Вторая часть рассказа Александра Беленького о знаменитом боксёре.
Джерри, как и положено претенденту, поднялся на ринг первым. Он был подпоясан бело-зелено-оранжевым кушаком, представлявшим цвета ирландского флага. За ним на ринг вышел и Холмс. Чисто внешне Куни смотрелся куда внушительнее. При своих 198 см он был где-то на 7 сантиметров выше Лэрри и кроме того значительно тяжелее него: 102 кг против 96 кг. Холмс был для своего времени достаточно крупным тяжем, и было странно видеть его на ринге «маленьким». Представили публике первым Холмса, хоть он и был чемпионом, а Куни – вторым.
С первого же раунда Лэрри стал методично доставать его своим джебом. Куни этим ударом владел куда хуже, и поэтому не мог удерживать Холмса на нужной для себя дистанции. Холмс кружил вокруг него и бил свой очень хороший джеб. Куни отвечал где-то одним ударом на четыре и в целом дуэль на джебах проиграл. Еще Джерри попытался ударить по корпусу, но здесь его успех был очень сомнительным. Он немного оживился в конце, но все же первый раунд остался за чемпионом с большим запасом. Куни выглядел в нем именно так, как говорили: большой мешок (ну, хорошо, полумешок) с большим ударом, но пока его левый хук оставался в теории. Холмс от него не пострадал.
Во втором раунде Лэрри разбил противнику лицо все тем же джебом, а когда ирландец, устав охотиться за своим неуловимым противником бросился в атаку, встретил его точным ударом справа, и Куни, попетляв по рингу, оказался на полу. Он встал на счет четыре, хотя еще и не совсем очухался, но здесь ему повезло – раунд вскоре закончился. Позже он говорил, что во втором раунде чуть не забил Холмса. Это, интересно, когда? В начале раунда Холмс едва ушел от его левого бокового (кстати, да – сила у этого удара была очень большая), но ни к какому нокауту Куни и близко не был.
Возможно, Холмс посчитал, что дело уже сделано, но Джерри справился с нервами, и неожиданно оказалось, что он что-то умеет. В третьем раунде он несколько раз разрядил свой левый боковой. Ни разу не попал на сто процентов, но все же несколько потряс Холмса. Один раз обманул Истонского Убийцу. Показал, что будет бить слева, а ударил справа. Слава Богу, у него, кажется, действительно не было хорошего удара с правой руки. Холмс, возможно, посчитавший в предыдущем раунде, что скоро покончит с Куни, оказался к этому не готов. Ничего страшного, но в раунде он уступил.
Четвертый раунд тоже остался за Куни. Он перестрелял Лэрри на джебах. Все-таки тот не привык к тому, чтобы соперники были выше него. Пару раз Джерри подключил к делу свой левый хук, но Холмс, хоть и полупропустил его, лишь частично амортизировав, но все-таки на долю секунды останавливался. Да, против него сегодня вышел большой зверь.
В следующем пятом раунде Куни неожиданно выиграл дуэль на джебах. Никаких чудес. Хотя статистика показывала, что руки у них одинаковые по длине, но, на самом деле, у него они были длиннее. Потом он нанес два левых боковых. Как всегда, Холмс не принял всего их веса, но он вздрогнул. В конце раунда он несколько раз хорошо засадил справа. Один раз очень сильно. Хватило этого для победы в раунде? По-моему, нет. Но этот праздник жизни Куни явно подходил к концу. Холмс был свеж, а он уставал все больше и больше. По-моему, он был не очень тренирован. Или не мог быть натренирован соответствующим образом.
Ключевым стал шестой раунд. Холмс начал хорошо. Он включил ноги, был подвижен, но после этого Куни сумел навязать ему свой бой и, кстати, неплохо бил не только левый хук, но и действовал правой рукой. Однако ближе к концу раунда Холмс нанес чудовищный правый кросс, и все как бы стало на свои места. Куни атаковал до конца раунда, и даже последнюю атаку провел он, но что это была за атака? В общем, шестой раунд стал как бы пятым в бою Мухаммеда Али и Джорджа Формена. В нем Али сломал Формена, а здесь Холмс превозмог Куни.
