Найти тему
"Театральный чердак"

"Образцовфест" глазами забайкальской актрисы Ольги Шмалько

Актриса Забайкальского театра кукол Ольга Шмалько рассказывает о XII Международном фестивале театров кукол имени Сергея Образцова.

Фестиваль прошел в сентябре в Москве под названием "Технологии чудесного". Заслуженная артистка Забайкальского края, член СТД РФ Ольга Шмалько смогла лично присутствовать на этом значимом мероприятии благодаря проекту "Творческая командировка": Союз театральных деятелей ежегодно поощряет работников театров из регионов за вклад в развитие искусства. Поэтому в делегацию, кроме Ольги, вошла кукольники из разных уголков страны!

И прежде чем говорить об увиденном и делиться впечатлениями – несколько цифр фестиваля:

  • 24-29 сентября, Москва;
  • 12 театров из 3 стран;
  • 13 спектаклей и 25 дополнительных мероприятий;
  • 7 онлайн-трансляций происходящего в прямом эфире театра кукол им. С. В. Образцова.

- Программа фестиваля была очень насыщенной – что запомнилось больше всего и даже сейчас, когда уже прошло некоторое время – всплывает в памяти?

- Москва была очень гостеприимная: солнечная теплая осень, радушный прием и искренний фестиваль. Люди, которые были на этом фестивале, прежде всего, образцовцы – чудесные, добрые, открытые! Вся поездка была наполнена радостью.

Всплывает в памяти театр Образцова, их музей, вечер романсов, все лекции, которые проходили очень интересно, живое общение с главным режиссером театра им.С.Образцова Борисом Константиновым – очень интересный человек, профессионал. А главное, была та самая настоящая театральная атмосфера, которая, к сожалению, немного у нас уже потеряна: то ли в силу того, что нет своего здания, то ли в силу того, что нет пополнения актерского и режиссерского состава. Сейчас очень сложная обстановка у нас в читинском театре кукол – и потому эта театральная атмосфера очень трогает, за живое: дает и радость, и грустинку.

-2

- Среди участников были разные театры кукол со всей страны – какие спектакли удалось увидеть, на какие темы сейчас говорят театры кукол, какие технологии используют?

- Спектакли удалось посмотреть, к сожалению, не все, так как фестивальные показы начались 21 сентября, а мы приехали только 24-го. Но всё, что было дальше по программе, конечно посетила с большим удовольствием и интересом. Некоторые спектакли понравились больше, чем другие, но все работы без исключения заставляли о чем-то задуматься.

"Сказка, рассказанная на ночь". Фото из официальной группы театра им.С.Образцова ВКонтакте
"Сказка, рассказанная на ночь". Фото из официальной группы театра им.С.Образцова ВКонтакте

Первый спектакль, который я увидела – «Сказка, рассказанная на ночь» Вологодского областного театра кукол. Здесь по полной использовались все современные технологии: световые, музыкальные, мультимедийные, видео. Всего было много и все это очень хорошо соединено вместе, одно другому не мешало. Плюс чудесные актерские работы. Даже сложилось впечатление, что это какой-то курс: очень сработанные ребята для своего молодого возраста, очень чувствуют друг друга, партнерство на высшем уровне! Хорошая интересная сказка получилась. Современные технологии сочетаются с танцами, песнями, даже акробатикой и элементами фокусов. Очень интересные объёмные большие куклы, разные актерские приемы. Спектакль очень понравился, но все же хотелось больше именно театра кукол – а получилось веселое красивое шоу.

Спектакль донецкого театра кукол «Странный цирк Марка Шагала» - трогательный, славный, добрый, искренний. Живым планом работал актер – грустный клоун. История о том, что происходит в театре и под куполом цирка. О том, что каждый гений – это ребенок, а каждый ребенок – гений. Теневой театр тут тоже был, за ширмой работали два актера. Образы для спектакля взяли с картин Марка Шагала, дополнили чудесной музыкой. Достаточно традиционный теневой спектакль. Образ клоуна, который без слов заставлял зрителя грустить и радоваться, остался со мной навсегда.

