Найти тему
Хакнем

30 процентов стоимость кредита и другие итоги экономической революции в Древней Греции

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Свободная экономика, которая появилась в Древней Греции и достигла расцвета в Афинах, поначалу развивалась весьма динамично. Но это развитие по существу представляло собой ряд кризисов, которые обществу приходилось преодолевать. Уже реформы Солона были вызваны необходимостью устранить наиболее опасные последствия недавно возникшего денежного обращения, привести строй полиса в соответствие с новой ситуацией.

В архаический период истории Греции основой экономической жизни полисов были частные хозяйства землевладельцев-граждан. Именно владение землей служило показателем богатства человека, его положения в обществе, поэтому те, кто разбогател на морской торговле, стремились приобрести как можно больше земли. Но сделать это можно было только тогда, когда прежний хозяин был обращен в долговое рабство, поскольку собственность еще не отделилась от своего владельца.

Возвращая согражданам утраченную свободу, Солон превратил прежнюю наследственную собственность в отчуждаемую. Теперь землю в Афинах можно было продать и купить, заложить без риска попасть в рабство. Владельцы больших земельных наделов стали сдавать их в аренду, а сами занимались в городе политикой.

Солон Дата рождения около 640 года до н. э. Место рождения Афины
Дата смерти	около 559 года до н. э.
Солон Дата рождения около 640 года до н. э. Место рождения Афины Дата смерти около 559 года до н. э.

Для развития самого земледелия солоновские реформы были совсем не благоприятны. Наследственные владельцы знали, что земля достанется их детям и внукам, и заботились о том, чтобы каменистая, малоплодородная почва не истощалась; напротив, арендаторы не заглядывали в будущее и стремились за несколько лет выжать из участка все возможное. Доход, который приносило земледелие, по-прежнему оставался низким – он составлял всего лишь 7-8% от стоимости земли в год.

Развитие ремесла, напротив, в результате этих реформ заметно ускорилось. Исконная связь человека с его родом, с занятиями предков была окончательно разорвана, а благодаря появлению нового знания-«технэ» любое ремесло можно было освоить по собственному выбору и достаточно быстро.

Известно, что положение ремесленника считалось унизительным для достоинства свободного человека. Но, с другой стороны, в Древней Греции не было профессиональных корпораций, которые не допускали бы чужих в свои ряды, поэтому ремеслом мог заняться всякий, кто ради заработка был готов пренебречь старыми аристократическими предрассудками. А если человек не решался стать ремесленником у себя на родине, он мог уехать в другой полис и жить там на положении метэка – такой поступок не запрещался, хотя и осуждался как непатриотичный.

Древние греки , иллюстрация из открытых источников
Древние греки , иллюстрация из открытых источников

Прежде, пока навыки ремесла еще оставались тайным священным знанием, полученным от богов-основателей, рабов этим навыкам не обучали. В классическое время же труд рабов стал широко использоваться и в ремесле наряду с сельским хозяйством. Обычно им поручались трудоемкие и грязные вспомогательные операции, а окончательной отделкой продукции занимался сам хозяин.
Разделение труда позволяло значительно увеличить выпуск продукции; но, поскольку свободный человек античности не задумывался над тем, как облегчить подневольный труд, никаких новых инструментов по сравнению с предшествующим временем в ремесле не появилось.
Ценность такой мастерской определялась не ценностью оборудования, а лишь количеством занятых в ней рабов-помощников. В небольшой мастерской их могло насчитываться трое-пятеро, на самых крупных «промышленников» трудились до тридцати рабов.

Сколько ремесленников работало в полисе, зависело только от возможностей сбыта. В Афинах число мастерских – гончарных, кузнечных, кожевенных, текстильных, парфюмерных – росло особенно быстро. Их владельцами были и афинские граждане, и метэки, и бывшие рабы, сумевшие научиться ремеслу и выкупиться на волю.

Характерной особенностью торговли в древней Греции было то, что вывезти продукцию даже в соседний полис можно было только морем. Строительство и охрана сухопутных дорог были важнейшей государственной задачей и в Персидской империи, и впоследствии в Риме.
Это делалось, чтобы обеспечить походы на большие расстояния огромных регулярных армий; но там, где были проложены хорошие пути, сразу появлялись и купеческие караваны. Независимым же полисам Греции было не под силу сравнивать с землей холмы и рушить скалы, и потому дороги на полуострове оставались каменистыми тропами, петлявшими по горам и вдоль побережья, – не по всякой из них могла проехать и крестьянская повозка.

