Вот ведь как бывает: подружки-приятельницы даже мысли не позволяют о том, чтобы кого-нибудь румяного и крохотного «отнять» у аиста, найти в капусте или по-честному принести из роддома. Они бы и рады, да вторая половина сурово хмурит брови: «Не время. Нет денег. Не хочу». А твой ненаглядный двумя руками за, невзирая, что ты, вообще-то, не против подождать. Он настаивает, буквально – к положению обязывает
Кому рассказать, рассчитывая на понимание? Подруга насупится: «Он молодец, хочет детей и семью, а ты…» Мама сложит руки на груди: «А что, собственно, плохого в его намерениях?» Анонимы на девичьих форумах и вовсе закидают виртуальными тапками: «С жиру бесишься! Ишь, карьеру она хотела сделать и на ноги встать! Рожай, если мужчина настаивает! Знаешь, на что мне пришлось пойти, чтобы наш Никитка родился? Муж ни в какую не хотел…»
А ты глотаешь слёзы, закусываешь губу, вглядываешься в заоконную темень. Как в песне: «Всё на месте, да что-то не так». Уж больно настойчив избранник с предложениями деторождения, слишком последователен, подозрительно нежен, вкрадчиво соблазнителен. Такое впечатление, что ты попала под мягкий камнепад: вроде бы безболезненно, но стоит задержаться – и «задавит массой», поглотит пучина.
… Явление это не столь частое. Не все женщины его осуждают. Большинство мужчин его оправдывают. Столкнувшиеся с ним редко обретают единомышленников и почти никогда – защиту.
Знакомьтесь, репродуктивное наsилие. Это когда мужчина настаивает на продолжении рода, а женщина не разделяет стремление. Потому что знает точно или подспудно: дети тут ни при чём. Ему нужна она…
Нежная осада
Иногда это бывает мягко, красиво, софт-вариант, лайт-версия, сразу и не заподозришь. Ты встречаешься с человеком, всё по сценарию: букеты, конфеты, вино и кино. Спустя неделю он задерживает взгляд на бегающей детворе в пёстрых курточках:
- Славная малышня, правда? Детство - золотое время!
И ты таешь: надо же, детей любит, такая редкость в наши дни.
Через две он знакомит с друзьями: отличная пара, воспитывают малолетнего симпатягу-сорванца. Кавалер катает пацана на плечах, бодает в пузо «козой рогатой», потом делится впечатлениями:
- Отличный хлопчик, согласись?! Не против завести такого же?
И ты сладостно замираешь: надо же, у мужчины серьёзные намерения. Другие годами ждут, когда любимый отважится на шаг, а тебе счастье само идёт в руки.
Спустя месяц он инициирует серьёзный разговор: «А что, если?.. Ты бы хотела? У нас были бы замечательные дети, красивые – все в тебя».
И ты впервые всерьёз задумываешься. А что, если?.. Не слишком ли рано? Может, надо узнать друг друга получше?..
Узнаётся следующее. Он оставляет журналы раскрытыми на статьях о пользе деторождения. Всё чаще заводит разговоры, мол, «когда наконец» и «пора, время пришло». Категорически отвергает контрацепцию: таблетки – вред, презервативы – зло. Если настаиваешь, устраивает диверсии, прячет противозачаточные пилюли, выбрасывает или выводит из строя резиновые изделия. Намекает или прямо говорит твоим подругам, родителям, коллегам и родственникам, что горит желанием стать отцом, а вот некоторые несознательные личности…
Что стоит за атакой? Неземная любовь к тебе, тоска по отцовству, желание обрести смысл жизни и чёткие перспективы? Хотелось бы…
Все средства ради победы
Есть сюжеты похлеще. Законный муж прямо, без обиняков говорит: «Пора». Ты ему про нежелательность декрета и своё зыбкое здоровье – он мотает головой. Вместе с тобой идёт к врачу, тщательно изучает твои физиологические показатели, высчитывает оптимальные дни для зачатия, в нужный срок приступает к делу – холодно, технично, расчётливо, пардон, без прелюдий, исключительно ради результата в две полоски. Пытаешься протестовать – в ответ насмешки, отрицание, наконец, агрессия: «Ты женщина, а сущность женщины – рожать и с детьми возиться». Если продолжаешь сопротивление, он не миндальничает, в ход идёт на*илие – физическое и сексуальное, экономическая блокада. И ты плачешь, ломаешь голову: «А любовь ли это? Вроде бы супруг преследует благие цели, но почему-то из-за его настроя дать кому-то жизнь – жить не хочется тебе.