Однако Джерри, держась на одних нервах, снова бросился в атаку, и с минимальным преимуществом выиграл седьмой раунд. Холмс отнесся к этому спокойно. Он знал, что он делает. Для него главным было сохранить силы, и он их сохранял. Восьмой раунд Куни вел неплохо, но в конце Холмс нанес несколько правых кроссов, и стало ясно, что если чуда не произойдет, то бой не продлится всю дистанцию. Холмс действовал осторожно, но очень четко.
Девятый раунд был труден для подсчета очков. Холмс, может быть, попадал чуть реже, но гораздо солиднее. Кроме джебов он обрушил на голову Куни два правых кросса. Собственно, они были лучшими ударами за раунд. Джерри отвечал на это более многочисленными, но куда более разболтанными своими джебами и левыми боковыми. Было чего-то справа, но все из той же серии. Допустим, от левого хука Холмсу доставалось процентов пятнадцать.
В конце раунда Куни болтанул левой куда ниже пояса. (Одно очко рефери снял с него ранее, все правильно – он заслужил). Холмсу дали время на то, чтобы прийти в себя, и сняли еще одно очко с Куни. Я не знаю, был ли этот удар случайным. Внешне – да, но Куни его выбросил как-то очень своевременно. У него у самого силы кончались. Понимал это и Холмс. Он не стал отстаивать, отсиживать и отлеживать пять минут. Только полторы. Куни этим воспользовался и безрезультатно атаковал. Два очка он потерял за удары «к югу от границы», но я не удивлюсь, если судьи в целом оценили раунд 9-8 в пользу Холмса.
Все «начало кончаться» в десятом раунде. Может Куни вел за счет расхлябанных ударов в начале, но Холмс обрушил на него несколько ударов справа ближе к концу и после этого продолжил атаковать. Теперь Куни мог проигрывать на «картах» даже своих болельщиков. Пусть последний удар остался за ним, это уже ничего не меняло. Может быть, он и был лучше, но заряд у него явно кончался. Пять раундов ему было не отстоять.
В одиннадцатом раунде Куни снова ударил ниже пояса, и рефери снова снял с него очко. В остальном раунд проходил так же, как предыдущий. У Джерри были моменты, но все шло туда, куда шло – к нокауту. В 12 раунде ирландец в последний раз попытался посопротивляться. Но его силы таяли на глазах.
Развязка наступила в 13 раунде. Холмс наносил удар за ударом. Куни удалось просунуть сквозь защиту чемпиона один левый хук, но Лэрри только чуть качнулся, затем снова пошел вперед и обрушил на голову Джерри лавину ударов. Казалось, что Куни не может уже поднять руки даже для защиты. Он только стоял и кричал: «Ну, давай, бей меня, бей!» После трехударной комбинации он отлетел на канаты, а потом, как бы нехотя, сам упал на пол. Куни поднялся, но его тренер выскочил на ринг и закрыл его собой. Бой был остановлен.
После боя особо любопытные зрители к своему удивлению узнали, что, если бы рефери не снимал с Куни очки за удары ниже пояса, то на момент остановки боя он бы вел в счете. У двух арбитров он был 113-111. У третьего судьи – 115-109. Все в пользу Холмса. В общем, достаточно справедливо. После боя было модно упрекать в расизме первых двух арбитров, но, на мой взгляд, это было бы не совсем честно. Они считали то, что видели. Расизмом я бы все это объяснять не стал.
Это была последняя яркая победа Лэрри Холмса. Его вершина, после которой он пошел вниз. В мае 1983 года он едва не проиграл абсолютно заурядному Тиму Уитерспуну. Двое судей из трех отдали победу Холмсу, но очень многие с ними не согласились.
К тому времени Лэрри стал подбираться к рекорду Рокки Марчиано – 49 боев, 49 побед, и многих очень волновало, устоит ли достижение все еще суперпопулярного чемпиона 1950-х годов. Самого Холмса все время об этом спрашивали, на что он как-то ответил: «Рекорд Марчиано для меня – это лишь приправа, а главное – деньги». С такими речами героями своей страны не становятся.
В конце 1983 года Холмс рассорился с руководством WBC. Разумеется, из-за денег. Его лишили звания, и практически тут же недавно образованная Международная Федерация Бокса (IBF) объявила его чемпионом мира в тяжелом весе. Многие в США тогда с восторгом и, как позже оказалось, сдуру, поддержали образование этой новой федерации, понадеявшись на то, что она поглотит WBC и WBA. Американцам давило на психику и то, что штаб-квартиры этих организаций находились, соответственно, в Мексике и Венесуэле, где они скрывались от налогов, а IBF осталась в США. Однако для того, чтобы съесть конкурентов, у новоиспеченной федерации кишка оказалась тонка, и в результате в мировом боксе надолго вместо двоевластия образовался триумвират.
