Найти в Дзене
Мир глазами историка

Марк Захаров, весёлый философ кинематографа

Оглавление
Марк Захаров. Фото с сайта "Википедия"
Марк Захаров. Фото с сайта "Википедия"

Не все помнят имя режиссёра и не все вспомнят названия фильмов, но крылатые выражения и музыкальные зарисовки давно и прочно стали частью нашей повседневной жизни. Такое наследие нам оставил действительно великий режиссёр Марк Анатольевич Захаров.

Наверное, никто не смог бы так удачно во всех отношениях экранизировать произведения Евгения Шварца как это сделал Марк Захаров. Нет, экранизации были, но захаровский стиль — это передачу глубоких философских мыслей в эксцентричной манере без потери смысла и глубины философии. Просто сказанное весело часто усваивается лучше, чем то же самое, но сказанное чересчур серьёзно.

Марк Захаров в молодости / @permdemonocle
Марк Захаров в молодости / @permdemonocle

Краткая биографическая справка

Марк Захаров родился в 1933 году в Москве во вполне педагогической семье. В октябре этого года ему бы справляли 90-летний юбилей. Его отец Анатолий Борисович Ширинкин до революции 1917 года обучался в Воронежском кадетском корпусе, но по молодости ринулся в Гражданскую войну, потому не смог ни получить стоящего образования, ни сделать карьеру, а к рождению сына был учителем физкультуры в общеобразовательной школе. Не случись революции, возможно карьерных шансов у него было бы больше как происходившему из провинциального дворянства. Его отец потомственный дворянин (дед режиссёра) женился на еврейке-караимке, потому разрешение на брак и спрашивал у самого императора. Мать прославенного режиссёра Галина Сергеевна в девичестве Бардина училась в театральной студии другой знаменитости: Юрия Завадского. Стать актрисой театра ей не довелось, но зато она изрядную долю жизни руководила детскими драмкружками, что, думается, и повлияло на выбор сыном профессии. Правда, сначала она не хотела, чтобы её сын выбрал театральную стезю, потому первоначально Марк Захаров сделал попытки поступить в военно-инженерную академию, но помешали анкетные данные (в 1934 году его отец Ширинкин А. Б. был осуждён на 3 года по ст. 58 УК РСФСР), и в архитектурный институт, но не прошёл по конкурсу. Наклонности, актуализированные впечатлениями от кукольного театра Сергея Образцова и посещениями театрального кружка под руководством мамы (вместе с ним туда же ходил Андрей Тарковский), победили. Надо отдать должное Галине Сергеевна, после неудачной попытки сына поступить в школу-студию МХАТ, она помогла ему подготовиться и поступить в ГИТИС.

Кстати, почему Марк Захаров, если от отца ему досталась фамилия Ширинкин, а девичья фамилия матери Бардина? Его дед со стороны матери Захаров Сергей Николаевич в Гражданскую войну находился, так сказать, с противоположной от будущего зятя стороны — в армии Колчака А. В., потом эмигрировал в Австралию. А его жена и будущая бабушка прославленного режиссёра Бардина Софья Николаевна осталась в РСФСР, была заведующей детским садом и умерла в эвакуации в 1942 году. Вот, вероятно, фамилию деда Марк Анатольевич и взял.

Андрей Миронов, Марк Захаров и Александр Ширвиндт. Фото с сайта "Узнайвсё!"
Андрей Миронов, Марк Захаров и Александр Ширвиндт. Фото с сайта "Узнайвсё!"

Режиссёр Марк Захаров

После окончания учёбы в ГИТИСе в 1955 году работал в Пермском драматическом театре, куда поехал по распределению. В 1959 году вернулся в Москву и здесь уже окончательно перешёл из актёров в режиссёры, дебютировав в 1962 году в Студенческом театре МГУ с постановкой пьесы Евгения Шварца "Дракон". Много позднее в 1988 году Марк Захаров вернулся к этой постановке, но уже в кино — фильм "Убить дракона". Театральные постановки режиссёра Захарова М. А. — тема объёмная, достаточно вспомнить его триумф уже во главе театра им. Ленинского Комсомола с рок-операми "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и "Юнона и Авось". Не всё, но кое-что из его театрального творчества увидели и телезрители: "Проснись и пой" и "Парень из нашего города", например.

"12 стульев": за кадром. Фото с сайта "Узнайвсё!"
"12 стульев": за кадром. Фото с сайта "Узнайвсё!"

Но для публики в городах и весях, наверное, ближе кинотворчество режиссёра Марка Захарова. Хотя его фильмы снимались как телевизионные, но уровень их недостижим для иных кинокартин. Первый полностью самостоятельно срежиссированный фильм — "12 стульев" в 4-х сериях с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым в главных ролях. Какой из двух фильмов про приключения Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова, гайдаевский (1971) или захаровский (1976), спор, думается, бессмысленный. По продолжительности телефильм почти в 2 раза больше, включая титры. В нём больше эпизодов из книги, но гайдаевский некоторым представляется динамичнее. Но вот знаменитые афоризмы из книги Ильфа и Петрова прижились в народе и стали почти фольклором именно благодаря её экранизации:

Быстро только кошки родятся.
Контора пишет.
Знойная женщина, мечта поэта.
Разве можно так напиваться на рубль?
Лёд тронулся.
Заседание продолжается.