Слёзы и минор понятны: мужское поведение исключает уважение к тебе как к личности, равенство отвергается. Ты должна подчиниться и зависеть от него. А более уязвимое положение, чем женщина без работы, денег и с малышом на руках, трудно придумать…
Горькая правда о сладких иллюзиях
Репродуктивное принуждение – это форма домашнего и сексуального на*илия. Звучит страшно, хотя каждая пятая женщина в мире испытывала его или испытывает.
Почему мужчины идут на это? Во-первых, порой сами не осознают. Во-вторых, причин множество: желание состояться как «настоящий мужик» и продолжить род; отчаянная попытка завести семью, что-то доказать окружающим и себе; стремление удержать женщину, установив над ней полный контроль. Но какие бы мысли не бушевали в мужской голове, всех «репродуктивных принужденцев» объединяет одно: они не воспринимают партнёршу, как равноправную личность, не учитывают её интересы и не уважают её решения.
Можно ли распознать тенденцию на ранних стадиях романа? Естественно: гиперопека, полный контроль, комплименты типа «кроха, малявка, несмышлёныш, глупенькая», намёки на семью и детей на ранних стадиях отношений. Самое глупое, что ты можешь сделать, узрев «симптомы» - изобличать и перевоспитывать, не менее глупо тут же спасаться бегством. Присмотрись, если кандидат стоящий, можно повести игру по своим правилам. Но вернёмся к мужским заскокам «срочно роди мне кого-нибудь!»
Почему женщины не уходят после первой же отвратительной сцены – скандала, конфликта, рукоприкладства? Потому что у нас на это тоже сто причин. Мы боимся, что за решительное противостояние последует и вовсе настоящий террор. Мы не можем обеспечить себе финансовую самостоятельность. Мы считаем, что не найдём другого мужчину – самооценка слабовата, или кто-то внушил комплексы. Мы жалеем дурака, который вспылил и поднял руку. Мы сомневаемся: в целом ведь неплохой, да и требует естественных, в общем-то вещей. Наконец, мы любим и прощаем. Мы надеемся, что благодаря нам хотя бы один плохой мальчик перевоспитается в хорошего – это у нас, девочек, врождённое и вечное.
Мужчины рождаются агрессивными и настойчивыми? Это зависит от характера?
И да, и нет. Агрессивные нападки чаще всего обусловлены устоями семьи и общества, в которых человек вырос. Это доказали дотошные американцы: подопытную группу насильников методично «обрабатывали» на психологических тренингах. После качественной промывки мозгов только 5% «пациентов» принялись за старое. Значит, дело всё же не в генетике. В России с репродуктивным принуждением общество и подавно примирилось: по сей день в почёте Домострой, а ещё у нас с трепетом относятся к мужчинам, желающим стать папами – просто явление не слишком распространённое.
Что делать?
Ты не в концлагере и не в рабстве, ты по-прежнему свободный человек и личность. Если оскорбления и насилия невыносимы, надо спасаться. Подготовь плацдарм, где предстоит пережить тяжёлые времена, а также финансовый резерв – возможно, из-за преследований несостоявшегося «папы и повелителя» предстоит сменить работу. Предупреди родственников, чтобы не волновались – или наоборот, волновались, если долго не выходишь на связь. Доверительно пообщайся с подругами, нужен человек, который поймёт, тебе необходима поддержка. Наконец, если совсем невмочь, обратись за профессиональной помощью психологов, запасись адресами кризисных центров для женщин.
Ты неоднократно переживёшь целую гамму чувств, от ненависти к нему до непринятия себя, ты сто раз его оправдаешь и сто один – проклянёшь. Ты пересмотришь своё отношение к отцовству, материнству, деторождению, задашь самые сложные вопросы. В сухом остатке должны финишировать банальные истины: дети должны рождаться в любви, по обоюдному желанию родителей.