Как символы регионов на купюрах в разные годы вызывали «нездоровый ажиотаж»
«Скандал вокруг новой тысячерублевой банкноты заставляет еще раз задуматься о состоянии государственной национальной политики в Российской Федерации», — считает кандидат исторических наук, заведующий отделом междисциплинарных исследований института истории им. Марджани АН РТ Бахтияр Измайлов. Некоторым политикам и общественным деятелям крайне сложно принимать многоцветие и неоднозначность российской истории, говорит он, а попытки нащупать единые для всей страны символы оставляли горькое послевкусие. В своем блоге, написанном для «БИЗНЕС Online», автор размышляет, что стоит за скандалом с изображением башни Сююмбике на тысячерублевке, и вспоминает «битвы купюр».
История никогда не будет прямой, как Невский проспект
Мы хорошо знакомы с совзнаками,со всякими лимонами,лимардами всякими.
В. Маяковский
Руководство Центробанка, презентуя 16 октября дизайн новых купюр, если и рассчитывало на общественный резонанс, то явно не такого масштаба и не такого характера. Памятуя о не слишком удачном опыте всероссийского конкурса по выбору визуального оформления 2-тысячной купюры в 2016 году, в этот раз организаторы решили вынести на суд общественности уже готовый результат своих кулуарных усилий. 5-тысячная банкнота, выполненная в современном дизайне, осталась практически без внимания, а вот с банкнотой, в просторечье называемой «косарем», вышла промашка. Появление на купюре здания бывшей Дворцовой церкви и башни Сююмбике на территории Казанского кремля, пожалуй, не устроило никого.
Отдельные выступления представителей православной общественности об отсутствии креста на ныне недействующей Дворцовой церкви в конечном итоге слились в многоголосый хор возмущенных. Прозвучали обвинения в адрес Центробанка в разжигании межнациональной розни, ущемлении символов православия и в целом «русской государственности». Традиционно досталось и Татарстану за очередное проявление сепаратизма, проявившегося в «снятии» креста со здания церкви и, наоборот, в установке полумесяца на башню. В данном случае, может, и к лучшему, что представители Татарстана к выбору символов региона оказались непричастны.
Дискуссии развернулись и вокруг признанного архитектурного символа Казани — башни Сююмбике. Справедливо ли избрание ее в качестве символа столицы РТ? Действительно, без башни Сююмбике невозможно представить себе образ нашего города, как Париж без Эйфелевой башни, Нью-Йорк — без статуи Свободы, а Рим — без Колизея. Башня, возведенная в самом сердце Казани — Казанском кремле, да еще и рядом с мавзолеем казанских ханов, вызывала благоговение и трепет у татар в XIX — начале XX века. Весь ее архитектурный облик разительно отличался от соседних кремлевских белокаменных построек, что лишь подчеркивало уникальность и особость. С тех пор минуло много лет, и сегодня в Казани нет недостатка в мечетях и мусульманских архитектурных сооружениях. Современная мечеть Кул-Шариф вполне может поспорить с башней Сююмбике за титул главного символа нашей столицы. Впрочем, любой казанец навскидку предложит с десяток своих символов города. Тем не менее выбор башни Сююмбике показывает, что, в отличие от многих субъективных мнений, это выбор внешнего наблюдателя, в роли которого выступил дизайнер новых купюр. И нет уверенности, что любое непредвзятое голосование дало бы иной результат.
Скандал вокруг банкноты заставляет еще раз задуматься о состоянии государственной национальной политики в Российской Федерации. Почему вопреки принятым на самом высоком уровне стратегиям и программам, в которых постулируются идеи об укреплении государственного единства и целостности России, сохранении этнокультурной самобытности ее народов, даже простая визуализация символов регионов на купюрах вызывает нездоровый ажиотаж?
Неоднократные попытки нащупать в публичном поле единые для всей страны символы и визуальные образы оставляли крайне неоднозначные итоги и горькое послевкусие. Здесь можно вспомнить всеобщее голосование по поиску 10 визуальных символов России «Россия-10», организованное в 2013 году компанией «ВГТРК» и Русским географическим обществом. Лидерство в голосовании мечети «Сердце Чечни» в Грозном стало предметом бурного обсуждения в СМИ и соцсетях. Дошло до публичных упреков со стороны главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова в адрес организаторов конкурса.
