Продолжение
В октябре этого года известному режиссёру Марку Анатольевичу Захарову исполнилось бы 90 лет. В прошлой публикации был начат разговор о некоторых моментах его творчества. Но одной дзеновской статьи для такой масштабной фигуры советского кинематографа оказалось ожидаемо мало. Потому продолжение.
В 1979 году был снят следующий телекиношедевр — "Тот самый Мюнхгаузен", премьера которого состоялась 1 января 1980 года. Телефильм был снят по пьесе писателя-сатирика Григория Горина "Самый правдивый", он же был и сценаристом телефильма. Кто не помнит или не знает, сюжет фильма не в рассказанных когда-то от имени барона Мюнхгаузена "правдивых" историях немецким писателем Рудольфом Эрихом Распэ, хотя и они совсем чуть-чуть, но присутствуют в фильме. Основная же интрига фильма — попытка барона фон Мюнхгаузена (Олег Янковский) устроить семейную жизнь с новой избранницей (Елена Корнева), но для этого нужно благоприятное решение по бракоразводному процессу с первой женой (Инна Чурикова), которая претендует на имущество мужа для обеспечения себя и карьеры их сына Феофила (Леонид Ярмольник). А помогает ей в этом её любовник адвокат Рамкопф (Александр Абдулов).
Рамкопф: — Но это факт?
Бургомистр: — Нет, это не факт.
Феофил: — Это не факт.
Бургомистр: — Нет, это не факт, это гораздо больше, чем факт. Так оно было на самом деле.
Первая серия заканчивается инсценировкой самоубийства главного героя. А вторая начинается с его узнавания бывшим слугой в садовнике по фамилии Мюллер. При этом в городе всех вполне устраивает, что барон фон Мюнхгаузен якобы мёртв. Если его законная супруга раньше пыталась выставить его сумасшедшим, то теперь охотно его прославляет.
Слуга: — Говорят, ведь, юмор — он полезный. Шутка мол жизнь продлевает.
Барон: — Не всем. Тем, кто смеётся, продлевает. А тому, кто острит, укорачивает. Вот так вот.
Компромисс с обществом и властью не удался, любимая женщина Марта (Елена Корнева) от барона ушла. Потому пришлось барону Мюнхгаузену "воскреснуть" и доказывать в суде, что он — это он, несмотря на сопротивление всех, в том числе и судьи.
Впрочем, и из признания его живым постарались создать всё тот же взаимовыгодный компромисс. Непредсказуемо развивающийся следственный эксперимент прерывается всеобщим праздником по случаю того, что Мюнхгаузен жив: "Присоединяйтесь, барон!". Интересный финал: для несогласного барона лестница к жерлу пушки превращается в лестницу в небеса.
В 1982 году режиссёр Марк Захаров снял в мрачноватой цветовой гамме комедию абсурда по сценарию опять же Григория Горина "Дом, который построил Свифт". Назначенный опекунским советом доктор Симпсон (Александр Абдулов) приехал в г. Дублин наблюдать именитого пациента — декана собора Св. Патрик и знаменитого писателя Джонатана Свифта. Да, да, того самого, который сочинил книги про приключения судового врача Сэмюэля Гулливера. Знаменитый сочинителей, священник и мизантроп устраивает своеобразную мистерию, свидетелем которой стал приехавший доктор, — похороны Свифта "как обычно в 5 вечера".
Всё герои, окружающие постоянно молчащего Свифта, умудряются якобы очень точно понимать, что тот им сообщает по каждому поводу. Увлекшись игрой, и доктор Симпсона, до того принципиально Е читавший художественной литературы, представляет себя Гулливером. В конце фильма то ли Свифт, то ли оставшийся доигрывать его роль актёр произносит:
Джонатан Свифт. Год рождения 1647. Год смерти 1745. Всё расписано на небесах. Что же остаётся человеку? Подробности. Это не так мало. Продумай подробности, сочинишь судьбу.