И многие другие. Через 2 года Марк Захаров снял романтическую сказку-комедию "Обыкновенное чудо" (1978) по одноимённой пьесе Евгения Шварца. В СССР она уже была экранизирована в 1964 году и получилась вполне себе детская сказка, хотя и с несколько взрослым сюжетом. Фильм Марка Захарова — это сказка для взрослых.

Волшебник (Олег Янковский) и его жена (Ирина Купченко). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.РУ"
Волшебник (Олег Янковский) и его жена (Ирина Купченко). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.РУ"

Медведь (Александр Абдулов) и принцесса (Евгения Симонова). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.РУ"
Медведь (Александр Абдулов) и принцесса (Евгения Симонова). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.РУ"

Хозяин трактира (Юрий Соломин) и первая фрейлина Эмилия (Екатерина Васильева). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.РУ"
Хозяин трактира (Юрий Соломин) и первая фрейлина Эмилия (Екатерина Васильева). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.РУ"

Романтическая комедия — это как раз то, что близко к жизни, потому случившееся чудо необычно и обыденно одновременно. В сюжете "Обыкновенного чуда" сразу 3 романа: волшебник и его жена, Медведь и принцесса, хозяин трактира и придворная дама Эмилия. И, хотя, главной должна быть интрига между Медведем, которого превратил в человека волшебник, и принцессой, для которой уготовано жестокое разочарование: после её поцелуя новый человек опять превратится в медведя, два другие романа никак не менее серьёзны.

Диалог ближе к финалу и к совершению незапланированного волшебником чуда:

Волшебник: — Я виноват. Ну что же теперь делать?
Жена волшебника: — Да, ты. Зачем ты затеял всё это? Я ведь тебя предупреждала.
— Таким уж я на свет уродился. Мне захотелось с тобой поговорить о любви. Но я же волшебник. Помнишь, ты говорила? Помнишь?
— Помню.
— Вот я и взял людей, перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала.
— Я плачу.
— Одни правда работали лучше, другие — хуже. Но я уже успел привыкнуть к ним. Не зачёркивать же: не слова, люди. Я даже стал позволять им иногда спорить со мной и не слушаться. Спи, родная моя. Я на свою беду бессмертен. Мне предстоит пережить тебя и затосковать навеки. Но пока ты со мной... Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец! Слава безумцам, которые живут себе, как будто бы они бессмертны!
Обыкновенное чудо. Это фокус совершается со всем набором эффектов, а чудо имеет вид вполне обыденный. Фокус с превращением в медведя не удался, а чудо свершилось. Скриншот кадра из фильма
Обыкновенное чудо. Это фокус совершается со всем набором эффектов, а чудо имеет вид вполне обыденный. Фокус с превращением в медведя не удался, а чудо свершилось. Скриншот кадра из фильма

Финальный разговор.

Хозяин трактира: — Извини меня, пожалуйста. Я не хочу вмешиваться в твои дела, но, по-моему, произошло чудо.
Волшебник: — Да, пожалуй. Что ж тут удивительного?
Охотник: — Позвольте, позвольте. Как же так? Мне же было обещано, что он превратится в медведя. И Вы, кстати, мне подтверждали.
Волшебник: — Ну, подтверждал.
Охотник: — Ну, и где же?
Волшебник: — Подтверждал. Потому что глупый я человек, как видно. Но теперь об этом не жалею.
Жена волшебника: — Твоя последняя сказка оказалась забавной. Во всяком случае, удачной. Может быть, лучшей.

Король (Евгений Леонов). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.РУ"
Король (Евгений Леонов). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.РУ"

Ученик охотника (Андрей Леонов). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.РУ"
Ученик охотника (Андрей Леонов). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.РУ"

Кстати, в фильме снимались отец и сын Леоновы — прославленная уже звезда советского кинематографа Евгений Павлович в роли озорного короля и молодой актёр Андрей Евгеньевич, будущая звезда телесериала "Папины дочки", в роли ученика охотника.

Для разбавления романтики юмором — сцена бунта первого министра против короля:

Король: — Не беспокоишься о своём короле?!
Первый министр: — Да, Ваше превосходительство!
— Ой, как ты меня назвал?
— Ваше превосходительство.
— Меня, величайшего из королей обозвать генеральским титулом?!! Да ведь это же бунт!
— Да, я взбунтовался. Я взбунтовался! И Вы вовсе не величайший из королей, а всего лишь выдающийся, да и только!
— О!....
— Что, съел? Выдающийся, да и только! И Вы не по заслугам именуетесь почётным святым. Вы отшельник, подвижник, но не святой. Не святой. Нет.
— Палача!
— Он не придёт. Он работает в газете министра-администратора. Пишет стихи.

Вот такая вот история. Продолжение следует.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.