Найти в Дзене
"Театральный чердак"

Лаборатория артистов театров кукол в Москве: актриса забайкальского "Тридевятого царства" Виктория Шведина стала участницей (интервью)

В прошлом октябре в гостях у «Театрального чердака» была актриса Забайкальского государственного театра кукол «Тридевятое царство» Виктория Шведина. И повод поговорить о творчестве – самый прекрасный! С 6 по 10 сентября в Москве проходила лаборатория молодых артистов театров кукол под руководством Александра Стависского. Лабораторию организовал Кабинет театров кукол и театров для детей СТД РФ. А темой стала «Марионетка». Только 20 из 75 желающих смогли поехать на несколько дней в Москву, чтобы на практике и под трепетным руководством профессионалов освоить новые навыки. Среди них – две актрисы из Читы: Полина Казанцева и Виктория Шведина. С Викторией мы и поговорили об этом. - Расскажи, почему решила участвовать в лаборатории «Марионетка»?
- Артист кукловод – это очень интересная и в то же время сложная профессия. Кукольник должен владеть актёрским мастерством, работать с разными системами управления кукол и, конечно, он должен знать о кукле всё. Или почти всё. А для этого необходимо

В прошлом октябре в гостях у «Театрального чердака» была актриса Забайкальского государственного театра кукол «Тридевятое царство» Виктория Шведина. И повод поговорить о творчестве – самый прекрасный! С 6 по 10 сентября в Москве проходила лаборатория молодых артистов театров кукол под руководством Александра Стависского. Лабораторию организовал Кабинет театров кукол и театров для детей СТД РФ. А темой стала «Марионетка».

Только 20 из 75 желающих смогли поехать на несколько дней в Москву, чтобы на практике и под трепетным руководством профессионалов освоить новые навыки. Среди них – две актрисы из Читы: Полина Казанцева и Виктория Шведина. С Викторией мы и поговорили об этом.

-2
-3
-4

- Расскажи, почему решила участвовать в лаборатории «Марионетка»?
- Артист кукловод – это очень интересная и в то же время сложная профессия. Кукольник должен владеть актёрским мастерством, работать с разными системами управления кукол и, конечно, он должен знать о кукле всё. Или почти всё. А для этого необходимо постоянно работать над собой, совершенствоваться, учиться и повышать свой профессионализм. Поэтому, когда я узнала о том, что будет проходить творческая лаборатория театров кукол, я сразу подала заявку на участие. Ведь марионетка – одна из самых сложных и интересных кукольных систем. Лаборатория проходила под руководством доцента кафедры режиссуры и актёрского мастерства театра кукол РГИСИ Александра Стависского. Пять лет назад я уже принимала участие в подобной лаборатории под его руководством, тогда темой встречи была тростевая кукла. У него есть, чему поучиться.

- Часто ли приходится работать марионетками?
-К сожалению, в наше время марионетка не самая распространённая кукольная система. Она очень сложна как в изготовлении, так и в управлении, ведь для того, чтобы сделать классическую марионетку требуется работа настоящего профессионального мастера-технолога. Поэтому на практике работаю с марионеткой не так часто, как хотелось бы. Но мы, артисты, очень любим марионетку. Ведь это по-настоящему театральные куклы, они живые, трогательные, завораживают своей подвижностью, грацией, выполнением сложных трюков, необычными движениями и красотой.
Марионетка кукла с секретом, и чтобы его разгадать, необходимо освоить технологию кукловождения, иметь особое внимание и терпение. За каждое движение, за каждый жест, пластическую фразу отвечает своя нить. Их может быть больше 20 у одной куклы. При этом движения куклы должны быть тщательно выверены в техническом отношении. Они должны быть выразительными, точными и насыщенными, а добиться такой органичности кукловоду не так-то просто. В этом и заключается сложность в работе с марионеткой.

- Что запомнилось в работе лаборатории?
- В лаборатории принимали участие 20 актеров из 15 городов страны. Это была самая увлекательная, насыщенная лабораторная неделя в театральной столице – Москве. Мы погружались в мир марионетки. А началось все с изготовления самой марионетки…! Привязывали нити, собирали вагу (конструкцию, на которую крепятся нити для управления) и делали первые шаги. Каждый день с утра до вечера проходил тренинг. На нем мы выполняли упражнения, делали музыкальные этюды, осваивали ритмические рисунки, узнавали, как марионетка работает с предметом, как она существует в разных жанрах. Освоили основные движения куклы, походку, простые и сложные жесты. Главное, я научилась лучше чувствовать марионетку, стала лучше понимать принцип управления системы.
Самым трогательным был последний день, когда пришло время разобрать марионетку, обрезать нити и сложить ее в чемодан. Мы не хотели отпускать кукол, а они нас.

-5

- Много ли впечатлений осталось, спустя месяц?
- Впечатлений, конечно, очень много, и все они положительные. Понравилась сама атмосфера творческой лаборатории, энергия, настроение, заинтересованность каждого участника, запомнились талантливые ребята. Было очень и очень интересно, познавательно и насыщенно. Марионетки сдружили нас между собой. Как здорово, что благодаря СТД РФ и поддержке регионального отделения СТД, а также администрации театра кукол, есть уникальная возможность не только овладеть новыми навыками, получить бесценный опыт, но и познакомиться с талантливыми педагогами, режиссерами, актерами со всей страны. Участие в лаборатории – это один из способов профессионального роста и саморазвития. А создание марионетки и игра с ней дают еще и огромную возможность для познания человека. Живость этой куклы – ключ к пониманию собственной жизни и человеческой души....

Вам может быть интересно:

"Небылицы в лицах": спектакль частного театра, появившегося в пандемию и выжившего
"Театральный чердак"26 сентября 2023