Создается ощущение, что некоторым политикам и общественным деятелям крайне сложно принимать многоцветие и неоднозначность российской истории, сплетенной из судеб многих народов. Хочется иметь вместо непростого и многозначного прошлого историю ясную и прямую, как Невский проспект в Санкт-Петербурге. Но такой наша история не будет! И Казань является наглядным примером подобной истории. Здесь судьбы татар тесно связаны с русским и другими народами, ислам соседствует с православием. И все это является нашим общим достоянием и культурным наследием. Именно за этот многогранный и многообразный облик Казань любят и ценят туристы, уважают политики разных направлений, а казанцы просто привыкли принимать как данность. Любая попытка разделить все это оставит раны на теле нашей общей истории, возникшей из совместного труда и защиты своего Отечества.
Деньги как часть исторической политики, или «Битва купюр»
Почему же вопрос выбора визуального образа государственных денежных знаков так важен? Казалось бы, в современном мире с его развитым цифровым банкингом большинство россиян свои денежные средства «видят» в виде уведомлений от банка, равнодушно фиксирующего циркуляцию денег со счета на счет. Да и покупательная способность купюры гораздо больше занимает человека, нежели ее визуальное оформление. Самый простой соцопрос своих знакомых легко подтвердит, что подавляющее большинство понятия не имеет, на какой купюре изображены Красноярск, Москва или Архангельск.
И все же визуальный дизайн денежных знаков является материальным отображением государственной идеологии и исторической политики. Банкноты репрезентуют «имидж» государства-эмитента, воспроизводят объединяющие общество символы и исторические образы. Сама по себе история денег — это еще и история смены идеологий и представлений страны о своем прошлом и настоящем. Именно поэтому одной из первоочередных забот национальных государств на постсоветском пространстве становилась печать собственных денежных знаков.
Практика изображать на банкнотах исторические сюжеты, памятники историко-культурного наследия и выдающихся деятелей наиболее широко распространилась с середины XX века. И связано это с увеличением числа демократических, ну или желающих считать себя таковыми, государств. В отличие от монархов, ранее имевших абсолютную монополию на свои портреты на деньгах, президенты в демократических странах менялись слишком часто, чтобы под каждого запускать печатный станок. Поэтому вместо изображения глав государств искали символы единения общества, будь то историческое событие, выдающиеся представители нации или природное достояние в виде редкого животного.
По этому пути пошло и большинство бывших республик Советского Союза. Лишь на денежных единицах двух стран постсоветского пространства появлялся действующий руководитель республики — Сапармурат Ниязов в Туркменистане и Нурсултан Назарбаев в Казахстане. Да и во втором случае речь шла о юбилейной купюре, посвященной 25-летию независимости Казахстана. На денежных знаках всех других республик изображались великие правители, выдающиеся исторические личности и памятники историко-культурного наследия, щедро оформленные национальными узорами. Впрочем, отчасти появление всех этих новых символов было и связано с желанием «застолбить» за собой важный участок исторического наследия.
Важную роль изображения на купюрах имеют не только для граждан страны, но для и артикуляции внешнеполитических устремлений государств. Например, на азербайджанских манатах карта Азербайджана всегда изображалась с включением территории Карабаха, что вызывало возмущение как в самой непризнанной республике, так и в Армении. Подчеркивая свои права на эту территорию, Азербайджан на купюре в 20 манатов неоднократно использует слово Qarabağ («Карабах»).
В свою очередь Центральный банк Армении в 1998 году разместил на банкноте изображение знаменитой горы Арарат, которая присутствует и на государственном гербе. Парадокс заключается в том, что сегодня гора Арарат является частью территории Турции. Более того, Арарат использовался на турецких лирах в 1960–1980-х годах.
Уберите Ленина с денег!
Я не знаю, как это сделать,Но, товарищи из ЦК,уберите Ленина с денег,так цена его высока!
А. Вознесенский
Скандалы вокруг изображений на денежных знаках случались и в советское время. В 1967-м, в год 50-летия Октябрьской революции, в журнале «Звезда Востока» опубликовали стихотворение поэта Андрея Вознесенского «Уберите Ленина с денег!». Несмотря на броскую строчку, стихотворение не содержало ни антисоветской крамолы, ни даже диссидентского намека. Общий пафос молодого поэта заключался в необходимости сохранить чистый и светлый образ Владимира Ильича Ленина «для сердца и для знамен», а не мусолить его на советских купюрах. Публикация в журнале, издававшемся в далеком Ташкенте, вызвала скандал всесоюзного масштаба, разделив современников на два лагеря. Председатель правления Госбанка СССР Алексей Посконов обрушился на Вознесенского с обвинением в оскорблении памяти вождя и поверхностном понимании идеологической ситуации. Дескать, портрет Ленина на купюрах — символ коммунистической идеологии и мудрого вождя и себе уже давно не принадлежит. Вождя мирового пролетариата, естественно, с банкнот не убрали, а вот редакцию журнала расформировали.