Многим зрителям фильм не особо "зашёл", показавшись повторном предыдущих двух. Но, наверное, это не вполне так. Хотя режиссёрские повторы присутствуют,что есть, то есть.
Кстати, и в "Доме, который построил Свифт" есть кое-что злободневное и для начала 1980-х, и для наших дней — диалог 2-х лилипутов на столе в доме Свифта:
— Слушай, ты никогда не думал о том, чтобы вернуться?
— Нет.
— Может быть, король тебя уже простил?
— Я же сказал "нет". И потом, что значит простил? Это я его не простил. Поэтому я не возвращаюсь. С прошлым покончено! И теперь я живу здесь, я англичанин! И мне здесь нравится! Чего смеёшься?
— Я не смеюсь.
— Я ан-гли-ча-нин!
— Да, конечно. Не кричи.
— И мне здесь очень нравится!
— Ну, хорошо, хорошо, ты ан-гли-ча-нин.
— Англичанин. Хм! Главное, он меня простил!
А власти, видимо, напугал разговор о смерти, оказавшийся таким политически насыщенным в первой половине 1980-х, потому премьера телефильма прошла только в 1985 году.
В 1984 году Марк Захаров снял фильм "Формула любви", сценарий к которому написан был Григорием Гориным по мотивам повести Алексея Толстого "Граф Калиостро". Прототипом послужил вполне реальный оккультист и мошенник Джузеппе Бальзамо, известный под псевдонимом граф Алессандро Калиостро. В 1779 году Калиостро действительно был в России и пребывание его, как, впрочем, и везде, сопровождалось скандалами. Вот и сюжет фильма получился скандально-романтическим и по своему вполне актуальным и в 1984, и почти 40 лет спустя.
Чего таки не думают,
Чего таки не пробуют,
Чего таки не делают,
Из чего хотите
Закидывайте не воды,
Угадывайте поводы,
Загадывайте выводы,
Только не сидите.
Засиживаться нечего,
Фортуна переменчива.
У стада человечьего
Помыслы одни:
Вытягивайте золото
Из меди и из олова,
Из невода, из омута,
Из старого, из малого,
Изнова и заново,
Умело и без опыта
Вытягивайте золото,
Вытягивайте золото.
Золото, золото
Золото тяни!
(тема Калиостро из к/ф "Формула любви")
Молодому мечтательному племяннику смоленской помещицы Федосьи Ивановны (Татьяна Пельцер) помещику Алексею Федяшеву (Александр Михайлов) по его просьбе "граф" Калиостро (Нодар Мгалоблишвили) "оживляет" статую, а в ответ получает резонное обвинение в мошенничестве. А всё потому, что у наглого, хотя и находчивого и самоуверенного мошенника не получается сотворить волшебную формулу, по которой влюбилась бы в него обманом увлечённая из родительского дома девушка Мария Ивановна (Елена Валюшкина). А вот в смешного юношу помещика Алексея Федяшева
— На что жалуемся?
— На голову жаловался.
— Это хорошо. Лёгкие дышат, сердце стучит.
— А голова?
— А голова предмет тёмный и исследованию не подлежит.
— Мудро... Откушать просим, доктор, чем Бог послал.
— Откушать можно. Коли доктор сыт, так и больному легче.
(диалог врача (Леонид Броневой) и тётушки притащившего с надрывом в свою спальню предмет своих воздыханий — статую из парка)
Кстати, небольшой штрих к подлинной биографии мага и мошенника Джузеппе Бальзамо (Алессандро Калиостро). Лоренца в реальности была его женой, хотя как и в фильме он из коммерческих соображений отправлял её порой в чужие койки. По возвращении в Италию оккультный авантюрист был арестован, большую роль в его разоблачении и осуждении сыграла его жена Лоренца. Данные против мужа показания ей не особо помогли: оба были приговорены к пожизненному заключению, но жена в монастыре, а муж — в тюремной камере.