"Хочу быть волком". ото из официальной группы театра им.С.Образцова ВКонтакте
"Хочу быть волком". ото из официальной группы театра им.С.Образцова ВКонтакте

Не так сильно меня тронул спектакль из Нижнего Тагила «Хочу быть волком». Сказка-притча, где перемешано несколько известных сказок и героев – волк, барашки, поросята, плюс современность. Говорилось о том, как сложно не заблудиться в поисках своего «я». Не особо технологичный спектакль получился, разве что летали вертолетики на батарейках. Но я всегда благодарна актерам, когда смотрю любой спектакль, потому что люди трудятся, вкладывают душу в свою работу.

Очень запомнился спектакль санкт-петербургского театра «Цехъ» под названием «Кыхи» - добрый, милый. О том, как многое мы можем на самом деле, стоит только захотеть дарить тепло и радость! Для меня все-таки петербургские спектакли всегда лучшие, их ни с чем не спутаешь, как и актеров: тем более, многие ребята, которые работали в спектакле, мне знакомы. Я встречала их, когда проходила курсы повышения квалификации в Иркутске – учились с их курсом. Радостно, что они так далеко шагнули – работают в Питере и достаточно успешно.

"Русалочка". Фото из официальной группы театра им.С.Образцова ВКонтакте
"Русалочка". Фото из официальной группы театра им.С.Образцова ВКонтакте

Еще один замечательный спектакль фестиваля – работа Брянского театра кукол «Русалка». Неожиданный взгляд на неоконченную поэму Александра Пушкина, текст оставлен оригинальным: и свет, и музыка, и куклы действуют одновременно трагично и напряженно, с великолепной игрой актеров живым планом. Хотелось бы такой спектакль и у нас в театре.

"Земля и Вселенная". Фото из официальной группы театра им.С.Образцова ВКонтакте
"Земля и Вселенная". Фото из официальной группы театра им.С.Образцова ВКонтакте

Заканчивался фестиваль спектаклем труппы из Ирана, из Тегерана, «Земля и Вселенная». Семь историй разыгрывают три актрисы, с помощью кукол и рук создают образы любви и ненависти, детства и старости, веры и сомнений. В центре спектакля история Моисея и пастуха. Это визуальная поэма, наполненная пластикой, национальной музыкой, волшебной атмосферой. Очень завораживает. Не зря его поставили в финале фестиваля, мурашки по коже.

- Немного подробнее о главной теме фестиваля – много чудес было?

- Технологии чудесного в театре начинались прямо на входе в театр! Всем раздавали браслеты на руки с QR-кодами, а в центре фойе стояла большая, с человеческий рост, инсталляция – символ образцовсого театра: ладонь с шариком на указательном пальце. Шар был прозрачный и в нем от сердцевинки шел ток. Нужно было поднести браслет этому шарику и зарядиться энергией. Интересный ход – шутливый и в то же время куражный. А вообще QR-код можно было считывать перед каждым спектаклем и узнавать всю информацию о показе, актерах, театре и так далее. И хотя без технологий мы никуда, но без живого театра кукол мы вообще никуда!

-7

- Кроме спектаклей, что было в программе фестиваля?

- Лекции, например. «Инклюзивные проекты в музее и театре кукол имени Образцова» – о том, как важно использовать и готовый шаблон донесения информации определенным группам населения (глухонемые, незрячие, аутисты), и как важно продолжать изучать их потребности и искать новые уникальные, более увлекательные и эффективные способы подачи материала особому зрителю. С лекцией «Театр кукол: живое и мертвое» выступала театральный критик, эксперт премии «Золотая маска» Олеся Кренская. Она приводила примеры взаимодействия на сцене живого плана и предмета – куклы, используя идущие спектакли разных театров кукол страны. Среди них – спектакль иркутского театра кукол «Последний срок». Он мне особенно запомнился, потому что я много наслышана об этом замечательном спектакле, в нем работает бывший актер нашего забайкальского театра Эдуард Дроздов. О «Технологии чудесного в театре кукол» очень интересно рассказывал Борис Константинов. Говорил, как важно внедрять современность в работу и при этом не потерять ту теплоту и искренность, ту живость, которая годами живет в театре кукол. Специалисты делились с нами опытом использования современных материалов в работе театра кукол – при изготовлении декораций, реквизита, кукол. Я даже привезла эту презентацию с собой, надеюсь, пригодится нашему театру.