Сама история с изображением Ленина на банкнотах весьма показательна и демонстрирует, что люди быстро улавливают перемены в политическом и общественном пространстве. Впервые портрет Владимира Ленина работы Альфреда Эберлинга появился на знаменитых червонцах 1937-го, в год 20-летия Октября. На них вождь и учитель всего мирового пролетариата изображен анфас, словно задумчиво наблюдающий за строительством коммунизма и дороги в светлое будущее и в случае чего готовый дать дельный совет. А вот на новых банкнотах серии 1961 года изображение «живого» Ленина заменил его скульптурный барельеф. Это тогда еще мало уловимое движение советской системы в сторону идеологического догматизма и консерватизма было быстро считано поколением «шестидесятников».
Еще одной приметой советских денег было подчеркивание интернационального характера государства. Все бумажные деньги СССР имели письменное обозначение номинала на языках союзных республик. Причем как на латинице, армянском, так и с особенностями написания языков на кириллице. Другое дело, что число союзных республик неоднократно менялось и только к 1957 году остановилось на 15.
Призывы «убрать Ленина с денег» вновь зазвучали уже в конце 1980-х годов. Только теперь уже никого не заботила чистота и непорочность образа вождя. В период глобальных перемен в стране сторонники нового курса справедливо полагали, что лик Ленина на банкнотах явно не способствует развитию рыночных отношений и формированию капитализма в стране. В итоге вождь на советских банкнотах пережил и перестройку, и развал СССР, безучастно взирая на печальную агонию государства, которое он когда-то создал. В 1993 году советские деньги изъяли из обращения, и они заняли почетное место в коллекциях бонистов в разделе «несуществующие государства».
Башня Сююмбике на татарстанских жетонах
В начале 1990-х годов страна вовсю осваивала процесс «мягкого вхождения в рынок» путем жесткого приземления на экономические реалии. В это время во многих регионах России начали распространяться суррогаты денежных знаков, которые должны были смягчить кризис налично-денежного обращения. В стране появились «немцовки», «катановки» и даже уральские франки. «Немцовки», например, имели хождение в Нижегородской области и свое название получили по имени первого губернатора Нижегородской области Бориса Немцова.
Свои эрзац-деньги появились и в Татарстане. Под гарантию бюджета республики в 1992 году жителям РТ выдавались специальные жетоны, которые были отчеканены в Югославии в количестве 70 млн штук. Многие татарстанцы помнят, что этими жетонами учащиеся оплачивали обеды в школьных столовых, а водители рассчитывались на АЗС.
Вице-премьер Татарстана Равиль Муратов, желая снизить градус и без того натянутых отношений с Москвой, особо подчеркивал, что введение жетонов никоим образом не означает движения Татарстана к введению собственной национальной валюты. Жетоны использовались в республике до конца 1990-х годов.
Вот на этих жетонах впервые и появилась башня Сююмбике с полумесяцем на фоне стилизованной лилии и с надписью «Татарстан». Выбор башни Сююмбике в качестве символа был вполне объясним. О строительстве мечети Кул-Шариф еще даже не помышляли, а других новых зданий построить не успели. Башня Сююмбике, как в годы Октябрьской революции, вновь стала символом возрождения государственности татарского народа и символом республики. С начала 1990-х к ней стали стекаться мусульмане для совершения намаза. Кстати сказать, появление жетонов с башней и полумесяцем тогда не вызвало заметного общественного обсуждения и негативной реакции.
Что же касается банкнот постсоветской России, то с самого начала Центробанк отказался от использования на них портретов. Страна и без того разрывалась от противоречий, а потому найти исторический персонаж, который в равной степени устроил бы все политически ангажированные группы, федеральный центр и регионы, было задачей не из легких. Компромиссом стала так называемая «Городская серия» российских банкнот с ее нейтральными образами, не вызывающими особых ассоциаций. Выбранные «места памяти» на банкнотах хотя и являлись узнаваемыми символами российских городов, но не несли в себе отчетливой идеологической нагрузки. Лишь с 2013 года началась печать 100-рублевых памятных купюр, посвященных ключевым событиям современной России. Как отмечали исследователи денежных знаков РФ в 2010-х годах, нейтральность «городской серии» банкнот свидетельствует скорее о том, что и национальная, и государственная идентичность в Российской Федерации еще только проходит стадию становления. Учитывая события вокруг презентации новых купюр, можно констатировать правоту этого утверждения и на сегодняшний день.
Как известно, 18 октября Центробанк под давлением общественности объявил о решении приостановить выпуск тысячерублевой банкноты, а значит, нас ждет очередная общественная дискуссия об общих символах и смыслах.
Бахтияр Измайлов