Найти в Дзене

Растим ребёнка социально успешным. Инструкция для родителей.

В предыдущей статье (ссылка в конце) я писала, что ментальный уровень сознания формируется у человека к 4-5 годам. Далее человек продолжает заполнять ментал, развивает и структурирует его, что способствует его успешности в социуме, или захламляет, что, соответственно, затрудняет развитие и искажает картину мира человека.

Работа с ментальным телом в период его формирования (первые годы жизни) сильно отличается от работы с этим уровнем сознания в последующие годы. Поэтому я посвящу проработке ментала в разные периоды отдельные статьи.

В этой статье расскажу, как родители могут помочь ребёнку правильно сформировать ментальный уровень сознания.

1. Первая функция ментала – восприятие информации.

В нормальных условиях (если малыш растёт не среди животных или алкоголиков/наркоманов) формирование ментального тела у родившегося человека является естественным стремлением. С первых дней жизни, ещё ничего не осознавая, ребёнок начинает учиться с лихорадочной скоростью: сначала осваивает физическое тело, изучает свои ощущения (эфирный уровень), вырабатывает реакции на раздражители (эмоциональный уровень). На втором году жизни маленький человек уже понимает много слов и старательно их копирует. Это означает, что его ментальный уровень начинает реализовывать первую функцию – восприятие информации.

Чтобы что-то узнать, надо это назвать. Вот почему мы практически не помним первого года своей жизни: полугодовалый младенец может видеть самолёты, лошадей, небоскрёбы и т.д., но не запомнит, поскольку не знает названия этих предметов.

В возрасте полутора-двух лет ребёнок начинает догадываться, что каждому предмету/явлению соответствует определённый набор звуков. Он заучивает огромное количество слов и многие из них старается правильно воспроизводить.

Большинство современных взрослых людей пока не умеет управлять своими эмоциями и на всё реагирует в первую очередь эмоционально. А поскольку для развития первой функции ментального уровня (восприятие, впитывание информации) эмоции как раз очень полезны: они усиливают впечатление и ускоряют мысль, то родителям легко и приятно помогать ребёнку воспринимать информацию, изучать слова. Сложностей с реализацией первой функции ментала обычно не бывает.

В первую функцию ментального уровня входит не только запоминание, но и соединение в сознании образа предмета/явления и его кода – словесного обозначения. Чем ярче при произнесении слова в воображении возникает образ, чем больше эмоций он вызывает, тем лучше он понимается и запоминается. На этом этапе родителям стоит уделить особое внимание созданию и укреплению в сознании малыша связи между предметом и его названием:

- просить принести/подать игрушку, чётко назвав её, хорошо, если ребёнок будет учиться произносить название предмета, разглядывая и трогая его;
- называть признаки предмета (цвет, форму, размер и т.д.), сравнивая его по этим признакам с другими предметами;
- убрав хорошо изученную ребёнком игрушку куда-нибудь недалеко, напомнить о ней, назвать, описать признаки, попросить малыша найти именно эту игрушку, тем самым тренируя его память;
- когда ребёнок научится произносить название и признаки игрушки, просить описать её.

2. Вторая функция ментала – сжатие информации.

Изучив большое количество слов, маленький человек начинает испытывать потребность в сжатии информации: его оперативная память заполнена, и, чтобы продолжить изучение мира путём запоминания новых слов, нужно освободить оперативку, сжимая усвоенную информацию.

Сжатие информации включает в себя следующие этапы:

- анализ информации;

- обобщение подобных предметов/явлений общим понятием;

- выводы.