Однако Лэрри Холмс свою задачу выполнил – своей уважаемой персоной он придал легитимность IBF, и она быстро добилась равного с WBC и WBA статуса. У этих организаций тогда уже были свои часто менявшиеся чемпионы, но, как писал в то время журнал Sports Illustrated: «Каждый сын своей матери в этой стране знает, что есть только один чемпион в тяжелом весе – Лэрри Холмс, даже если этого не знают WBC и WBA».
Между тем, одержав 20 мая 1985 года над Карлом Уильямсом свою сорок восьмую победу, Лэрри Холмс подошел вплотную к рекорду Марчиано. Следующим его соперником должен был стать бывший абсолютный чемпион мира в полутяжелом весе Майкл Спинкс, младший брат Леона Спинкса.
Встреча состоялась 21 сентября 1985 года в Лас-Вегасе. После пятнадцати раундов все трое судей отдали победу Майклу Спинксу, ставшему первым в истории бывшим чемпионом в полутяжелом весе, завоевавшим титул и в «королевской» весовой категории. Он действительно в этом бою выглядел чуть лучше. Лэрри был шокирован, но не сломлен. 19 апреля 1986 года он снова встретился со Спинксом на ринге. На этот раз победу Спинксу отдали только двое судей из трех, но это ничего не меняло: чемпионский титул все равно остался у Майкла. Очень многие тогда сочли, что Холмса засудили. По-моему, так оно и было, хотя в таком бою трудно отдать кому-то предпочтение. Наверно, сыграло свою роль то, что Лэрри, сам того не заметив, преждевременно стал для бокса «вчерашним человеком».
После второго поражения от Спинкса Холмс оставил ринг только для того, чтобы в 1988 году туда вернуться. 22 января его в 4 раунде нокаутировал Майк Тайсон. Постаревший Холмс был в этой встрече обречен изначально. Когда-то он советовал Мухаммеду Али не продавать свою славу за деньги, а теперь он делал это сам. И начав ее продавать, он уже не смог остановиться. Перечислять его заслуги на этом пути просто не хочется.
На этом фоне резко выделяются три боя. 7 февраля 1991 года Холмс сумел по очкам победить сильного тяжеловеса Рэя Мерсера. Затем, 19 июня того же года, он встретился с тогдашним чемпионом мира Эвандером Холифилдом. Все ожидали, что тот устроит Лэрри трепку, но Холмс сумел продержаться на ногах до конца встречи, и, хоть и проиграл, устроил ему трепку. Наконец, 8 апреля 1995 года Холмс едва не победил чемпиона мира по версии WBC Оливера Макколла. Он выиграл первую половину боя, но в 45 лет у него просто не хватило пороху на вторую, и он проиграл по очкам.
Это было последнее его яркое достижение. Затем пошла череда беззубых соперников, которым вышедший в тираж Лэрри иногда даже умудрялся проигрывать. Журнал The RING как-то даже опубликовал карикатуру на него с подписью: «Лэрри Холмс провел поединок с тренировочным мешком! Уступив ему в упорном бою, Холмс заявил, что судьи его ограбили».
Ну а закончилось все откровенным фарсом. 27 июля 2002 года Лэрри вышел на ринг против известного боксера-клоуна Баттербина, фигурой напоминающего мыльный пузырь. Лэрри одержал победу в десяти раундах по очкам, но что это было за зрелище! Причем даже сам Холмс не скрывал, что сделал это исключительно из-за денег. Нет, он отнюдь не разорен. Наоборот, свое богатство Холмс не только сохранил, но преумножил. Просто практичный Лэрри не может удержаться, если видит возможность срубить еще денег. Пусть даже за это надо заплатить боем с каким-нибудь чучелом. Все-таки не случайно он никогда не был героем своей страны, и годы его чемпионства стали лишь послесловием к эпохе Али. Пусть хорошим послесловием, но только им. Он так и остался в мировой истории – просто Лэрри Холмсом. Может быть, и хорошо, но ничего особенного.
Александр Беленький