Спектакль «Соловей и роза» / грустная сказка для детей младше 120 лет
Режиссер и автор инсценировки Иван Карпов
Художник Виктория Горбунова
Оскар Уайльд – арт. Сергей Калинников
Газета – арт. Эдуард Дроздов
Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство»
Забайкальский театр кукол поставил серьезный спектакль для подростков и взрослых зрителей. Рядом с «Котовасией» и «Маленькой феей» в афише теперь «Соловей и роза». Липецкий режиссер Иван Карпов превратил сказку эксцентричного Оскара Уайльда в нежный и глубокий спектакль.
В полутьме высвечивается человек с пером в руке, вокруг исписанные листы – разбросаны, сушатся на бельевой веревке. Безмятежность полусна быстро сменяется волнением: на крошечной сцене, привыкшей к куклам, мечется человек в длинном домашнем халате, покрывая небольшое расстояние несколькими шагами. Писатель (Сергей Калинников) мучительно формулирует фразу, нанизывая по слову, пока не получится: «Она сказала, что будет танцевать со мной, если я принесу ей красных роз!»
Сочиняя сказку, он начинает спорить сам с собой, повторяет самые горькие обвинения газетных критиков, обращенных к Оскару Уайльду, и распаляется настолько, что пытаясь избавиться от прицепившейся к ноге газеты, падает и ударяется об пол. С этого момента мысли Писателя и сам процесс создания произведения становятся зримыми. Демиург среди оживающих предметов своего кабинета, он поднимает полукруглую резную крышку рабочего стола, и тот превращается с сад. На фоне белой полупрозрачной шторы бумажная лампа становится круглой луной. Вспыхнувший на мгновение свет превращает штору в занавес, за которым образы Соловья и Розы, существующие в голове у Писателя, обретают форму человеческих тел – девушки и юноши в простых белых одеждах.
Сам Писатель проигрывает сцены будущей сказки куклами, закрепленными на тонких палочках-штоках. Артист Сергей Калинников выступает и рассказчиком, и кукловодом. При этом он умеет деликатно уходить на второй план, когда на первый выходят куклы. Героям – маленьким выбеленным Соловью, Студенту, девушке, ящерке – он находит интонации и голоса, не похожие между собой, большой диапазон позволяет избежать карикатурности.
Изменчивый Господин Газета – единственная кукла, которая создается каждый раз заново ловкими руками скрытого в темноте кукловода (Эдуард Дроздов) из прямоугольного куска шуршащей пленки – то лапки есть, то голова угадывается, а то просто «гусеницей» перемещается по натянутой бельевой веревке. Дуэт-дуэль Писателя и Господина Газеты, неизменно выкрикивающего колкие фразы из критических статей, становится борьбой писателя со своим вторым «я».
Режиссер смело вторгается в текст Уайльда, проводя параллели и добавляя героя – Газету. Ему отдаёт слова Студента, обращенные к Соловью, и делает их обвинением в адрес Писателя: «…много виртуозности и ни капли искренности», «иные из его трелей удивительно красивы, жаль только, что в них нет никакого смысла». Так режиссер задает зрителям любопытную игру в духе самого Уайльда – спектакль полон намёков и неочевидных сравнений. Боль непонимания, стремление вложить искренность в красоту и невозможность уступить практицизму, присущее Писателю, опытный актер играет так пронзительно, что частная история возвышается до трагедии каждого художника. Проживая её как личную, Калинников становится сдержанным и лиричным драматическим артистом. А молодой режиссер, подобно Соловью, ставит о любви. Изысканный в своей простоте спектакль утверждает триумф чувств. В отличие от Уайльда, который заканчивает сказку словами о «практическом веке» и метафизике, Иван Карпов ставит многоточие – фразу о прекрасной любовной песне Соловья, которая разносится по небу и земле, будит пастухов и растворяется в море, за Писателем эхом повторяют герои спектакля, выходя на поклон.
«Соловей и роза» – сказка английского писателя Оскара Уайльда, который является одной из ключевых фигур эстетизма. По сюжету Девушка обещает влюбленному Студенту танец за подаренную красную розу. Юноша не может найти красный цветок в саду, и тогда Соловей жертвует собой ради любви, обагряя розу своей кровью. Студент дарит цветок возлюбленной, но девушка все равно отказывает ему, говоря, что другой поклонник подарил ей драгоценные камни, которые дороже розы. «Соловей и роза» включен в сборник «Счастливый принц и другие сказки» (1888).
Иван Карпов – актер Липецкого областного театра кукол, режиссер, поэт. Окончил филологический факультет Липецкого государственного педагогического университета, Липецкий областной колледж искусств имени К. Н. Игумнова – специальность «актер театра кукол». В июне 2019 года заканчивает Российский государственный институт сценических искусств (г.Санкт-Петербург). Начал изучать режиссуру уже работая в театре кукол актером. В 2013 году с группой единомышленников создал театр "Под Деревом", который задумывался как творческий поиск идеального человека, живущего в гармонии с собой и миром. Репертуар начинался с литературно-музыкальных композиций, сейчас коллектив проводит театральные лаборатории и гастролирует со спектаклем «Сны Танаиса» (посвящение поэтам Ростова-на-Дону). В планах театра – работа над спектаклем, посвященном поэтам XXI века.
Спектакль «Соловей и роза» впервые поставил на сцене Липецкого театра кукол в 2019 году, сам играет роль Писателя. В Забайкальский театр кукол «Тридевятое царство» приехал работать по приглашению главного режиссера театра Александра Поветкина после знакомства на театральной лаборатории Яны Туминой (г.Санкт-Петербург).
Вам может быть интересно:
Поддержите канал подпиской!