А по поводу формулы любви тема даже глубже, чем просто интрига вокруг легковерного ревнителя "просвещения" и мошенника-оккультист, тоже много болтающего всё о том же "просвещения". Всё это хорошо было выражено фразой героини Марии Ивановны:
— Странный Вы человек, Алексей Алексеевич. Так сложно изъясняетесь. И вроде живёте на природе среди простых нормальных людей, а думаете всё о каких-то идеалах бестелесных.
Интересна характеристика России устами разных героев. Например, слуга и подельник графа Калиостро по имени Маргадон (Семён Фарада):
— Жуткий город: девок нет, в карты никто не играет. Вчера в трактире украл серебряную ложку, никто даже и не заметил, посчитали, что её вообще не было.
(диалог с кучером и другим подельником Калиостро по имени Жакоб (Александр Абдулов) в гостинице где-то Смоленской губрернии)
— Варварский обычай: ключи раздают, а замков нет.
(ответ на вопрос Калиостро в той же гостинице)
— Теряю былую лёгкость: после ужина — грибочки, после грибочков — блинчики. Жуткое селение. Двери не запирают. Вчера спросил а ключницы 3 рубля, дала мерзавка и не спросила, когда отдам.
(диалог с Жакобом, но уже в поместьи Федяшева).
И самого самозванного графа Калиостро в ответ на возмущение его слуг-компаньонов:
— Так, значит бунт. Меня предупреждали, что пребывание в России действует разлагающе на неокрепшие умы.
В 1988 году Марк Захаров вновь поставил шварцовского "Дракона", свой дебютный успех, но теперь это телефильм "Убить дракона". И это не эксцентричная комедия в полном смысле слова, хотя многое от жанра присутствует. Хотя философское осмысление реальности в этом фильме ещё отчётливее.
— Прошу слова!
— Чего-о?
— Слова.
— Зачем тебе слово? Чего ты с ним будешь делать?
— Ну, всё-таки, если нельзя протестовать, то хотя бы поспорить.
— Так. Дискуссия у нас тут началась. Придётся уничтожать всё гнездо.
( диалог архивприуса Шарлеманя (Вячеслав Тихонов) и Дракона (Олег Янковский)).
Основной сюжет — борьба современного рыцаря Ланцелота с не менее современным 3-головым Драконом. Добро вроде бы как всегда победило, только победителем объявлен не тот, кто убил Дракона, а тот, кто вовремя подсуетился занять место на троне. Показательный диалог президента, бывшего при Драконе бургомистром (Евгений Леонов) и архивариуса Шарлеманя (Вячеслав Тихонов) в связи с желанием первого взять в жёны дочь второго:
— Слушай, папа, ты должен научиться на свадьбах радоваться. Если будешь скучным, то я всё равно на ней женюсь, но уже как на с роте. Я для тебя многим рисковал, когда гонял я за драконом, потом ещё его убивал.
— Извините, господин президент, я в это поверить отказываюсь.
— Не отказывайся.
— Честное слово, не смогу.
— Сможешь. Я тоже не верил. Но когда сначала факты, потом очевидцы и сам покойник. Я говорю: "Кто тебя убил?", он говорит: "Ты".
— Вы?...
— Мы. Наши полководцы подробно разработали план прошедшего сражения. Обрати внимание: вот здесь у нас было особенно трудно. Ну как, теперь ты мне поверил?
— Нет. Это выше моих сил.
— Ну ладно, получишь государственную... эту... как её? Вознаграждение. А сейчас или посмертно, решай сам.
Вот так новомодные "историки" зачастую и работают с фактами, а если факты не вписываются в концепцию — это проблема фактов. Два имени для примера здесь и здесь.
Финальный монолог Ланцелота и финальная сцена звучат как манифест.
— Да поймите же, он здесь! Я сейчас заставлю каждого это понять и убить дракона в себе. В себе! Вы это понимаете?
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.