изделий, чтобы их можно было легко продать, не привлекая внимания полиции! А так как терять репутацию дальше ювелиру было уже некуда, он легко согласился изготавливать из вполне современного золотого лома с мутной историей «античные» сокровища.
Рухомовский делал сокровища, Шиманский закапывал их в землю, затем триумфально «находил» и передавал на оценку Фогелю, тот как и раньше выносил экспертное заключение и продавал ценности втридорога. Бизнес процветал, а вскоре настоящие археологи наконец нашли развалины реального города Ольвии, и у троих компаньонов появился блестящий план с тиарой Сайтаферна. Как вы уже могли догадаться, золотой головной убор был сделан все тем же ювелиром из того же сомнительного золота, и никакой Ольвии даже близко не видел...
Одной из самых известных находок на месте Ольвии был "Декрет Протогена" – плита-колонна из белого мрамора с не до конца сохранившейся надписью, восхвалявшей "благосклонного к народу" Протогена за его добрые деяния. Так, например, он трижды от имени города откупался от скифского царя Сайтафарна (Сайтоферна), выделяя 400, 300 и 900 золотых монет на дары, которые тот требовал. Он выкупал заложенные архонтами ценные вещи, помогал горожанам в голодные времена и ссужал деньгами городскую казну.
Но вернемся в Париж, где признанные знатоки искусства купили фальшивую, но от того не менее красивую, тиару за двести тысяч франков, взятых в долг у меценатов под поручительство французского правительства. Всего через месяц после появления тиары в экспозиции в дирекцию Лувра стали приходить письма от археологов и историков из Петербурга, с сомнениями по поводу подлинности экспоната. Они писали, что среди археологов, работавших на руинах Ольвии, не известно не только о вскрытии могилы Сайтаферна, но и об «археологе» по фамилии Шиманский. Другие же, напротив, писали, что Шиманский им отлично известен, но не благодаря своим находкам, а как фигурант многочисленных судебных и досудебных исков о мошенничестве! Дирекция Лувра занервничала, но заняла позицию «вы завидуете, а мы уверены в подлинности».
Еще через несколько недель мюнхенский историк Адольф Фуртвенглер выпустил разгромную статью, в которой утверждал, что тиара несомненно является произведением ювелирного искусства, но уж точно не античного. В статье на 30 страниц машинописного текста содержались исчерпывающие аргументы: отсутствие в фигурах античной пластики, сюжетное искажение: у древних греков боги ветров всегда изображались в виде мужественных атлетов, а не детей и т.д. Вызывал сомнение и сам факт дарения тиары ольвийскими греками скифскому царю. И, наконец, ученый, кропотливо изучив творчество художников и скульпторов других эпох и народов, нашел у них прототипы целого ряда героев, изображенных на тиаре.
Позиция Лувра по вопросу, впрочем, не изменилась и они по-прежнему выставляли тиару как жемчужину своей античной коллекции. Все изменилось в одночасье. 23 марта 1903 года в парижскую газету пришло письмо, незамедлительно опубликованное в печатном издании. Одесский ювелир Соломон Лившиц, переехавший в Париж и посетивший Лувр, писал: "Я могу вас уверить, что тиара была сработана моим другом Рухомовским. Я жил в Одессе в 1895 году и до мая 1896 года. Я часто навешал моего друга и видел много раз, как он работал в своей мастерской над этой пресловутой тиарой."
Рухомовского тут же разыскали репортеры, скандал сделался международным. К директору Лувра нагрянули меценаты, выделившие двести тысяч франков на подделку, правительство отозвало свое финансовое поручительство, а все историки и археологи, писавшие письма с разоблачениями тиары, еще раз опубликовали свои статьи, буквально сказав «а мы же предупреждали!»… Ну и сам ювелир решил, что раз его компаньоны уже семь лет не платят ему причитающиеся деньги, то он заработает на внезапно свалившейся популярности. "Талмуд говорит, - сказал Рухомовский, - что для каждого человека в свое время наступит его час. Для меня мой час наступил теперь. ... Я не отрицаю своего участия, но вместе с тем не могу подтвердить, что эта тиара та самая, которую делал я".
На самом деле он был во всем уверен и просто решил выступить красиво, подготовил настоящий драматический финал для всей этой истории!
В "Figaro" была напечатана следующая телеграмма из Одессы от 25-го (12-го) марта: "Гравер Израиль Рухомовский, живущий на Успенской ул., в доме 36, категорически заявил, что он сделал тиару, заказанную ему в 1896 г. одним жителем г. Керчи и попавшую впоследствии в Лувр. Рухомовский готов ехать в Париж, если на поездку ему будет выдано 1200 фр."
"Вероятно, у Лувра найдется 1200 фр., - замечает "Figaro", - чтобы установить происхождение предмета, за который заплачено несколько сотен тысяч"... ("Новости Дня" 30 (17) марта 1903 года).
Едва попав в Париж, одесский ювелир начал выступать на публику, потребовал, чтобы все проверки его версии истории происходили публично и при большом скоплении репортеров газет — мол, чтобы Лувр не сумел замять дело.
"Еще не видя самой тиары, я этим господам описал ее самым подробнейшим образом, указав все изъяны, специально мной сделанные; представил фотографические снимки, которые заказал в Одессе после того, как ее изготовил; представил даже гипсовые модели горельефов, указав при этом, в каких именно книгах они помещены. Я, наконец, по их требованию выписал из Одессы свои инструменты и у них на глазах этими инструментами точнейшим образом воспроизвел один из рисунков на тиаре. И всего этого этим господам мало! Неужели я должен сделать новую тиару, чтобы они поверили? Я сомневаюсь, впрочем, что эти господа и тогда убедятся – по той простой причине, что они просто не хотят быть убежденными, – вспоминал потом об этой проверке Рухомовский."
Ювелиру из Одессы удалось доказать, что автором творения был именно он, по памяти воссоздав фрагмент тиары и точно назвав рецепт металлического сплава. Сомнений в его авторстве ни у кого больше не было. Скандал? Безусловно! Но на этом история не закончилась! Лувр стал всеми силами стараться сохранить лицо… Тиару не спрятали в запасниках, а… просто перенесли из античной коллекции в коллекцию современного искусства и продолжили как ни в чем не бывало выставлять на публике как «шедевр гравера Рухомовского». А самому граверу, не без помощи чиновников Лувра, присудили медаль третьей степени французской секции декоративных искусств (очень престижную награду!).
Сам хитрый ювелир использовал новую славу на полную катушку и отправился в турне по США, где заработал целое состояние на публичных выступлениях и продаже точных копий фрагментов знаменитой тиары, но и это еще не все. Несмотря на скандальную историю с тиарой Сайтафарна, дирекция Лувра в 1939 г. снова приобрела "скифское" изделие. На этот раз - серебряный рог для питья в виде кабаньей головы с рельефными фигурами скифов. Новое приобретение тоже оказалось подделкой, причем аналогичный ритон был еще в 1908 г. куплен Московским историческим музеем. Обе работы вышли из одной и той же мастерской. Предполагают, что и эти изделия - дело рук Израиля Рухомовского, хотя это уже совсем другая история.