Значительная часть товаров вывозилась в другие страны. Произведения греческих ремесленников стали модными и престижными у самых разных народов, от кельтов Лазурного Берега до скифов Причерноморья, но их охотно покупали и там, где были свои давние традиции городского ремесла.

Снаряжая корабли к «варварам», международный торговец мог взять кредит у ростовщика. Если корабль тонул или его захватывали пираты, ссуда не возвращалась, и ростовщики перекладывали свои убытки на более удачливых должников. Стоимость кредита была, как правило, 30% от занятой суммы, поэтому для ремесленников кредит был недоступен и малодоступен для сельскохозяйственных производителей. Если урожай зерновых обычно был 3-4-кратным, редко 6-кратным, а доходность дальней торговли могла быть 10-20 кратной.

Кстати, профессия ростовщика не пользовалась уважением.. Это был крайний случай недостойной свободного человека «хрематистики» – наживания денег сверх необходимого, и занимались кредитной деятельностью почти исключительно вольноотпущенники.

Чем дальше развивалась экономика независимых производителей, тем больше она вступала в противоречие с государственным устройством, основанном на личной свободе. Заметно ослабла солидарность по отношению к военной службе. Теперь деловые люди – и международные торговцы, и те, кто уезжал в другие полисы, – охотнее откупались от нее, чем приобретали вооружение. Поэтому вместо ополченцев на войну отправлялись профессионалы-наемники.

Метэки и вольноотпущенники, которые участвовали в хозяйственной жизни наряду с полноправными гражданами, должны были платить налоги, обогащавшие казну полисов. Граждане же налогов по-прежнему не платили, а несли повинности в зависимости от размеров своего «видимого имущества» – земельных владений. Но теперь многие из них стремились превратить это имущество в «невидимое», то есть в деньги. Выгода была двойная: средства, вложенные в торговые операции, приносили больше дохода, чем земля, и этот доход легко было утаить от государства. В судебных речах IV в. до н. э. можно найти множество обвинений в адрес богачей, которые уклоняются от выполнения своих обязанностей перед согражданами.

С другой стороны, значительной силой становится низший слой свободных граждан. Эта «корабельная беднота» была необходима в тех полисах, которые обладали сильным военным флотом, – прежде всего в Афинах. Государство давало им небольшие денежные пособия; и политик, сумевший провести постановление о дополнительных выплатах, мог рассчитывать на свою популярность. Деньги при этом брались из казны, которую наполняли другие – люди, не имевшие права голоса.

Древняя Греция, иллюстрация из открытых источников
Древняя Греция, иллюстрация из открытых источников

Социальные противоречия особенно обострились после долгой и разорительной Пелопонесской войны. Среди граждан всех полисов выросло число настоящих бедняков, прослойка среднего класса сократилась, и все труднее было сглаживать, как это делалось прежде, резкие различия в уровне жизни. Богатые страшились передела собственности, и не без оснований. В Афинах борьба ограничивалась спорами в народном собрании, а в других городах она приводила и к кровавым столкновениям. Так, в Аргосе народ без должной проверки казнил более тысячи состоятельных граждан и конфисковал их имущество.

Кризис полисного строя тревожил многих мыслителей. Стали появляться проекты общественного переустройства, которое должно было восстановить солидарность гражданского коллектива и обеспечить его членам достойную жизнь.
Для древних греков это означало возможность жить, не занимаясь материальным трудом и не зарабатывая денег; поэтому и у Платона, и у Аристотеля, и у тех авторов, которые предлагали разделить имущество по справедливости, передав его от дурных людей и негодяев людям честным, есть одна общая черта: они не сомневались, что материальные блага для граждан полиса должны создавать другие – рабы, вольноотпущенники, метэки, «варвары».

Автор: Александр Медведев, биофизик, выпускник Физтеха (МФТИ), кандидат биологических наук, бывший эксперт отдела экономического анализа банка. Автор книги "Как появилась рыночная экономика". Пенсионер, 67 лет

Прочитайте книгу нашего автора А. Медведева, о том как появилась рыночная экономика. Частично контент создан благодаря размышлениям автора, на которые его натолкнули диалоги в комментариях с нашими читателями в его постах канала «Хакнем»

Скачать книгу с иллюстрациями - это подарок 🎁 нашим читателям!

-5

Читайте также:

Олимпиада-2024 для россиян: банкет за свой счет?