Если на первых этапах развития этой функции (обобщение материальных предметов: столик, стульчик, кроватка, шкафчик – мебель, кукла, машинка, мячик, совочек – игрушки) всё проходит легко, то с обобщением действий и процессов (в более старшем возрасте, 3-4 года, когда от ребёнка уже почему-то требуют понимания последствий) возникают трудности:

1. К примеру, ребенку нужно понять, что определённые его действия – нежелательные, нехорошие (уронил, разбил, испачкал, порвал – набедокурил). Обобщающее понятие малышу, конечно, может дать только взрослый, он же и окрасит обобщающее понятие в нужную эмоцию. Беда в том, что родители, привыкшие в любой ситуации сильно и долго эмоционировать, вместо обобщающего понятия, подкреплённого эмоцией, дают ребёнку лишь сильную и длительную эмоциональную реакцию - чаще всего долго орут: «Ты что наделал, такой-растакой!»

Ребёнку же, чтобы понять, что его действие «плохое», достаточно будет, если родитель сделает недовольное лицо и твёрдо скажет: «Это плохо. Так нельзя делать».

2. Многие действия родители вообще запрещают ребёнку совершать, тем самым вкладывая в его ещё формирующееся сознание жёсткую установку: нельзя совершать новые действия, нельзя получать новые знания и опыт.

Маленькое существо, новенькое сознание страстно хочет развиваться, всё трогает, всё тянет в рот, везде бегает и обо всём спрашивает. А его на каждом шагу одёргивают: это нельзя, то нельзя, туда не ходи, это не трогай, не приставай.

О запретах на получение и использование опыта буду писать далее, в цикле статей о каузальном уровне сознания, а сейчас отмечу, что на этапе формирования ментального уровня родителям следует поднапрячься и разделить получение ребёнком новых знаний на разные виды дозволенности:

- это можно делать всегда (самостоятельно перемещаться в пределах безопасной территории, брать, изучать, даже ломать свои вещи, задавать вопросы и т.д.);

- это можно делать только вместе с родителем или под его присмотром (брать и рассматривать чужие вещи, ходить по не очень безопасной территории и т.д.);

- это нельзя делать.

Последний раздел необходимо включить: ребёнок должен выучить понятие «нельзя», но следует по возможности сократить. Маленькому ребёнку лучше не показывать возможность получить опыт, чем запретить, когда он видит такую возможность (полезнее исключить вероятность падения малыша с обрыва в реку, чем бежать к нему с дикими криками: «Куда?! Нельзя!», когда он уже стоит на обрывистом берегу).

3. Третья функция ментала – формирование моделей поведения.

Эта функция начинает реализовываться у ребёнка примерно с трёх лет.

При правильном формировании функция включает в себя этапы:

- осознание обобщающего понятия (набедокурил);

- подбор и анализ вариантов решения проблемы;

- применение выбранного варианта – фиксация модели поведения.

Трёхлетний малыш уже может понять, что сделал что-то не то, но, конечно, ещё не умеет анализировать ситуацию и искать выход. Он копирует эти этапы у старших.

И здесь опять же привычка выдавать долгую и интенсивную эмоциональную реакцию может помешать старшим подать правильный пример.

@trishka_purpurnaya , https://vk.com/hambarariya , https://t.me/trishka_purpurnaya
@trishka_purpurnaya , https://vk.com/hambarariya , https://t.me/trishka_purpurnaya

В этом случае ребёнок запоминает модель: случилось что-то плохое – надо долго эмоционировать.

А ведь именно в этом возрасте, на этих, казалось бы, простых ситуациях, мы должны учиться

- давать трезвую оценку своим действиям;

- анализировать ситуацию, делать выводы (я сделал плохо, все расстроились, больше так не надо поступать);

- искать варианты решения проблемы (очень расширяет кругозор);

- формировать честные и эффективные модели поведения.

Грамотно сформированный ментальный уровень сознания, верные алгоритмы мышления и действий помогут ребёнку гораздо легче пережить переходный возраст и во взрослой жизни уверенно разрешать гораздо более сложные ситуации.

Ссылка на предыдущую статью

В следующих статьях буду писать о перекосах в ментальном теле взрослых людей и о том, как им вычищать и гармонизировать свой ментал, а пока жду ваших комментариев.