По большей части шведы очень милые и добрые люди. Впрочем, как и всегда, это не сильно зависит от национальности, чаще от конкретных людей. Но время от времени они начинают делать глупости, опять же, как и многие другие (ну, если вы, конечно, понимаете, о чем я).
Этот инцидент произошел еще в прошлом веке, но последствия его тянулись еще лет пятнадцать, не меньше.
В 1981 году советская подводная лодка села на мель на южном побережье Швеции, всего в 10 километрах от шведской военно-морской базы во время проведения шведами секретных торпедных испытаний. СССР утверждал, что подлодка была вынуждена войти на шведскую территорию из-за серьезного бедствия, а не специально.
Шведский трал случайно снес этой лодке антенну радиопеленгатора, но вместо возвращения на базу известной дорогой, подлодка почему-то пошла по очень узкому фарватеру шириной буквально в 12 метров, который шведы до этого считали секретным. В дальнейшем был допущен еще целый ряд навигационных ошибок, в результате чего лодка села на мель.
Подозрительные шведы в это объяснение не поверили, а с помощью гамма-спектроскопии обнаружили уран-235 — компонент ядерного оружия. Самого оружия, вроде бы, на лодке не было, но остаточные следы показывали, что нечто подобное когда-то на борту присутствовало.
Экипаж покидать лодку отказался, а захватывать лодку шведам было бы очень сложно, т.к. фарватер действительно был крайне узкий, к тому же лодка была оснащена боевыми торпедами. Реальная угроза серьезного ущерба заставила шведских военных отказаться от боестолкновения.
Несколько дней переговоров привели к тому, что шведские спасатели помогли подлодке сняться с мели и она ушла на базу в Лиепаю (я там, кстати, проходил военные сборы в 1987 году). СССР заплатил шведам за спасательные работы 1 миллион долларов и небольшую моральную неустойку в виде 5 миллионов шведских крон.
В общем, после столь неожиданного обнаружения русской подводной лодки буквально в прямой видимости от главной шведской военной базы, да еще и в секретном фарватере, в стране началась реальная паника. Шведы закупили или изготовили кучу разного оборудования и стали маниакально выслушивать воду на много километров вокруг своего побережья.
Кто ищет, тот всегда найдет! Локаторы стали засекать странные сигналы, которые были всегда очень похожи и звучали с завидной периодичностью.
Эти шумы были похожи на звук выпускаемого разным водолазным оборудованием воздуха и были полны тайны, т.к. невозможно было идентифицировать источник. Постоянное прочесывание акватории ничего не давало, но единственным логичным объяснением служили советские подводные лодки. По типу «как не мальчик? А кто?!»
Шведы стали отправлять ноты протеста в СССР, возмущаясь тайному вторжению, но получали однозначные ответы, что никакие русские подводные лодки у них там не шарятся и странных звуков, тем более, не издают. Наши лодки либо вообще не звучат, либо звучат, как надо!
В ответ шведы тратили кучу денег налогоплательщиков на постоянные морские учения и патрулирование, но все без толку. Как только локаторы обнаруживали знакомый сигнал, целая эскадра подводных лодок, катеров и кораблей срывалась с места и мчалась в указанный район.
Ничего, кроме стай сельди, они там традиционно не находили. Селедка под дулом наведенных на стаю пушек делала глупые невинные глаза и утверждала, что ничем противозаконным в регионе не занимается.
Еще хуже ситуация стала, когда Советский Союз распался, а звуки никуда не исчезли. Пришлось с горечью признать, что, возможно, это были никакие не лодки. Но что же? Только когда стало уже совершенно ясно, что дело не в СССР, шведы заподозрили неладное и привлекли ученых.
В 1996 году Магнус Уолберг, профессор Университета Южной Дании, решил провести исследование, чтобы выяснить природу этих сигналов. Его работа увенчалась успехом, грандиозность которого соперничала разве что с масштабом того позора, который пал на голову военной разведки вышеуказанной страны. По крайней мере, наши моряки ржали так, что в подлодках приходилось менять воздух.
Оказалось, что сельдь, которая с невинным видом уходила в море при приближении большого количества кораблей береговой охраны, и была тем, кто кошмарил все военно-морские силы Швеции целых пятнадцать лет.
Звуки, которые шведы столько лет упорно считали проявлением вражеской тщательно законспирированной деятельности, оказались обычными пуками селедки. Дело в том, что плавательные пузыри у этих рыб прямо соединены с анальным отверстием, и когда рыбе нужно резко ускориться или уйти куда-то поглубже, селедка просто выпускает воздух из пузыря через анальное отверстие. Кроме того, ученые считают, что таким образом рыбы общаются и сообщают друг другу об опасности.
Когда большая стая сельди встречает врага в виде голодного косяка скумбрии или шведской подводной лодки, несущейся на всех парах в поисках русских шпионов, все рыбы разом выпускают воздух и уходят от погони куда-нибудь подальше и поглубже. Со стороны это смотрится и слышится, как довольно большое облако газа, резко выделившегося в каком-то месте и поднимающееся к поверхности воды.
Но ни водолазов, ни, тем более, подводной лодки в этом месте обнаружить впоследствии невозможно, ибо их там нет и никогда не было.
Вот классический пример того, как паранойя и глупость могут долгие годы затмевать разум целой стране.
Из всех историй, которые я слышал про шведов, эта, пожалуй, — одна из самых забавных.