Лекции прошли очень живо, с большим количеством полезной информации – хорошее здоровое общение с коллегами.

- Упоминался музей…

- Да, ходили в дом-музей Михаила Булгакова, посмотрели фильм о кукольниках – как живем, как создаем спектакли. Фильм сняли год назад, сейчас его возят по разным фестивалям. Была чудесная экскурсия в театральном музее Образцова. Там были экспонаты – куклы – которых можно было поводить. И я попросила: мне дали куколку, которая очень хорошо меня послушалась, ожила, все даже зааплодировали.

-8

- Неформальное общение – важная часть любого фестиваля. Часто так возникают творческие коллаборации, знакомства, планы и идеи.

- Да, появились планы, мысли. Очень рада, что познакомилась с актерами из других городов, теми членами СТД, которые приехали в эту творческую командировку. Встретила и старых знакомых, с которыми пересекались на гастролях, других фестивалях. В любом случае всегда такие поездки – момент, когда набираешься опыта, энергии и находишь что-то новое, не только знакомства, но и новые формы, то, что хочется попробовать у себя. Мне бы очень хотелось, чтобы мы в Чите запустили инклюзивные проекты, потому что мы когда-то уже пытались это сделать в театре – а теперь образцовцы поделились своим большим опытом!

-9

А еще был вечер романса – встреча друзей. Это хорошая традиция, Екатерина Образцова – внучка Сергея Образцова – рассказывала занятные семейные истории, делилась воспоминаниями, звучала музыка, романсы в исполнении гостей. Круглые столы с белой скатертью, на столе было все по-домашнему: маринованные грибочки, которые готовила сама Екатерина, яблоки из их сада. Очень здорово и уютно было. Настоящее, трепетное, душевное – всё это в 21-м веке живо и, к счастью, никуда не денется.

- Кроме фестивальной программы что-то удалось посмотреть?

- Успела сходить в МХТ им.Чехова на «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» - потрясающий спектакль, в главной роли Константин Хабенский. Спектакль длится 3,5 часа – а пролетает за одну минуту. Яркий, зрелищный, с хорошими актерскими работами, запоминающейся работой художника – очень здорово. Посмотрела в театре им. Е.Вахтангова «Амадей». Это история Моцарта и Сальери – прекрасный, запомнился игрой актеров и тем, что на сцене использована кукла-марионетка – Моцарт. Красиво и трогательно. И очень грустно от того, что мы в Чите далеки от этого искусства, от такого настоящего творчества. Даже не знаю, чего больше со мной осталось – радости от увиденного или грусти от понимания того, что у нас этого нет.

-10

- Есть ли что-то, что уже сейчас хочется внести в жизнь Забайкальского театра кукол после творческой командировки?

- Бывает, что складывается мнение, будто театр кукол – это что-то прошлое, не очень интересное. Это не так. Театр живет – это живое, настоящее. Мы живем, двигаемся и своих детей учим через кукол – и это навсегда. Но нужно не только любить искусство, но и учиться ему. Очень важно развиваться – ещё Константин Станиславский говорил, что искусство не стоит на месте. Даже самый классический театр развивается, вносятся новые формы, идеи, современные находки, для того чтобы и самому актеру было интересно, и чтобы зрителей зацепить. Мне бы хотелось, чтобы у нас этого развития было больше.

И я очень рада, что побывала на фестивале в Москве – благодарна, что это случилось в моей жизни.

XII Международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова посвящен Десятилетию науки и технологии, который объявлен в России указом Президента с 2022 по 2031 год. Реализован ассоциацией "Академия народной музыки" при поддержке Министерства культуры России совместно с государственным театром кукол им. С. В. Образцова.

Вам может быть интересно:

"Небылицы в лицах": спектакль частного театра, появившегося в пандемию и выжившего
"Театральный чердак"26 сентября 2023

Поддержите канал подпиской)

Хобби
3,2 млн интересуются