Всем привет! Сегодня обсуждаем последнюю изданную на данный момент книгу безмерно любимого мной Алексея Иванова "Бронепароходы". Рассказывать о любви своей к автору не буду (делал это уже неоднократно), скажу лишь, что книги Иванова для меня "автопокупаемые", даже без чтения синопсиса, а уж исторические - тем паче. Так что "Бронепароходы", попавшие в читательский план на год сразу по объявлении о выходе и появившиеся в домашней библиотеке в конце февраля сразу с началом продаж, терпеливо дожидались своей очереди на прочтение. И вот заветный час пробил...
1918 год... Уже год, как в стране установилась власть Советов. В новой стране войну ведут между собой люди, технологии и капиталы. Белые и красные активно обзаводятся речными флотилиями для противостояние друг с другом, стреляя во вчерашних братьев, города переходят из рук в руки, паровые машины постепенно сменяют дизельные двигатели, а британская компания "Шелл" конкурирует с русской компанией братьев Нобель за лидерство в области нефтедобычи... Как в этой кровавой круговерти и хаосе сохранить себя и остаться верному данной присяге?
Ни для кого не секрет, что Иванов как рыба в воде вольготно чувствует себя в любом из жанров, но историческая проза, как ни крути, его конёк. Алексей Викторович в своём творчестве обращался уже и к эпохам Ивана Грозного, и Петра Первого, и Екатерины Второй, и Великой Отечественной... Так что обращение к одной из самых трагических страниц истории нашей страны, Гражданской войне, было вопросом времени. Где еще раскрыть так любимую Ивановым тему нравственного выбора, как не на фоне этого всеобщего хаоса и кровавого террора, когда "каждый человек в душе немного белый, немного красный, и гражданская война безжалостно рвёт душу пополам. А если ты не позволяешь войне разорвать себя и уничтожить, то ты - против всего мира"(с). Как поступить, например, бывшему благородному владельцу пароходства, Дмитрию Платоновичу Якутову - выдать чекисту Ганьке Мясникову раненого Великого князя Михаила (и тогда расстреляют всех, кто ему помогал, включая самого Якутова), или не выдавать (и тогда арестуют его дочь Катю?) Как быть самому Мясникову, не понимающему, почему ему так хочется уничтожить Михаила Александровича Романова? Ганька, которому "равенство которому всегда было против шерсти"(с), искренне не понимает, что не сумел выделиться ни в большевистском подполье, ни во ВЦИК, пока изворотливое воображение не подсказало ему двинуть в ГубЧК и расстрелять наследника престола - такого уж точно никто не делал! Чем не возможность выделиться? А сам Романов? Долго ли он сможет сохранять достоинство, наперекор всем не желая ничего - ни империи, ни мести, в то время, как люди в это смутное время только и выгадывают, где лучше? Как быть капитану бронепарохода "Левшино" Ивану Диодорычу - сдать команду саботажников большевикам, или пусть случилось, что случилось - ведь дело капитана - спасать судно и команду, а судит пусть кто - то другой (с) ?
Извечных русских вопросов " как быть?", "как поступить?", "что делать?" и "кто виноват?" в "Бронепароходах" наберётся с добрых две сотни, по количеству главных и второстепенных персонажей. Да, да, непревзойдённый мастер многофигурных произведений, Алексей Викторович на этот раз, мне кажется, превзошёл сам себя, создав в масштабном романе (почти семьсот страниц и непривычный для книги формат А 5) целую галерею противоречивых и не подвергающихся однозначной оценке образов и характеров (тот же Мамедов в этой кровавой карусели совершает поступки, которые, казалось бы, должны отвернуть от него читателя, но уже следующим шагом мгновенно реабилитируется в его глазах). У читающих произведения Иванова впервые может возникнуть сомнение, что число героев первого и второго плана великовато даже для столь масштабного полотна, бывалые же, как я , усмехнутся, ибо знают, что Иванов прекрасно справится со своей задачей - каждый персонаж получится "полнокровным", даже самый казалось бы незначительный, сыграет свою роль в этой литературной партии, поучаствует в конфликтах и, так или иначе, сделает нравственный выбор. Так что будьте спокойны - до конца книги вы сроднитесь с каждым из персонажей романа и вникнете в их внутренний мир, да так, что смерть героев ( а их, как вы понимаете, будет немало) будет восприниматься вами, как нечто глубоко личное, оставляющее в вашей душе огромную пробоину.
На выходе получаем масштабное полотно, отражающее целый пласт истории нашей страны. Тут уже набралось огромное количество знатоков истории, "диванных" экспертов и профессоров по истории гражданской войны, утверждающих, что подобная история просто не могла произойти, а финал - так это уж совсем Голливуд или Болливуд. Перестаньте, вы, господа, пытаться оценить историческую прозу Иванова (да не только его, творчества Яхиной это тоже касается) с позиции исторической достоверности, не забывайте, что это литературное произведение, и история здесь - не более, чем ширма, декорация. А с литературной задачей автор справляется более чем, предоставляя читателю возможность поразмышлять о вечных темах - чести, достоинстве, верности себе и данной присяге, патриотизме и торжестве жизни над смертью, заключающемся в разрешении от бремени Кати Якутовой в самый разгар боя , ведь "из - за войны нельзя нарушать предустановленный свыше порядок жизни"(с). Так что оставьте бесполезные споры о достоверности описываемых событий (того, кто знал, как дело было на самом деле, скорее всего, уже нет в живых) и просто ещё раз насладитесь великолепной прозой Алексея Иванова.